А он ехал за туманом...

Любовь Архипова-Уральцева
При встрече с ним подумала: «Кто сказал, что ему – 80? На вид 60, самое большее – 65!». Вот только документы подтверждают: да, Георгию Георгиевичу Кравченко 4 декабря исполнится восемьдесят лет. Именно юбилей послужил поводом для нашей встречи.
Своё крепкое (тьфу, тьфу!) здоровье он объясняет просто, ссылаясь на авторитетное мнение учёных: люди довоенного поколения крепче, чем родившиеся после войны. Тридцатые годы тоже были тяжёлыми, и женщины всячески берегли себя, чтобы их дети родились здоровыми. Потом война подкосила последние силы…
Георгий Георгиевич родился в 1937 году в селе Приютном Калмыцкой АССР в большой семье, был младшим: уже подрастали брат и четыре сестры. Жили трудно, особенно в военные годы, когда отец был на фронте. Дети лежали и пухли от голода, а мать, обливаясь слезами, делила на маленькие кусочки полученный по карточкам хлеб. В семье был негласный закон: авторитет родителей непререкаем!
Вскоре после рождения семья перебралась в Яшалтинский район Калмыкии, и там Георгий окончил семилетнюю школу. В пятнадцать лет поступил в Пролетарское педагогическое училище, которое окончил в 1956 году с красным дипломом. Сразу же поступил на физико-математический факультет Ростовского педагогического института и в 1961-м окончил его по специальности учитель физики и основ производства – тогда в школах изучались разные машины, поступавшие на службу в различных производственных сферах.
У Георгия Георгиевича глаза загораются молодецким огоньком при воспоминаниях о студенческой поре.
– Мы в институте активно и серьёзно занимались туризмом. Летом – горно-пешеходный, зимой – лыжные походы. Исходили Подмосковье, Карелию, Кольский полуостров. Много раз бывали на Кавказе, на перевалах с ледниками и снежниками. Самый сложный поход был у нас по Северному Уралу в 1959 году. Слышали о перевале Дятлова? Мы шли по тому же маршруту неделю спустя после случившейся трагедии, но даже ни о чём не подозревали. Всё было засекречено. И с мансийцами общались – доброжелательные люди! А по одной из версий именно они стали причиной гибели группы… Я склонен думать, что там происходили какие-то испытания. Наше восхождение тогда завершилось благополучно.
Он с юности увлёкся охотой и рыбалкой. Это, пожалуй, и повлияло на выбор места работы: поближе к природе, на свежем воздухе.
– Помните, в шестидесятые годы песня часто звучала: «А я еду за туманом»? Вот мы как раз и ездили за туманом и за запахом тайги: по окончании РПИ тридцать человек отправились в Красноярский край. Вскоре, в 1961 году, будучи пятикурсниками, мы поженились с Людмилой Васильевной, учителем математики Орловской школы №1, родом из хутора Токмацкого. У нас у обоих была общая любовь к походам. В одном из них и познакомились. Вот уже 56 лет вместе.
Семь лет Георгий Георгиевич работал учителем физики в вечерней восьмилетней школе. Время тогда было такое: за партами сидели даже мастера производства.
В 1970 году произошёл резкий поворот в судьбе. Кравченко перешёл работать в ДСУ-4. Причина самая житейская: семье нужны были деньги, а учительская зарплата была невелика. И глава семейства решил сменить профессию. Пришёл в дорожно-строительное управление и попросился в рабочие. Директор даже удивился: с дипломом физмата? Но поначалу приняли рабочим на строительство искусственных сооружений (трубы, мосты) и земляного полотна.
Вскоре, через месяц, назначили мастером, через полгода – прорабом. Как физику, Георгию Георгиевичу хорошо был известен принцип работы применяемых приборов. Да и опытные наставники всегда были рядом – прораб Виталий Филиппович Беликов, начальник участка Анатолий Яковлевич Воробьёв, который впоследствии стал главным инженером Орловского ДРСУ. Всегда чувствовалась и поддержка сверху. Главный инженер «Автодора», кандидат наук Владимир Платонович Углов часто направлял на курсы повышения квалификации в Ростов и Москву.
– Я всем им очень благодарен, – говорит Кравченко.
Через четыре года его назначили главным инженером дорожного управления механизации. Это было в 1975 году. В 1982-м Георгий Георгиевич стал директором этого предприятия.
В 1989 году произошло объединение управления механизации и ДРСУ. Это было время, когда руководителей предприятий стали выбирать на конкурсной основе. Кандидатуры подобрались весьма конкурентоспособные – знающие своё дело, с богатым опытом. Коллектив проголосовал за Кравченко, за что он до сих пор благодарен этим людям: поверили в него, поддержали! И он был с ними до 2005 года, до ухода на пенсию.
