Поездки в Коптево

Виктор Ардашин
     Предыдущая глава   http://proza.ru/2018/01/20/672

     Фото из семейного альбома, сделанные в Коптево
     1. Моя мама Мария, бабушка Наташа и я
     2. Я гуляю во дворе у бараков (один)
     3. Тётя Маруся х младшая сестра моих мам   


     Каждое воскресенье мы ездили с моей новой мамой к бабушке Наташе и дедушке Егору, у которых была комнатка в доме барачного типа в районе Коптево (платформа «Красный Балтиец» Рижского направления). На приведенном к разделу снимке я сижу на коленях у мамы Марии, а рядом - бабушка Наташа. В то время выходным был один только день - воскресение. Ехали с раннего утра от цирка на Цветном бульваре мимо Тимирязевской сельскохозяйственной академии на знаменитом трамвае номер Первый. Там мама помогала бабушке и дедушке по хозяйству. Я, пока был маленьким, крутился около них и старался чем-нибудь помочь, хотя больше мешал. А вот когда немного подрос - стал регулярно ходить в клуб тоже «Красный Балтиец» на кино (детский билет стоил тогда 1 рубль (или 10 копеек после денежной реформы 1961 года)). Деньги на билет, а заодно и на мороженое, мне торжественно вручал дедушка Егор. После кино я обычно гулял в парке и на стадионе при клубе.

     С дедушкой и бабушкой жила и их младшая дочь Мария. Она к тому времени тоже перебралась в Москву и работала на швейной фабрике в Ростокино. Мы с мамой частенько заходили к ней в гости на работу, а она заходила к нам. В детском садике Мария познакомилась с Виктором, который работал в садике истопником.

     Дядя Витя был родом из села «Большое Солдатское» Курской области. Ещё мальчишкой он, играя с какими-то железяками, которые в огромных количествах были разбросаны по окрестным полям, потерял практически полностью пальцы левой руки. От них остались лишь маленькие култышечки. У него в руках взорвалась какая-то деталь от боеприпасов, оставшихся на полях со времён войны. В связи с этим, заниматься деревенской работой Виктору было затруднительно. Поэтому, когда он подрос, то приехал в Москву в поисках работы. Здесь он и пристроился истопником при детском садике. Несмотря на своё увечье, дядя Витя был очень умелым человеком. Помню, несколько позже, когда мы получили отдельную комнату в Лиховом переулке, он сделал нам диван. Мы вместе с ним побродили по окрестностям и нашли старый выброшенный кем-то диван. Из него дядя Витя извлёк пружины. Потом мы таким же образом раздобыли несколько досок. Доски эти дядя Витя обстругал, сбил-сколотил и в итоге появился очень симпатичный диванчик с откидными валиками по бокам и со съёмной спинкой. Для изготовления этого дивана в магазине были куплены лишь материя на обивку, верёвки, которыми оплетались пружины и бутылка водки. Все остальное дядя Витя сделал своими руками.

     Вскорости Мария и Виктор поженились и стали жить все вместе в Коптево. Не замедлила родиться у них и дочка Валентина – моя двоюродная сестра. Таким образом, в маленькой комнатке барака проживало постоянно 5 человек. Площадь комнатки составляла примерно 12 квадратных метров. Да мы с мамой ещё регулярно приезжали в гости. И ничего, размещались. Но по мере того, как Валюшка подрастала, стало всё-таки тесновато. И где-то в конце 50-х, начале 60-х годов Виктор, Мария и Валюшка уехали на Родину дяди Вити в Курскую область. Там у них родилось ещё две девочки – Нина и Катя. Потом дядя Витя умер и Мария уехала из села в Судженскую область. Сначала моя мама Мария с ней переписывалась, но потом следы Марии затерялись. Нина и Катя, по-моему, до сих пор живут в селе, но связи мы с ними уже давно не имеем.

     Как я уже писал, моя новая мама работала нянечкой в детском садике. Зарплата у неё была очень маленькой, а теперь добавились дополнительные расходы на меня. Надо было платить за садик, одевать меня, кормить и т.п. Поэтому в воскресенье, после возвращения от бабушки с дедушкой, мы шли с мамой на подработку. Мама подрядилась по воскресеньям делать уборку территории общего пользования (коридор, кухня, туалет, ванна и подсобное помещение) в квартире нашего детсадовского врача. Везде надо было вымыть полы, почистить сантехнику  и вообще навести порядок. Для меня это было больше развлечение, чем работа. По-скольку я был маленьким, то меня угощали конфетками, поили чаем, а иногда дарили и кое-какие игрушки. Я, как мог, старался помочь маме с уборкой. Подносил водичку, отжимал тряпочки, собирал в совочек мусор. Мама меня хвалила, что мне было очень приятно. Ведь я действительно думал, что очень ей помогаю. Этот заработок у мамы был достаточно постоянным на протяжении нескольких лет.

     Продолжение   http://proza.ru/2018/01/23/417