Мимо Большого

Тамара Непешка
Соня проработала в одной и той же организации больше тридцати лет. Дорога от дома до работы была удобная — всего несколько остановок на метро до Театральной, а дальше десять минут пешком, мимо Большого театра. 

Соня когда-то прочитала, что время от времени надо менять маршрут, которым ходишь изо дня в день. Иначе, если возникнет неожиданное препятствие, например, выкопают траншею поперек дороги, можно получить нервное расстройство.

Соня, конечно же, не отнеслась к этому совету серьезно. Но она вспоминала его всякий раз, когда, следуя рекомендациям врача, выходила из метро на одну станцию раньше, чтобы пройтись побольше пешком.

К новому маршруту, пролегающему по Столешникову переулку, Соня не смогла привыкнуть. Раньше это была живая торговая улица, суетливая и тесная, с лучшими сладостями в Москве. Настроение поднималось после того, как по ней пройдешься. А теперь это был безлюдный переулок, и Соне хотелось побыстрее его миновать. Соня думала, что не замечает ничего вокруг, когда утром бредет на работу полупроснувшаяся, а зимой еще и в темноте. Но выяснилось, что замечает.

Всю жизнь ее проблемой было рано встать утром. И если Соня просыпала, а такое тоже случалось, она ловила такси или попутную машину. Ориентиром она обычно называла Большой театр, пока один таксист ее не спросил, а где это. Она еле сдержала смешок. Но, с другой стороны, чему удивляться: Москва большая, а в театр далеко не все ходят, тем более сейчас, когда билеты многим не по карману. Правда, раньше билетов вообще в продаже не было, но здание Большого театра все равно все знали.

Еще она прочитала когда-то, что оптимальное время в пути между домом и работой — полчаса. За это время успеваешь перестроиться с домашних забот на рабочие и обратно. Видимо, у нее это перестроение происходило, когда она шла мимо Большого. Выйдя утром из метро, она привычно погружалась в заботы грядущего рабочего дня, прикидывала, что сделает сначала, что потом... На работу приходила уже собранная и сразу принималась за рассмотрение бумаг, подготовку совещаний. Вечером же, перед тем, как войти в метро, Соня мысленно подводила итог рабочего дня.

Соня не могла сказать, что тридцать лет пролетели незаметно. Конечно, она замечала бег времени. Но пенсия все равно наступила неожиданно. Перемены затронули не только таксистов и переулки, но и организацию, в которой она имела счастье трудиться. Если раньше опытных работников держали до физической старости, то теперь руководством был взят курс на омоложение коллектива, и Соню отправили на пенсию, еще полную сил.
 
Соня оказалась выброшенной из привычного ритма жизни. Ей было в новинку проводить много времени дома, обычно выходные дни были полностью заняты. Надо было успеть сделать все по дому и еще кое-что купить, съездить куда-то... А теперь Соня редко выходила из дома, а чаще читала или сидела в интернете. Бывшие подруги и коллеги тоже сидели по домам и реальным контактам предпочитали виртуальные.

Тревогу она забила, когда поняла, что утро сместилось к обеду, а в квартире стало запущенней, чем тогда, когда она работала. Она вдруг почувствовала себя заброшенной. Во что она превратилась? Так можно докатиться до известного состояния «диван, телек, колбаса». Нет свежей стрижки, поправилась, одежда старая, взгляд погасший. Наверняка и холестерин вырос с таким образом жизни. Надо за себя взяться, вырваться из колеи. С чего бы начать? «Надо будет завтра умные советы поискать в интернете на эту тему,» - подумала Соня. В этих раздумьях она заснула.

Утром следующего дня Соня встала пораньше, быстро собралась и вышла из дома. Еще неделю назад она наметила поменять банковскую карту, у которой истекал срок действия. Отделение банка располагалось рядом с ее бывшим местом работы, и, выйдя на Театральной, Соня сосредоточенно зашагала по привычному маршруту. Получив новую карту, Соня уже не торопясь шла обратно к метро мимо Большого. Она заметила группу людей, стоявших на ступенях перед колоннами. Один мужчина докурил сигарету и бросил ее на ступени. Соня автоматически проследила глазами траекторию полета окурка. Мужчина смешался под ее взглядом и сказал ей вслед: «Я сейчас подниму!». Он нагнулся, чтобы поднять окурок. Это немного удивило Соню, и она обернулась назад, задержавшись на секунду.

Вдруг она обратила внимание на мощь колонн Большого театра. Соня остановилась между двумя колоннами и осмотрелась. Красивые парадные двери театра были закрыты, и ей захотелось заглянуть внутрь. Она попыталась вспомнить, когда последний раз была в Большом. Да, верно, была один раз после реконструкции, но скорее для галочки, и все первое действие, как обычно после работы, боролась со сном. Соне вспомнились детские походы в театр всем классом с учительницей. Шум школьников прекращался, когда начинала таять люстра. Все замирали, глядя на нее, как завороженные. Часто это было самое сильное впечатление от похода в театр. Соне вдруг ужасно захотелось повторить эти детские впечатления.

Она повернулась к площади и ее взгляду открылся великолепный вид. Тридцать лет Соня почти каждый день проходила мимо и ни разу не нашла времени рассмотреть и почувствовать эту красоту! Конечно, она раньше любовалась Театральной площадью и даже смотрела световое шоу на здании Большого театра. Но сейчас ей захотелось проникнуть внутрь: посетить манящие афишами театры, фасады которых выходили на площадь, войти в храм, купола которого виднелись вдали.

Из задумчивости ее вывел голос гида, усиленный микрофоном. Соня поняла, что люди, стоявшие на ступенях,  ожидали начала экскурсии. Гид, приятная женщина средних лет, рассказывала об истории застройки площади, об окружающих зданиях, памятниках и улицах. Соне показалось, что она, словно волшебница, вдыхала жизнь в спящие здания, и те наполнялись историческими персонажами, которые совершали поступки, вступали во взаимоотношения, принимали решения, потом исчезали, и на их месте возникали новые фигуры. Рассказ плавно перешел к Большому театру и великим артистам, которые его прославили.

Экскурсионная группа двинулась в переулок, и Соня последовала за ней, приглядываясь к слушателям. В основном это были женщины примерно ее возраста. У Сони создалось впечатление, что многие из них хорошо знакомы друг с другом. «Если хочешь найти друзей, просто ходи регулярно в одно и то же место», - вспомнила Соня еще один совет психологов.

После окончания экскурсии Соня зашла в кассу Большого и вышла оттуда с билетами в сумочке. Она шла к метро и чувствовала спокойствие, собранность, ясность мыслей. До спектакля оставалось почти три месяца. За это время она подтянет фигуру, приведет в порядок внешность, определит новый уклад своей жизни. Она явится в Большой на встречу с искусством в полном порядке.



Прошел год. Соня ждала подруг у колоннады Большого, когда ее окликнули бывшие сотрудницы, шедшие с работы.

- Как ты? Хорошо выглядишь! Мы тебя ни разу в шляпке не видели! Классно! Дома сидишь? Работаешь? - засыпали они Соню вопросами.
- Не работаю, но и не сижу. 
- Не скучно?
- Девочки, вокруг столько интересного! Только лениться нельзя. Это как на работе: скучно, пока не вникнешь. Эту новую жизнь тоже понять и освоить надо. Вы меня потом поймете. Главное — вовремя разглядеть то, что жизнь приготовила именно вам, и не пройти мимо.

Соня попрощалась с ними и поспешила к подругам.
«А шляпка, которую я смастерила, похоже, им понравилась!», - удовлетворенно подумала Соня.