Моя золотая бабушка

Дамеш Тажибаева
По мере того, как идут года,то часто, лёжа ночью без сна, вспоминаю свою бабушку.
И хочу представить её жизнь и меня одолевает жалость.
История жизни повторяется с невероятной точностью.
Были годы коллективизации.
Моя бабушка,раскулаченная,обобранная до нитки новым правительством, отстаёт от родни,бежавшей за границу.
Смутно вспоминаю рассказы взрослых том,что для того, чтобы избежать расстрела семей богачей того времени,отец вынужден был выдать свою дочь,мою бабушку,за председателя колхоза,моего деда-пролетария,тем самым спасая жизнь своих детей.
Когда я училась в начальной школе,я помню что ездили с папой в гости к брату моей бабушки.
 Высокий, красивый и благородный дед. Аристократ.
Жил в колхозе и сажал дыни.Угощал нас,когда приезжали в гости.
 Это были 60-е годы.
 А в 30-е,овдовевшая бабушка,осталась с троими детьми,двумя сыновьями и дочерью в колхозе и работала с другими колхозницами в поле.
 Рассказывали, что бабушка была смешна в своем стремлении походить на остальных простых женщин,работавших с ней,
и,когда ходили за хворостом
далеко за аул,то привыкшая ходить прямо,ей приходилось в такт другим женщинам менять походку и ,раскачиваясь, идти в развалку ,когда несли хворост,взвалив на спину,чтобы не обнаружить свое,бросавшееся в глаза,байское происхождение.
 Ещё много я слышала насмешек в адрес моей статной и красивой бабушки в белом саукеле и со звенящими в волосах  серебряными украшениями.
Моя золотая бабушка.
Это была свободная,интеллигентная и любознательная,милосердная, сердобольная и жёсткая, строгая женщина, глубоко и трепетно любившая моего отца,своего единственного,уцелевшего после всех невзгод коллективизации сына,потерявшая в Великую отечественную войну, старшего сына, уехавшего учиться в Ленинград и , оттуда же ушедшего на фронт,а в 1943-м,получившая похоронку о безвестно пропавшем сыне,от которого до конца своей жизни ждавшей весточки,так и не дождавшейся.
Мы были детьми,отец наш и мама жили в большом доме,ими построенном,не без помощи добрых людей и я помню,как ночами бабушка ждала отца, когда он уезжал в город с отчётом.Он работал главным бухгалтером в районном предприятии по заготовке зерна.
60-е,70-е,80-е годы.Годы относительно мирного существования.
Годы, когда пели песни,посвященные Москве.
Все пятнадцать республик говорили на русском и Москву называли столицей...
О чем думала моя бабушка.О чем молилась?Во что верила?
А молилась она о здравии своего единственного и ,уцелевшего за весь свой бабий век, сына и за сына её сына.
А в семье,среди шести девочек,был у неё единственный внук.
Всё было стёрто из её жизни; ее родители,братья и сёстры,весь прежний быт, её образование в медресе,ее социальный статус.Ее традиции.Ее обычаи.И даже её язык.
Всё было отдано,выменяно,принесено в жертву ради самосохранения, сохранения рода.
Моя мама.Будучи сама без высшего образования,и говорившей чисто на казахском языке,в угоду современным стандартам и ради будущего детей,отдала нас в русскую школу.
В 80-е все шло к неизбежности слияния языков и наше русское образование не могло не быть барьером
между детьми,выросшими в духе нового русскоязычного восприятия мира,и нашими родителями.
Невозможно было не чувствовать этой стены отчуждения и непонимания между родителями и детьми.
Это было неестественное, странное несовпадение взглядов.
То,во что верили мои родители,не оправдало себя и на полпути разлетелось в прах в конце 80-х.
О чём думала моя мама? О чём молилась?
О здравии своих детей.О будущем воих внуков,которых за руки водила в школу и не могла понять: в какую?
Ведь во дворе была новая власть- независимая страна, родная,но всё же непонятная.
30лет прошло с тех пор.
Три поколения сменилось на той земле,в том доме,где хозяйничала бабушка.
Третье поколение детей создаёт свои семьи.
И моя сноха,жена моего брата,внука моей бабушки хранит очаг того дома.
О чём думает она? О чём молится?
О здравии своих детей.Об их будущем.
Готова жертвовать всем,что у неё есть.
Теперь её дети говорят на английском и китайском.
И между этими поколениями сто лет.
Что изменилось в судьбах этих трёх поколений.Что общего?
Идут годы.И я часто вспоминаю бабушку.
Она,своей ласковой рукой проводит по моим волосам.
Моя золотая бабушка.
Может зря меня одолевает жалость,когда я вспоминаю тебя?!