Лялька

Сёстры Рудик
           Подарила свекровь на восьмое марта невестке Аннушке белую красавицу козу Ляльку и говорит:
- У тебя детей полон дом. Будешь их целебным молоком поить, чтобы не болели и горя не знали в отсутствии молока.
       Да оказалась коза Лялька совсем ещё молодая, и до её целебного молока было, как пальцем до неба! Молоко это у неё появилось только после того, как она родила своего одного козлёнка. Свекровка тут же распорядилась отнять козлёнка от вымени, чтоб молоко не привыкал высасывать, а козу велела выдаивать в кружку. Ляльку выдаивали за сутки раз шесть, дабы раздоилось вымя и, не дай Бог, не случился бы мастит. Молока выходило всего на одну скромную кружку и тем пока приходилось кормить козлёнка.
- Ничего, терпи, Аннушка! – подбадривала свекровка невестку, толкая козе в рот конфеты ириски вместе с фантиками, и заверяла: - Скоро у тебя молока будет – залейся! Раздаивать только надо, не лениться.
       И Аннушка не ленилась. И днём, и ночью она только и сидела на кукорках под боком козы с кружкой. Вскоре свекровке изрядно надоело возиться с дойкой, и она быстренько всучила эти «бразды» невестке, ограничившись хитроушлыми оправданиями:
- Ну вот, я тебя уже всему научила, теперь управляйся сама, чтобы козочка привыкала только к твоим рукам.
       С горем пополам Аннушка промучилась с раздаиванием Ляльки и взращиванием козлёнка в доме. Козлёнок рос бравый и вскоре совсем перешёл на обыкновенный корм. По теплу его перевели в сарай, и на вымя козы-матери он нисколько не обращал внимания. Бегал по сараю, весело подпрыгивал, да похрумкивал себе сено.
       А молока между тем так и надаивалась кое-как одна кружка. К лету козлёнка продали, а козу стали гонять на лужок с клевером и ромашкой, чтобы увеличивался молочный удой. Драгоценного молока в кружке прибавилось всего ничего. Как вдруг на дойке Лялька перестала спокойно стоять. Она всё время дрыгалась, чесалась со всех боков и рогами, и копытами, и зубами, и дня через три от долгожданного целебного молока остался один пшик!
- Ничего не понимаю! – чесала спину прибалдевшей козе срочно вызванная свекровь и гадала: - Чтобы её клещ укусил, не похоже… Может, она какой-нибудь белены объелась?..
       Причину рассекретила ветврач. Ошарашив и свекровь, и невестку, она с ходу определила диагноз почесушек:
- У вашей козы полная шкура вшей! Срочно покупайте чёску и вычёсывайте из неё всю прошлогоднюю шерсть, иначе она у вас вообще облезет от чесотки и покроется болячками! Тогда будет хуже. Ещё и вы от неё вшей нахватаетесь!
       Перепуганные тётки схватились за работу! Привязав Ляльку на короткую верёвочку к яслям, они от души драли её склоченную шкуру чёсками, гребёнками, массажками, а неподдающиеся колтуны срезали ножницами. Основная и дальнейшая работа затем вновь упала на Аннушку. После нескольких чёсок свекровь схватилась за спину и, охая, простонала:
- Ооё-ёё-ёй!  Ты уж, Аннушка, управляйся сама! Как видишь, тут ничего сложного нет. Чеши себе, да чеши. А где колтун какой, ножницами чикай и всё. Главное, чтоб у вас молоко было!
       И Аннушка вычёсывала козу до пота, пока она не стала почти лысая. Прежними от неё остались разве что рога, копыта, уши и хвост. Зато Лялька перестала чесаться и вновь спокойно паслась на лугу.
       Кружке молока, однако, наполниться было не суждено, благодаря гостинцам ежедневно набегающей свекрови, которая щедро угощала ожившую козу сухарями, ирисками в фантиках и отборным зерном. У Ляльки случился такой сильный запор, что она перестала жевать свою жвачку, раздулась шаром и отказывалась от любой пищи! Снова вызвали ветврача.
       Выслушав про конфеты, зерно и сухари, ветврачиха покрутила пальцем в висок, дала большую бутылку лекарства и велела насильно заливать её козе в глотку. А ещё в обязательном порядке наказала массировать её живот, чтобы выгнать из кишечника застой свекровкиных угощений. И уходя, в довершение строго добавила:
- Поднимайте козу на ноги, чтоб не лежала, и гоняйте, чтоб больше двигалась. Да с лечением не тяните. Ещё пару суток, и она просто сдохнет!
       Промассировав пару раз козье брюхо, свекровка смылась восвояси по каким-то срочным важным делам. И на этот раз после усердного массирования Лялькиного здоровенного живота в спину крепко шарахнуло Аннушку!
- Чтоб тебе пусто было! – схватилась она за поясницу, но козу никак нельзя было бросать.
