Бесподобная книга

Светлана Весенняя
                " ...  Любовь - это такое всепоглощающее чувство, от
                которого…просто судорогой сводит…
                - Ты говоришь о страсти, которая , действительно, род
                безумия…
                …Настоящая любовь вне времени. Она может ждать хоть целую
                жизнь…»
                ( из романа «Лавр», Е. Водолазкин)


  Сразу объясню, почему я так назвала свои размышления  о  книге Евгения Водолазкина «Лавр». Объяснение очень простое : ничего подобного я раньше не  читала. Ко мне эта книга « пришла» в декабре 2017года. С опозданием в четыре года я узнала, что роман «Лавр» Е. Водолазкина  стал литературным событием 2013 года,  как  итог - премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», шорт-лист премий  «Национальный бестселлер и «Русский Букер» Я не так часто беру книги из городских библиотек, но как-то раз зашла в одну из  них, и мне предложили этот роман, правда, попросили прочесть побыстрее.  Побыстрее не получилось : слишком необычная и своеобразная книга и по сюжету, и  по языку, но роман меня увлёк, а быстро читать я не умею, поскольку мне важно не только развитие сюжета и ответ на вопрос : чем закончилась судьба главного  героя, а я люблю следовать за мыслью автора, а поэтому, читая, часто откладывала  роман в сторону , лежала с закрытыми глазами и думала… Эта книга пришла ко мне вовремя. Впрочем, как и любая другая, которую читаю, а  не закрываю, прочитав лишь несколько страниц.


Начну с композиции романа: повествование открывает  пролегомена( т.е. вступление или предисловие), роман состоит из 4-х частей, в каждой из которой самостоятельный сюжет, но  связанный с судьбой главного героя Арсения родившегося в 1440 году от Сотворения мира. Часть первая - книга познания, часть  вторая - книга отречения, часть третья  -книга пути, часть четвёртая - книга покоя.


  В первой части  рассказывается о детстве Арсения и о его деде Христофоре, к
 которому мальчика  почти с рождения приводили родители, поскольку дед по совету
 старца Никандра, когда ему исполнилось 70лет, стал жить один и рядом с
 кладбищем.
 В те давние годы от чумы вымирали целые селения, умирают родители Арсения,  и после  их смерти он остаётся с дедом Христофором. Ребёнок рос необыкновенно любознательным,  задумчивым. Многое его интересовало, а дед рассказывал ему обо всём и делился своими знаниями о травах, произрастающих на земле, о животных, о божественном происхождении жизни. Так случилось, что мальчик очень привязался к волку, которого они однажды подобрали больным и выходили,  прошло время, и волк спас их  от грабителя- разбойника, но сам погиб. Это была тяжёлая  потеря для Арсения, но не последняя.
 Именно дед научил мальчика рано читать, а свои знания о травах он записывал на бересте. Христофор много знал и передал внуку  всё, чем владел сам,  когда он выполнил свою миссию , - умирает.


 « В течение многих лет Христофор занимал собой всю его жизнь. Смерть Христофора превратила жизнь Арсения в пустоту». Только общение с приходящими к нему жителями  на лечение, как когда-то они  приходили к его деду, немного отвлекало Арсения от тягостных мыслей о любимом деде. Но однажды в глушь, где жил в одиночестве Арсений, скорбя о Христофоре, забрело странное существо. Приглядевшись, Арсений понимает, что это женщина, но от неё «веяло неблагополучием», однако он приглашает её зайти в избу, хотя Устина, так её звали ,отказывается, говоря, что она из тех мест, где прошёл мор и почти все умерли.
Когда Устина  спросила его, не боится ли он заразиться и заболеть, Арсений отвечает : «У меня дедушка умер, я теперь мало чего боюсь. На всё воля Божья». Так  Устина появляется в доме Арсения.

 
« У Арсения началась другая жизнь - полная любви и страха…Устина была любовью, а любовь Устиной. Он нёс её, будто свечу в тёмном лесу…»
А больные из окрестных селений по-прежнему шли к нему, но Арсений скрывал нахождение в его доме молодой девушки. Если раньше он был разговорчив со слободскими, то теперь молчалив, ему хотелось, чтобы они быстрее ушли из его хижины, поскольку Устина занимала все его мысли и чувства.
 Устина очень привязалась к Арсению, а он её чувствовал и воспринимал, как глоток свежего воздуха, они были единым неделимым существом. Спустя какое-то время Устина узнаёт, что у неё будет ребёнок, Арсений очень радуется, он чувствует, что родится мальчик. Но их счастье оказалось слишком коротким : беременность Устина переносила тяжело, поэтому она однажды попросила  Арсения, чтобы они сходили в храм и повинились, а также просила пригласить из села повитуху, когда начнутся роды. Но Арсений боялся показываться с Устиной на людях, потому что ему всегда казалось. что , если их увидят вдвоём, она уже не будет полностью ему принадлежать.
 Первая часть романа заканчивается трагически:  Устина при родах умирает, ребёнок в утробе матери оказался  мёртвым, а Арсений остаётся  с мёртвыми в избе , запирается изнутри и начинает читать молитвы над усопшими.

 Автору удаётся передать трагедию и потрясение героя ,он не желает и сам жить, поэтому запирается на ключ изнутри. Люди всё-таки попадают в дом Арсения. Первая часть романа заканчивается  сильными эмоциональными описаниями, как проходит захоронение : «умерших такой смертью не отпевали и на общих кладбищах не хоронили. Их отвозили в скудельницу. Там тела отпускали на дно глубокой ямы и закладывали сосновыми ветвями». Появляется старец Никандр, который убеждает Арсения, что ему надо жить, потому что он должен жить и за Устину, ведь они были единым целым.


