Здесь женщины... сплошная серая масса!

Татьяна Строганова-Тимошенко
 Евгений Полетаев знает, как выжить на чужбине с небольшим количеством денег и стать обеспеченным человеком.

Простой челябинский инженер уехал в Канаду на ПМЖ 15 лет назад, начал жизнь с нуля и ни разу об этом не пожалел.

— Почему я выбрал Канаду? Потому что там спокойно и уровень жизни гораздо выше. Климатические условия подходящие. Но главное — это, конечно, безопасность. Я отправился туда вместе с женой и приемным 17-летним сыном. Взял диплом «политеха», справку о 17-летнем стаже работы по специальности «инженер-механик», и началась жизнь с чистого листа, — вспоминает Евгений.

— На момент приезда в Торонто денег было не так уж много. За жилье надо платить, кушать надо... — пришлось срочно устраиваться на работу. У меня там были знакомые, тоже эмигрировавшие в свое время из России. Первую неделю кантовались у них. С работой мне повезло — удалось найти ее сразу. Опять же друзья помогли, дали номер телефона — и я отправился на русскоязычный завод по производству медицинской техники. Пришел на собеседование, сказали, что перезвонят. Я расстроился, ведь всем так говорят. Но потом мне действительно позвонили: «Мы тебя берем. Выходи завтра на работу».

Мне тогда было все равно, сколько заплатят. Ключевое слово — «заплатят». 14 долларов в час мне, кажется, начисляли. Это было, ну, может быть, чуть выше, чем пособие по безработице, — на доллар или на два. Срочно нужны были деньги, чтобы платить за жилье и еду. Зарплаты хватало буквально впритык. Сняли пустую квартиру. Там вообще ничего не было. На складе у хозяина валялись стулья, столы, матрасы. Все убогое, естественно, рассчитанное на такую голь перекатную, как мы. За копейки взяли в аренду все необходимое и начали потихоньку обживаться. Без особых изысков, конечно. В ресторан не пойдешь, пива не купишь, но голодным не останешься. Экономить приходилось на всем. Особенно тяжело было освоиться сыну, ведь там нет русскоязычных школ. Но потом втянулся.

Надо было устраивать на работу жену. Она сделала «ресёчь» — посмотрела, какие профессии востребованы на рынке труда. Мы поняли, что медицинские работники — это актуально и высокооплачиваемо. Проблема в том, что она прежде не имела к медицине никакого отношения. Жена тоже инженер, тоже ЧПИ окончила, автотракторный факультет. Впрочем, инженер такой же, как и врач (смеется). По специальности практически не работала. Но она настолько умная и целеустремленная женщина! Если захочет, всего добьется! И поставила перед собой цель — стать медсестрой.

Чтобы попасть на профессиональные курсы, нужно было сначала подтвердить школьный аттестат. Поэтому год ей пришлось ходить в 10-й класс. Сдала экзамены по профильным предметам: химия, математика, английский. На тот момент она язык знала уже неплохо, в отличие от меня, который до сих пор его не знает (могу что-то спросить, но чисто на бытовом уровне). Получила заветную «бумажку» — и поступила в медицинский колледж. Четыре года там надо было учиться. Взял ссуду на оплату обучения, деньги высчитывали из моей зарплаты.

Четыре года кромешного ада! Учиться было очень тяжело, просто изматывали ее занятия. К тому же в это время родилась незапланированная Машка. Дочка была в младенчестве беспокойная, засыпала очень поздно. Мне приходилось не только работать, но и ребенком заниматься. Мучительно укладывал спать, вставал в пять утра, перед работой отвозил к «бебиситерам», после работы забирал.

По окончании колледжа жена стала работать медсестрой. Появилось больше денег. Мы уже сняли другую квартиру, чуть-чуть получше. Купили мебелёшку более ли менее сносную. Каждый год мне добавляли к зарплате по доллару — 14, 15, 16... Сейчас я получаю 25 с половиной. Это уже, в принципе, солидно. В госпитале жене дали такую же стартовую зарплату. Сейчас уже у нее в час долларов 60 выходит. При этом она трудится очень много. Работа тяжелая, выматывающая. К слову, спустя некоторое время после колледжа, жена решила подняться на новый уровень. Поступила в университет в Торонто, два года еще проучилась. Теперь она как бы старшая медсестра — там это почти врач. Может сама принимать пациентов, ставить диагноз, имеет право выписывать лекарства.

