Галилей

Анатолий Беднов
- Эй ты, умник! Да, это я к тебе! Ты чего плетешь? Земля вертится вокруг Солнца… Что за черт! Да я таких, как ты, тоже вертел… на кончике шпаги. Какая наука? Брехня это все, прекрати смущать народ, не то… Да, я пьяный, но все, что у трезвого на уме, сам понимаешь… Ученый он! Ничего, скоро станешь ученым, на костре копченым… Ясно?

Да ты не обижайся, дядя! Я сам сознаю, что неуч, и мне твои доказательства так же… ну как моему ослу искусство игры на флейте. Университетов не кончал, не чета тебе, умник. Я даже тебя, понимаешь, уважаю. Вот только ты это… поменьше про свои вращения-верчения рассказывай людям. А то ведь душевный покой нарушаешь, ясно тебе? Жили, ничего такого не ведали – и нате: Земля кружится вокруг Солнца. Спать ложишься и боишься, что ночью твое ложе с земли соскользнет, и улетишь ты вместе с одеялом, подушками и женой в небесный эфир. Я может и пью оттого, что страх заглушаю. Не нарушай во мне душевного равновесия! Пиши себе для себя, спрячь написанное в шкаф – может, люди через сто лет умнее нас будут, твою писанину прочтут и не испугаются. А так ты только горожан будоражишь! Зачем разрушать эту, как там ее… да, точно, привычную картину мира?

- Синьор Галилей, я, конечно, осведомлен, что вы – выдающийся ученый и гордость нашего государства. Вот только ваши публичные заявления о вращении Земли вокруг Солнца… Я, разумеется, понимаю, что ваши теории недоступны разуму городских обывателей. Тогда зачем же смущать их своими рассуждениями? Ведь эти олухи делают из вашей теории совсем не те выводы, которые из нее должны последовать. В нашем великом герцогстве все вращается вокруг великого герцога, верно? Он – центр нашей маленькой вселенной. А если Земля – не центр большой Вселенной, выходит, и Его Светлость – отнюдь не центр нашего государства, а должен вращаться вокруг чего-нибудь. Ну, скажем, вокруг конституции. Или поделиться своей властью с парламентом, а то и вовсе отказаться от нее в пользу парламента!

Вот такие выводы делают из вашего учения, досточтимый профессор, разные беспокойные элементы. Так что держите свои теории при себе, не нарушайте политическое равновесие, установившееся в государстве, не подрывайте его стабильное существование. Вы же умный человек, должны понимать. Какая разница, что там вокруг чего крутится и вертится! Важно не допустить опасного брожения умов. А забродить они могут от любых «дрожжей»! Вы же не хотите оказаться в неблаговидной роли зачинщика беспорядков, это не в ваших интересах.

- Сын мой, я не враг вам, и даже не пытаюсь опровергнуть ваши доказательства. Я лишь хочу, чтобы вы ясно поняли: опрометчивым оглашением своих научных выводов вы, быть может, сами того не желая, наносите удар по нашей духовной твердыне. Посудите сами: Земля вращается вокруг Солнца, она – такая же планета, как все остальные, а они, в свою очередь – такие же, как Земля. Значит, и там могут жить люди? И на эти планеты, конечно же, приходил со своей миссией Сын Божий и заронил в души чужепланетных народов семена веры. Значит, там тоже есть (просто не может не быть!) Святая Матерь Церковь и есть Папа!

Представьте, что будет, если найдутся еретики, которые станут утверждать, будто жители иных планет - большие христиане, чем мы, земные католики, а тамошние Папы намного благочестивей римского первосвященника! Это нанесет поистине страшный удар по нашей вере, более ужасный, чем нанесли все протестантские ересиархи, вместе взятые! Ваша теория вносит сумятицу в души паствы, подрывает самые основы духовного благополучия всего католического мира. Еще год назад я просил бы вас просто держать язык за зубами, но теперь вынужден настаивать, требовать, чтобы вы публично отреклись от своего учения. Вы можете продолжать втайне придерживаться его, созерцать небесную высь и делать свои вычисления – но для мира вы должны публично отречься от заблуждений. Скажу по секрету, между нами: инквизиция давно точит на вас зубы, и достаточно одного-единственного доноса… Не нарушайте же хрупкого мира и согласия в обществе, которые и без того постоянно испытывают на прочность враги нашей веры. Но вы же добрый католик, и вы поймете меня?

- Досточтимый коллега! Я прочел ваше сочинение, и, знаете ли, со многими выводами просто не могу не согласиться. Увы, это так! Но я категорически против того, чтобы ваши труды издавались и распространялись. Что скажет обо мне молодая научная поросль? Что сей уважаемый астроном всю свою жизнь следовал ложному учению Птолемея и ни на йоту не усомнился в нем? И какова же тогда цена всем моим заслугам, кто станет почитать и уважать меня и моих единомышленников? Кто будет верить в мою научную честность? Наконец, я уже пожилой человек, и каждодневные напоминания о том, что я всю свою сознательную жизнь заблуждался, нарушает мою душевную гармонию, лишает привычного комфорта, как говорят французы, и просто загонят меня в гроб, как и многих наших с вами коллег. Нет уж, пусть лучше ваши труды, глубокоуважаемый коллега, пылятся в архивах под семью замками!

- Что ж, я согласен! Я не буду смущать пугливых обывателей, не стану сеять смуту в государстве, подрывать благополучие нашей матери Церкви и выставлять на посмешище своих ученых коллег. Я не хочу, чтобы мое душевное равновесие было поколеблено, я дорожу житейским комфортом. Итак, я отрекаюсь от своих научных выводов. Птолемей прав, а я ошибался, и Земля – центр Вселенной. Вы хотите тишины и спокойствия? Я – тоже!