       Аннушка чуть не на пинках подняла Ляльку на ноги, выперла её из сарая и стала гонять по огороду, заливая ей в рот лекарство. Весь день выматывающего лечения не прошёл даром, и к вечеру Лялька освободилась от запора такими порциями навоза, словно это сходила не коза, а медведь! С этого дня, подходя к Ляльке, Аннушка чутко прислушивалась и присматривалась к её козьей морде: а не потеряла ли она опять жвачку?
       После всей запорной беды Лялька вволю получала воды, капусты, всякой ботвы, но и тут погорело Аннушкино бдение! Коза объелась очередным свекровкиным угощением - свекольной ботвой, и её пробрало таким поносом, что вошедшая в сарай хозяйка чуть не хряпнулась на задницу, поскользнувшись на испражнениях, словно на льду! Лялька стояла в углу с повешенным носом, осунувшаяся, с грязным задом и кое-как хрипела:
- Ме-ее….
- О, Боже! – взмолилась Аннушка, крепко стукнув кружку на пень и, ни слова не говоря свекровке, сама вызвала ветврача.
- Ну вы совсем сдурели, ей-богу! – увидев в яслях козы свекольную ботву, ужаснулась ветврач и разнесла хозяек: - Кто же кормит скотину одной свеклой?! Накормили до поноса и разводят руками! Я даже в загаженный загон заходить не буду, тут и без слов всё ясно! Вот вам рецепт, покупайте, разбавляйте и в рот козе заливайте! Да свои руки потом хорошо мойте! Чемерица очень ядовитая, сами отравитесь насмерть! И смотрите, чтобы до лекарства ваши дети не добрались!
       Кое-как Аннушка выходила Ляльку и, соблюдая крайнюю осторожность в её кормлениях, решила добиваться драгоценного удоя. Но как она ни старалась, больше кружки молока коза не давала. Очень обидно было заглядывать на соседей, козы которых исправно давали по три литра молока и больше.
       Но вот как-то Аннушка спросила у одной женщины, которая пасла свою козу у дорожки под заборами:
- Чем вы свою кормилицу кормите, что у неё такое вымя молочное?
       Та пожала плечами и ответила:
- Гоняю на травку, воду пьёт. Ну, зимой и хлебца чуть-чуть дам кроме сена.
- А у меня моя коза молока никак не даёт, – пожаловалась Аннушка и посетовала: - Может, болела часто. Может, я что-то не так делаю. Не понимаю…
- Так я вашу козу знаю, – вдруг заявила женщина и рассказала: – Мы с вашей свекровью вместе козочек выбирали. Я молочную выбрала, а она захотела, чтобы и пух был. Так что всё правильно: пуховая коза молока не даёт. Она пухом богата. Его только нужно вовремя с неё обдирать, чтобы не завелись вши. А молока больше пол-литра от неё и не ждите. Прядите шерсть и вяжите носки!
       И женщина погнала дальше свою молочную гладкошерстную козу. Шизея от такой новости, Аннушка осталась стоять столбом и вспоминать, сколько тщетных усилий было вложено для того, чтобы её дети облизнулись возле скромной кружки целебного молока!
- Да на фига мне нужны какие-то носки! – в испепеляющей досаде скрипнула она зубами и на следующей же день привела Ляльку во двор свекрови и заявила:
- Вот вам, мама дорогая, ваш «молочный» подарок! Принимайте назад окончательно и бесповоротно, так как мы от неё уже столько драгоценного молока нахлебались, что дальше терпеть некуда!
- Да ты что?! – обомлела свекровь, не желая верить ни своим ушам, ни своим глазам. – Чего это ты придумала?! Коза молодая, нераздоенная!..
- Нет уж! – задержалась Аннушка в калитке и ошарашила свекровку: - Коза эта не молочная, а пуховая! Пуху с неё вы мешками надерёте, а молока только кружку и выжмите! Мне всё это козлиные специалисты объяснили. Так что, дёргай, не дёргай её за сиськи, а молока фиг увидишь!
- Ну-к… слушай! – побежала за ней сконфуженная свекровь, с ходу найдя выход из безмолочной ситуации: - Нет молока, так и нет! Чёски у тебя есть, пух чеши, да носки вяжи детям…
- Знаете что, мамаша! – вцепилась в калитку невестка, наливаясь гневной обидой. – Мне хватило её вшей вычёсывать, до сих пор вздрагиваю! И если приведёте козу мне назад, не обессудьте – загоню её прямо в ваш дом и дверь на замок запру!
      И она, не оглядываясь, ушла на свой двор.
      Лялька недолго пробыла у свекровки. Не умея толком обращаться с её капризным здоровьем, она умно продала её радивым хозяйственникам коз и купила себе парочку баранов. От Ляльки же остался лишь небольшой мешочек шерсти, из которого свекровка связала внукам следки.

(Калининград/г.Пионерский 2010) 
(рис.Сёстры Рудик)