Я тоже рос на своем заводе. Меня заметили и предложили должность наладчика, благо образование позволяло. Наконец мы с женой стали получать хорошие зарплаты, и спустя десять лет после приезда в Торонто купили дом. Это был очень тяжелый и долгий путь. Надо понимать, что манны небесной не будет. Все это стоит больших сил, нервов и трудов.

— Жена вас не погнабливает? Когда муж меньше получает, это в России всегда повод для раздора...

— У нас такого нет. Я ей дал возможность выучиться, получить профессию, овладеть в совершенстве языком. Я поставил ее на ноги, без меня бы она не справилась, и жена это понимает. У нас на этой почве никогда никаких конфликтных ситуаций не возникало. Я, в принципе, сейчас уже не могу выше на заводе подняться, как бы хорошо не работал. Уже и годы не те...

— А через сколько лет вы уже начали получать удовольствие от жизни в Канаде. Когда впервые съездили на Ниагару?

— На Ниагару мы поехали с друзьями буквально через неделю после приезда в Торонто. Потом съездили еще раз... — и все. Интерес пропал. Хотя, конечно, очень красивое зрелище!

— К чему сложнее всего было привыкнуть в канадской жизни?

— Да меня как-то все устроило сразу.

— Непривычно, что там нет бродячих животных?

— Там есть бродячие животные, но только не как в России кошки и собаки. Там бродят беспризорные еноты, скунсы. Гуси везде гуляют, белочки снуют. Когда утки переходят дорогу, все останавливаются и пропускают выводок.

— А к человеку там другое отношение, что ли? К чему вы стремились? Ментальность иную хотели увидеть?

— Вообще это эмиграционная страна. Нет такой национальности «канадец». Люди едут туда со всего мира. Там эклектика культур и менталитетов. Все очень трудно ассимилируются. Каждая нация старается придерживаться своих культурных традиций, держаться диаспорой, праздники свои отмечают, в церкви ходят. Вроде бы для всех все создано, но каждый там сам по себе. И в то же время все нормально уживаются, конфликтных ситуаций не возникает. Люди, конечно намного доброжелательней, чем в России, нет такой гнетущей атмосферы...

— Все ходят и улыбаются?

— Не то, чтобы, как дураки, ходят и улыбаются... Понимаете, там построено все по-другому. Куда бы ни пришел, чем бы ты ни хотел заняться, ты главный человек, а не чиновник, который сидит в окошке или за дверью. Все стараются для тебя, хотят поскорее решить твою проблему. В России же ты для чиновника пустое место — и вот уже начинают тебя гонять по схеме «справка за справку». Я столкнулся с этим недавно, когда пытался облегчить судьбу престаревшего папы, страдающего деменцией, который один живет в Челябинске. Все друг друга в чем-то подозревают, все друг другу не доверяют, все ходят злые. На это просто противно смотреть. Нет в Канаде такого.

— Единственный минус во всей этой истории: мама ушла, так и не обнявшись с единственной внучкой. Она ее видела только на фото?

— Да... Но я постоянно им посылал фотографии. Делал все, что мог. Компьютера у них, конечно, не было. Не под силу его освоить самостоятельно восьмидесятилетним старикам. К слову, дочке было проще всего. Для нее английский язык родной, второй язык в школе — французский. Проблема только с русским языком, на котором она не любит разговаривать. Маше уже 11 лет, есть подружки, бойфренды... В России она ни разу не была, и для нее это неманкий участок суши. Но мы ей рассказываем про свою Родину. Интерес есть, как к чему-то далекому, несбыточному... Что же касается сына, то Женька даже слышать про Россию не хочет, тем более — сюда ехать. Он помнит эту жизнь, и школу, и друзей. Помнит бесконечные алкоголизм и хулиганство. Он тоже окончил колледж, стал медбратом, получает хорошую зарплату. Живет в небольшом городке, в трех часах езды от нас. Купил дом, машину. Женился на китаянке, родил двоих детей. Не пьет, не курит. Словом — все у него зашибись! В отличие от его друзей, оставшихся в Челябинске, которые уже давно спились или в тюрьмах мотают не первый срок. Если бы я в свое время жену с сыном отсюда не увез, еще неизвестно, чем бы все закончилось...

