Неведомая сила

Галина Марчукова
                Всё-таки я верю в то, что кто-то ведёт нас по жизни. Это даже нельзя объяснить, но вспомните, бывало ли у вас так, что вдруг, ни с того, ни с сего вы срываетесь с места и делаете то, о чём даже не задумывались, и это становится делом всей вашей жизни?
                Почему я, работавшая переводчицей, набрала номер спецшколы с углублённым изучением английского языка и спросила, нужны ли им преподаватели английского? Узнав, что место есть, но нужно преподавать на английском языке историю, соглашаюсь и, не задумываясь, принимаю предложение.
                А устроиться на работу в спецшколу тогда было очень непросто. Тем более, в ту, потому, что в ней учились дети членов правительства, видных людей, артистов. К моей радости, через четыре месяца в школе отменяют преподавание предметов (истории и географии) на иностранном языке, и я остаюсь в школе просто преподавать английский язык.
                И в какой школе! В каком мудром коллективе единомышленников, где было чему поучиться! И кто привёл меня туда? Случай. Всё сложилось: все кусочки мозаики легли на свои места, и в результате получилась прекрасная картина моей новой жизни, картина, в которой каждый эпизод дорог и вспоминается с улыбкой.
                Вот, например, случай с Никитой Хрущёвым, внуком бывшего Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва.
                Однажды иду по школьному коридору. Все на уроках. Тишина. Вижу: четвероклассник вжимается в дверной проём, пытаясь спрятаться. Подхожу к нему поближе.
                - Что, Никита, выгнали?
                - Да.
                - За что?
                - Смеялся.
                - А какой урок сейчас?
                - История.
                - Ну вот, пропустишь тему.
                - А, там – «Наша партия ведёт нас к коммунизму».
                - Что же ты смеёшься? Твой дедушка сказал, что в 1980 году мы будем жить при коммунизме.
                - Чепуха всё это! - махнул Никита пухлой ручкой.
                Мне стало неловко, что я невольно «вытащила» такие «домашние» сведения из уст ребёнка.
                Дети доверчивые, делятся своими мыслями, переживаниями.
                Федя Бондарчук, теперь знаменитый кинорежиссёр, а тогда третьеклассник, однажды пожаловался мне: «Вот не пойму я этих взрослых. Папа ругался на то, что мы много смотрим телевизор. Говорил, что разбил бы его молотком, а когда во время землетрясения телевизор упал и разбился, горевал. Сам же хотел разбить его!». (Землетрясение случилось в Москве в 1977 году.)
                А его одноклассник Стёпа Михалков рассказывал мне о своём дедушке, Сергее Владимировиче Михалкове, знаменитом детском писателе, о его коллекции тростей: трость-зонтик, трость-стульчик, трости с головами птиц и зверей.
                Мама Васи Харитонова, сына поэта-песенника Владимира Харитонова («День Победы», «Мой адрес – Советский Союз»), говорила мне с улыбкой: «Пришёл к нам Евгений Евтушенко. Я пошутила, попросила его проверить, как Вася знает английский язык. Женя поговорил с Васей на английском и поставил ему пятёрку. А Вася вздохнул и сказал, что за четверть у него тройка».
                У нас, учителей, не было конфликтов с родителями учеников, даже известными и высокопоставленными, и оценки мы ставили детям по их заслугам, а не по требованию родителей. Не было с их стороны хамства в общении, угроз и жалоб на учителя.
                Вспоминаю, как мама Феди, Ирина Скобцева, сделала щедрый подарок для школы: пригласила учителей на просмотр фильма «Унесённые ветром». Фильм показывали в Малом зале кинотеатра «Художественный» на Арбате, только для нас.
                Конечно, на просмотр явилась вся школа, не только учителя. А фильм, ещё чёрно-белый, оказался на английском языке. Публика закричала нам, учителям-«англичанам»: «Переводите!». А как тут переводить? Хочется и язык послушать, и насладиться фильмом, а действие стремительное.
                Остановили фильм. Мы, читавшие книгу, быстро пересказали её содержание, и нам показали две серии с самого начала! Спасибо Вам, дорогая Ирина Константиновна!
                У нас в школе была традиция. Каждый год на 8 Марта все артисты, чьи дети и внуки учились в школе, давали нам грандиозный концерт! Мы накрывали столы в актовом зале, на столах – коньяк, шампанское, бутерброды, фрукты, кофе, пирожные, конфеты.
                После уроков рассаживались в зале. Учителя – бледные, усталые после уроков, артисты – яркие, в гриме, красивые! И концерт начинался. Тогда я впервые поняла, что голос – это тоже музыкальный инструмент. Как же пели сёстры Лисициан, какие арии исполняли солисты из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко! А как зажигали Николай Сличенко со своими цыганами-гитаристами (у Сличенко в школе училась дочка)!
                А как танцевал и пел Владимир Зельдин! У него никто не учился в нашей школе, и он приходил просто за компанию, с друзьями. И Иван Семёнович Козловский, кутаясь в шарф и извиняясь, что не поёт, тоже сидит рядом с нами. Ставили сценки по Чехову, смех, аплодисменты, у учителей теперь тоже румянец во всю щёку, глаза горят. Счастье увидеть столько талантливых людей!
                Как изменился мир! Подумать только, какие артисты выступали в школе бесплатно, без гонораров. Такое не забывается.
                Спасибо тем невидимым силам, которые подтолкнули меня позвонить в школу и помогли оказаться в ней. Всё-таки, кто-то ведёт нас по жизни.