Другая фамилия

Лауреаты Фонда Всм
АНАТОЛИЙ КУЛИКОВ - http://www.proza.ru/avtor/1954tolik - ПЕРВОЕ МЕСТО В 7-М КОНКУРСЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

Андрей увидел её на улице. Девушка шла впереди его лёгкой, воздушной походкой. Андрею было уже за тридцать, он был холост, но женские образы мало его волновали. А тут...Сознание резюмировало подсознание: "Это судьба". Вдруг к девушке подошли два туриста и на смеси русского и немецкого языка что-то спросили. Она ответила им на чисто русском. И Андрей решился. Догнав, он остановил её фразой:
"Приятно в Эссене, в центре Германии услышать русскую речь. Вы русская?" Девушка внимательно посмотрела на него и улыбнулась: "Наполовину. Вернее, на четверть. А вы русский?" "Да. Я архитектор. Работаю здесь в бюро по контракту третий год. Мне так приятно услышать родную речь. Если у вас есть немного времени, не могли бы мы поговорить. Просто поговорить. Я буду вам очень признателен." Они гуляли по набережной Рура, посетили замок Бальденой, посидели в кафе и к вечеру расставались уже как близкие друзья.
  Через месяц Анна пригласила его в гости к родителям в качестве жениха. После обеда Шульцы старшие, одарив Андрея благосклонными взглядами удалились в сад делится впечатлениями. Андрей и Анна прошли в библиотеку.
-Ты обещала мне рассказать о русской бабушке.
-Да, да, сейчас.-Анна вытащила из альбома фотографию.-между прочим, я не только Шульц, но и Заславская. По бабушке. Она Анна Викторовна Заславская. Дворянка. Училась в Смольном институте.
-А будешь Потапкина. Не обидно?
-Но, ведь, это твоя фамилия, значит и моя. Разве не так? А бабушка у меня была действительно замечательная! Это она обучила меня русскому и французскому языкам. Это она настояла, чтобы я занималась балетом. Многому учила. Смотри. Вот, так русские дворянки делали реверанс.
Анна грациозно отставила одну ногу назад, присела и наклонила голову.
-А, как она танцевала! Представляешь, в 90 лет так вальсировала, что мои подружки-балерины только ахали!
-Так. Наследственность налицо. А, как с наследством? Поместья, замки, как это...приданое?
Анна вытащила из секретера шкатулку и достала изумительную по красоте серёжку с голубым сапфиром.
-Вот,единственное что осталось у бабушки от её родины и семьи.
-А где вторая?
-О! Это целая история. Налить кофе?
**************
Крым 1920г. Моросил мелкий дождь. Они стояли у кромки неглубокого рва, старики, женщины, дети, и с ужасом смотрели на строящуюся напротив них шеренгу солдат. Мать Анны крепко одной рукой прижала её к себе, а другой закрывала глаза маленькому Ване. Ещё утром отца Ани вместе с другими офицерами добровольческой армии красноармейцы погрузили на баржу и затопили в море. Наивные. Они не уплыли за море, надеясь ещё быть полезными своей родине, пусть даже и при этой непонятной власти. Вдоль строя обречённых прохаживался парнишка в не по росту большом френче с красным бантом в петлице. "А, ну, ровней, контра!" Возле Ани он остановился. "Ого! Вот это цацка!" Он с мясом вырвал из уха серьгу. "Вот, во что вы превращаете пролетарскую кровь!"- и, полюбовавшись, спрятал в карман. В последний момент перед залпом мать успела закрыть своим телом Аню и Ваню и уронить в ров. Теряя сознание, девушка услышала хрип брата под добивающим безжалостным штыком.
************
-Но...как...как?
-Вечером она выбралась из рва. Её подобрал старый грек, проезжавший мимо на арбе. Выходил. Дал документы умершей от тифа внучки. И, как дочь бедного рыбака, ущемлённого кровавым царским режимом, она поступила на рабфак. Представляешь? После Смольного! Потом встретила немецкого инженера Шульца. Тогда немцы помогали СССР строить сталинградский тракторный. После контракта инженер увёз её к себе на родину. Так она снова стала Анной Викторовной. Только Шульц. Ну, да не будем о грустном. Пойдём в кино.
