Манускрипт

Анатолий Беднов
- Как подвигается работа, Амброзий? Ты, надеюсь, не забыл, что манускрипт должен быть готов к Рождеству?

- Вашими молитвами, отец Ансельм. Совсем уж немного осталось – и закончу хронику.

- А что именно осталось?

- Взятие королевскими войсками нашего города, имевшее место в прошлом году.

- Совсем свежо! Как тут забыть? Август Кнопфель отчаянно сопротивлялся, но наш король взял город приступом и повесил строптивого бургомистра в назидание прочим. Дай-ка я почитаю, что ты там нацарапал. Так, «доблестная армия венценосного полководца…», замечательный слог, в меру пафоса, в меру дидактики. Стоп! А это что такое? «Принялись грабить городских обывателей…». Чушь! Разве такое могло быть? Сам видел? Нет, так история не делается! Вымарай это место, начни снова и напиши так: «Бюргеры несли дары освободителям от тирании: шкатулки с драгоценными камнями, кошельки, набитые золотом и серебром, прочие ценные вещи, отдавали все добровольно, сугубо добровольно, в качестве благодарности за избавление от жестокого и алчного градоправителя. Снимали с себя перстни, браслеты, ожерелья, обручальные кольца, выламывали золотые зубы». Записал?

- Позвольте, а как же заповедь «Не произноси ложного свидетельства»?

- Так это в суде! Там действительно нельзя лгать, юриспруденция – она такая штука… А на исторические хроники заповедь не распространяется. Так что пиши, не как было, не как видел, а как должно было быть. Не токмо для себя стараемся – для будущих поколений, которым нужна правильная история. Правильная – не всегда правдивая. Уяснил, что к чему?

- Ну, как же тут не понять. История пишется для королевского Величества, а не для…

- А не для Кнопфеля, который давно в аду обретается и ничего сказать не может. Читаем дальше. Вот тут хорошее место. А это что? «Многие горожанки подверглись насилию со стороны королевских солдат». Да они сами бросались в объятья, до того распущены и развращены эти дочери Евы! Солдаты наши от них отбивались чем могли, пару красоток даже мечами покалечили… А все потому, что добропорядочные подданные, стойкие в вере католики, настоящие апостолы морали! Хоть при жизни канонизируй этих молодцов!

- Так не поверят же!

- Наши современники не поверят, зато потомки… Вот ты веришь, что гуси Рим спасли? А может, это все римские хронисты придумали? Красивая сказка, не правда ли? И Муций Сцевола, вполне возможно, руку обжег о горячую сковородку, когда решил позавтракать. А потом из этого бытового казуса подвиг сделали, дескать, руку в пламя костра сунул. Кто знает подробности, кто проверит, так это было или нет? А вспомни двадцать тысяч мучеников Никомидийских, сожженных в церкви язычниками? Как ты думаешь, могло столько молящихся собраться в тогдашней скромной христианской базилике, если даже наш кафедральный собор не вместит столько душ? Но мы обязаны верить этому. Так что пиши, Амброзий, правильную историю, понятно тебе? Вижу, что понятно. Читаем: «Королевские солдаты разграбили церковь святого Иоанна, вынесли оттуда все, что могли…» Было дело, их потом Папа Римский отлучил за такие проделки. Но ты должен написать следующее: «Слуги нечестивого Кнопфеля, облачившись в одежды и доспехи убитых ими воинов короля, разграбили и осквернили свою же городскую церковь, дабы обвинить в этом монаршее воинство. А потом, нацепив на себя бутафорские вериги, притворно каясь, поплелись в Рим, и тем обманули Папу». Хотя, нет, про Папу не стоит, перебор.

Учись, брат, историю писать. И король отблагодарит тебя. Вот я был когда-то одним из придворных, провинился перед государем. Мне могли бы по его королевскому повелению голову отсечь, а всего лишь волосы на макушке выбрили и спровадили в лучший монастырь.

Так что пиши историю правильно, глядишь, настоятелем сделают. Через сто, двести, пятьсот лет по твоему манускрипту историю нынешнего царствования изучать будут. Вот и старайся на благо короля и всей его династии, обессмерть его имя в веках. И тебе воздастся! И всем нам воздастся. Его Величество обещал подарить обители три деревни с крестьянами, если напишем все, как надо.