 Арсений покидает слободу и начинается его новый путь, но уже под именем Устина.
Особенность романа в том, что   он написан не только очень своеобразным языком, есть абзацы, страницы , написанные древнерусским языком, но и в книге- время без границ   : из 14 века читатель попадает в 19- 20 века, вновь возвращается в 14 век. Очень много размышлений о времени, о смерти, любви.
 Пересказывать прочитанный роман, а особенно такой, неблагодарное дело.
 Я лишь штрихами намечу, о чём рассказывается в следующих частях книги.
 Все основные события книги разворачиваются на Псковской земле. Много в романе страшных натуралистических описаний, связанных с житиём Арсения- Устина-Амброджо- Лавра. Смена имени подчёркивает и смену  внешнего и внутреннего состояния главного героя. Но , пройдя через все мытарства, в том числе от  юродивого Устина до лекаря- отшельника Лавра, главный герой проносит любовь не только к своей единственной возлюбленной Устине, но и к каждому страждующему, болящему, немощному, злодею и даже преступнику. Много раз неоднократно путь главного героя пересекался с богатыми людьми, князьями, много раз у него была возможность начать жить безбедной жизнью.Всё это время мысленно  Устина всегда с ним , с ней он постоянно разговаривает , именно ей он говорит : « Находясь в роскоши, я слабее чувствую тебя…»


 Особые чувства вызывают рассказы о жизни юродивых во второй части , одним из них  становится и Арсений, когда покидает дом, в котором выхаживал молодую женщину Ксению. Поняв, что Ксения и её сын очень к нему привязались, да и он их полюбил, Арсений тайно сбегает, захватив лишь мешок с берестяными грамотами деда Христофора.
Приходит он в Псков и его встречает юродивый Фома. Не удержусь, чтобы не включить маленький диаолог :
«…Кто сей знающий тайны мои? Арсений повернулся к Фоме :
-Ты кто?
-*** в пальто, ответил Фома. Ты спрашиваешь о второстепенных вещах…»
Видимо, для образа юродивого Фомы известное всем словцо  автор не зря включил.? Взаимоотношениям юродивых между собой и с жителями Пскова посвящена ни одна страница этой части. Старина, века прошлые задышали и зажили  через судьбы юродивых. Став юродивым Устином,он  перестаёт разговаривать с людьми, теперь все беседы ведёт только со своей возлюбленной, у неё спрашивает совета, как поступить в трудных ситуациях.


 В третьей «Книге пути» появляется новый герой, Амброджо Флеккиа, итальянец, который после встречи в Италии с купцом из России, начинает изучать русский язык, а затем отправляется во Псков, поскольку именно из этого города пришло известие о приближающемся конце света в 1492году. Сам  Амброджо  часто мог предсказать и увидеть те события, которые произойдут в будущих веках. Амброджо знакомится с Арсением через посадника Гавриила, а жители Пскова узнают, что юродивый Устин заговорил и его зовут Арсений, слава которого, как лекаря, докатилась и до Пскова. Посадник Гавриил решает отправить Арсения и Амброджо в Иерусалим, чтобы к Гробу Господнему поставили лампаду с шестью адамантами в память об его умершей дочери.
 Сложным  и трагическим  оказывается путь  в Иерусалим к гробу Господнему через
 разные страны, через моря и караваном паломников через  пустыни и встречи с   
 мамлюками. Много паломников    погибло на этом пути.
 Погибает от меча  мамлюка и друг  Амброджо, который ни один раз спасал Арсения
 от верной гибели, эта потеря очень ему тяжела. Мамлюки  отбирают лампаду с
 алмазами.


 О последнем периоде  жизни Арсения рассказано в «Книге покоя». Вернулся он в
 Псков седым старцем, но по-прежнему все свои силы тратит на исцеление больных. А затем он отправляется в Кириллов монастырь, настоятельница Иоаннова монастыря перед дорогой ему говорит : : «…Дорога-лучшее лекарство». Как ни покажется странным, но и для меня дорога- "лучшее лекарство".
 В монастыре его постригают  и дают новое имя «Лавр», которое имеет глубокий смысл : «будучи вечнозелёным, оно знаменует вечную жизнь». Через 3 недели после принятия схимы Лавр покидает монастырь и живёт отшельником в созданной им самим келье, своеобразной пещере, состоящей из двух огромных валунов ,покрытых большой каменной глыбой, а четвёртую стену он построил сам.
Но и удалившись от мирской жизни, Лавр был нужен людям, он спасает от ярости людской  девицу Анастасию, которую тёмные люди стали считать ведьмой.
Старцу Лавру все люди поклоняются как святому, но не прощают, что он принял в пещере Анастасию и дал приют не только ей, но и помог появиться на свет её ребёнку. Только после смерти Лавра Анастасия признаётся слобожанам, кто отец её сына, и тем восстанавливает доброе имя Лавра.

 
Роману автор дал подзаголовок «неисторический роман», тем самым обеспечив себе полную свободу в изложении, как исторических фактов, так  и вымышленных.
В этой заметке я попыталась сохранить основную канву повествования, в самой же книге множество героев с трагическими судьбами и очень интересны сюжетные повороты.
 Литературную критику о романе Е. Водолазкина «Лавр» не читала. Думаю, что прочту позже.
Зачем публикую здесь?
Интересно прочесть мнения авторов  этого сайта о романе Е. Водолазкина "Лавр".
Иллюстрация к роману из интернета.