Медовый месяц длился уже полгода. Сознание резюмировало: "Это не только судьба, но и удача.", а подсознание удивлялось: "Так, вот, ты какое? Счастье."
-Андрюш,а, как ты отнесёшься к тому, что Потапкиных будет больше на одного человека?
-Анечка! Неужели?
-Третий месяц. Думаю мальчик.
-Это чудо! Родная! Но...Потапкиных не будет больше.
-Почему?
-Получил письмо от матери. Умер мой дед. По отцу.
-Ой, мне очень жаль. А давай съездим к тебе на родину. Как этот город называется?
Алапаевск...как интересно!  Кстати и с мамой своей познакомишь.
-А это-Андрей показал ей на живот.
-Глупый. Не завтра же. Я ещё и потанцую.
-Кстати, русский балет самый лучший в мире, так, что в России можем задержаться.
  Здесь всё осталось по-прежнему. Казалось время остановилось. Двухэтажный дом на восемь квартир, окна в потрескавшихся рамах. Дуб во дворе. А на пустыре всё так же гоняют мяч пацаны. Мать сильно сдала, как-то пригнулась, семенила мелкими шажками. Но руки остались такими же подвижными и умелыми.
-Ой! Что ж не предупредили? А у меня одна картоха, да колбасы чуть. Я, сейчас, в магазин.
-Не надо, мам. Мы в самолёте поели. Давай чай. Мы торт привезли.
Анна, как кошка мягко ходила по комнате, трогала мебель, рассматривала фотографии. За столом Андрей спросил: "Как дед-то умер? Болел?"
-Как, как. Стоял столб, да упал. И железо ржавеет. Жену свою, покойницу всё ругал. Испортила, мол, породу. Не мужики, а плюшевые мишки пошли. Тебя вспоминал. Вот жену-немку бы не одобрил.
-Да не немка она. Почти русская. Я же писал.
-Ну да, ну, да.
-Я бы на могилку сходил.
-Что, прямо сейчас? А отдохнуть с дороги.
-Мы не устали. Пошли, мам.
Среди каменных плит с крестами дедова могила выделялась красной звездой на маленькой стеле.
-Очень настаивал, чтоб под звездой положили.
-Ну, здравствуй дед-Андрей снял упавшую веточку в памятника.-Вот. Приехал. Жену привёз. А скоро и правнук тебе будет. Тоже Потапкин. Так, что жива династия. Ты не волнуйся.
 И немного подумав, перекрестился.
-Повидался? Ну, пошли домой. Я от деда тебе подарок отдам.
Дома она достала деревянную резную шкатулку и передала Андрею.
-Дедова. Я глянула. Ничего не пойму. Чего хранил, чего прятал...
В шкатулке лежали грамоты, два ордена Красной звезды, военная газета с приказом№227 о формировании заградотрядов. На самом дне лежал пожелтевший листок. Андрей осторожно его развернул.
"Крымский ревком выражает пролетарскую благодарность красноармейцу Потапкину Петру за беспощадную ликвидацию контрреволюционных элементов в Крыму
     декабрь 1920 г.
Председатель Бела Кун
Заместитель Землячка"
Дрожащей рукой Андрей взял маленький сатиновый мешочек в углу. В руку упала серёжка. С голубым сапфиром. Обхватив голову руками Андрей застонал. Анна испуганно вскочила.
-Андрей, что случилось?
Он молча протянул ей серёжку и листок.
Тишину нарушила мать.
-Уф! А я уж, и в магазин смоталась. Сейчас оладиев вам напеку. А вы чего такие смурные. Поссорились?
-Андрей...поехали домой.
-Ты...ты простила?
-Кого? Глупый. У меня только одна просьба. Пусть у нашего малыша будет другая фамилия.
-Бабушкина?
-Да.
Они вышли из дома и молча пошли к вокзалу, а высоко в небе, словно перекручивая человеческие судьбы лепили причудливые формы белые облака.