— Как уик-энд проводите?

— По-разному. Иногда приобретаем куда-нибудь путевочку на три дня. В пятницу взял отгул — и рано утром на автомобиле в Монреаль. (Первую машину мы, кстати, купили года через четыре после приезда — подержанную, конечно. А в 2013 году я новую взял — тойоту RАV4.) Иногда с друзьями снимаем загородный коттедж на озере. Ну и дома есть, где гулять — парки, рестораны, кинотеатры. У меня жена любит просто по магазинам походить — хлебом не корми. Для меня, говорит, это отдых. А для меня это сущий ужас! (Смеется). Тратит сумасшедшие деньги на благоустройство! Мебель хорошую купили, телевизор шикарный. К слову, все там можно брать в кредит без процентов. Но главное — есть, что благоустраивать. Дом три этажа, одних только спален три, два ванные. Летом на земельном участке у дома отдыхаем...

— Сажаете что-нибудь?

— Да ну что вы? Никто там этим не занимается. Кто будет свою жизнь тратить на эту несчастную редиску? Все есть в шаговой доступности и стоит копейки. Если тебе по приколу — ради Бога, сажай. Но я сельское хозяйство терпеть не могу! Я бы вообще все заасфальтировал, чтобы не было ни земли, ни травы, чтобы не полоть и не косить. А то ведь постоянно приходится ухаживать за газоном, порядок поддерживать.

— Вы ни разу не пожалели, что уехали?..

— Ни разу. Даже когда было очень тяжело. Мне настолько в Канаде нравится! Чтобы была какая-то ненависть к русским... я никогда с этим не сталкивался. Когда узнают, что мы из России, реакция разная. Некоторые относятся с интересом, некоторые с опаской, кому-то все равно, но чтобы шел негатив откровенный — такого не бывает. Разве что на почве хоккея... Когда после матча сборных канадцы выигрывают, дети могут подойти к русскому пацану и ехидно напомнить: «Вы проиграли». На работе бывают конфликты, но чисто производственные, не на почве национальной розни. Там с этим вообще очень строго. За нацконфликт можно попасть в места не столь отдаленные. Так что на эту тему лучше молчать. В душе можешь думать все, что хочешь, но молчать.

— А с преступностью там что?

— Все это, конечно, есть, но не в таких масштабах, как в России. Наша семья, к счастью, ни разу не сталкивалась с криминалом. В Канаде вообще чувствуешь себя намного спокойнее. У меня в доме входная дверь наполовину стеклянная. Можете себе представить такое в Челябинске? При этом нет ни сигнализации, ни какой-либо охраны. Машины практически у всех на улице стоят.

— А по поводу гей-парадов что скажете?

— Вот что мне не нравится, так это насаждение идеи сексуальных меньшинств. Просто невыносимо! Гей-парады эти... Один раз туда сходил, просто решили посмотреть, что это. Больше такого желания не возникает. Противно! Ну зачем мне голые мужики!? Идут по улице кучкой, трясут своим хозяйством... Ужас! Но попробуй что-нибудь скажи против. В школах это постоянно пропагандируют. Жена http://proza.ru/
— Березовая ностальгия — миф?

— А там есть березки. У меня прямо на участке береза растет, дарит мне воспоминания о Родине, которую по-прежнему люблю. Детство тут прошло, юность. Родители, друзья знакомые, первая любовь... — все это невозможно забыть. Я болею душой только за Россию, смотрю российские новости, переживаю и верю, что она приблизится к стандартам цивилизованной жизни. ...Знаете, у меня есть ностальгия иного рода. В России все женщины стараются выглядеть хорошо. У меня такое ощущение, что они тратят последние деньги, чтобы поддерживать свой внешний образ в форме. Мне это очень нравится. Все красивые, ухоженные, приятно посмотреть. В Канаде же есть усредненная серая женская масса. Редко встретишь, красивую нарядную даму с мейкапом. А если и встретишь, она россиянкой окажется непременно...

stroganova.su
Фото автора.