По мнению дорожников, он в душе остался учителем, причём идеальным учителем: одновременно и строгим, и добрым. Бывшие у него в подчинении вспоминают, что к нему в кабинет шли, как ученики к доске – с лёгким волнением. Но если директор узнавал, что кто-то в коллективе нуждается в помощи – обязательно помогал. Порой надо было выделить трактор, КУН, чтобы привезти, к примеру, строительные материалы – отказа никто не получал.
В годы директорства Кравченко построили много дорог, без которых сегодня даже представить невозможно транспортное сообщение района. Магистрали разной протяжённости соединили посёлки и хутора: Орловский – Волочаевский, Волочаевский – Санаторий Маныч, Орловский – Курганный – Киевка – Ремонтное (140 км), появились подъезды к таким населённым пунктам, как Островянский, Весёлый, Камышевка, Стрепетов, Чабрецы, Нижне-Антоновский, Терновый, Верхне-Водяный.
Кроме того, орловчане участвовали в строительстве дорог «Зимовники – Ремонтное», «Зимовники – Дубовское», «Дубовское – Заветное», «Цимлянск – Морозовск».
В районе бурно развивалось сельское хозяйство, для которого дороги нужны, как воздух всему живому. ДРСУ активно участвовал в благоустройстве животноводческих комплексов, в том числе в колхозе имени ХХ партсъезда.
Большой объём работ объясняется тем, что предприятие применяло местный стройматериал – тырсу, добывавшуюся в Ленинском и Каменно-Балковском карьерах, которую укрепляли цементом, цементной пылью, а также смолами и дёгтем.
Георгий Георгиевич много внимания уделял развитию производственной базы. Были построены новый асфальтобетонный завод, дробильно-сортировочный узел, крытые битумохранилище, мазутохранилище (позднее перешли на газ), лабораторно-бытовой корпус, реконструирован подъездной путь от АБЗ до станции Двойная для подачи и разгрузки вагонов, достроена крытая стоянка дорожной техники, благоустроена территория АЗС.
– Приятно было работать со сплочённым коллективом, – подводит итог Георгий Георгиевич, – всегда рядом были надёжные помощники: прораб Иван Александрович Шевченко, мастера Алексей Фёдорович Скок, Анатолий Яковлевич Фирсов, Алексей Кузьмич Чернышов.
И сослуживцы утверждают: работать с ним было очень легко.
– Он быстро вникал в сметы и прочую документацию. Интуиция и скрупулёзность всегда помогали делу, всегда был требователен и принципиален, – говорит бывший главный экономист ДРСУ Нина Исидоровна Пятницкая.
Трудности тоже переживали вместе. Нелегко пришлось в «лихие девяностые», когда вся страна только то и делала, что занималась бартером. Производители различной продукции могли напрямую обменять свои изделия на необходимый им товар. А что предложат дорожники? Зарплата задерживалась не на один месяц. Особенно трудно пришлось тем, в чьих семьях оба супруга работали в ДРСУ. Директор оказывал им хоть какую-то материальную поддержку. Нашли ещё один источник дохода: в районном фонде взяли в аренду 380 гектаров земли, имели три трактора, два комбайна, сцепку сеялок, две сцепки борон, культиваторы и плуги – точь-в-точь небольшое фермерское хозяйство!
– С кадрами проблем не было: механизаторы были свои. Мы за четыре дня успевали засеять площадь, за десять дней убирали урожай. Люди получали дешёвое зерно, а излишки мы продавали, закупали ГСМ и выплачивали зарплату. Так и пережили трудности.
Работа коллектива и действия руководителя были высоко оценены на самом высоком уровне. В 1992 году Георгий Георгиевич был награждён знаком «Почётный дорожник», в 1993-м Указом Президента РФ Кравченко присвоили звание «Заслуженный строитель Российской Федерации».
Кравченко и сегодня уверен, что многого он добился благодаря своему надёжному тылу – жене Людмиле Васильевне. Вместе они вырастили сына и дочь. Сегодня Вера и Михаил живут в Волгодонске. У дочки два высших образования, в том числе – прикладная математика, сын окончил дорожный факультет РИСИ. В большой семье уже пять внуков и два правнука. Один из внуков сейчас учится в дорожном колледже. Так что уже можно говорить о преемственности в профессии, о династии строителей дорог!
В канун юбилея Георгия Георгиевича весь коллектив будто волна всколыхнула. Со своей инициативой выступил совет ветеранов организации во главе с Ниной Исидоровной Пятницкой: ведь людям интересно знать, кто строил у нас дороги. Все спешат поздравить своего руководителя с днём рождения, пожелать здоровья, благополучия, долголетия.
И в свои восемьдесят юбиляр не изменяет своим пристрастиям: верен увлечениям молодости – рыбалке и охоте. Его любимые места – на Маныче, Цимле, за селом Заветным. Летом его не выманить из сада и огорода, где больше всего он любит выращивать огурцы и помидоры.
А ещё он красиво поёт. На корпоративных праздниках все заслушивались, когда он исполнял романсы!
– У меня претензий к жизни нет, – улыбается Георгий Георгиевич – а у неё ко мне – не знаю.