Хазарус. От Эбана до Эфталитов

Олег Данкир
Хазарский Информограф на букву Я. От Яари до Ящичка.
Источники приведены в текстах и в отдельном приложении "Хазарская Библиография".
=============================

Эбан Абба!!
      Министр иностранных дел Израиля с 1966 по 1974 год.
      Абба Эбан утверждал в своей книге «Мои люди» 1968 года, что вполне вероятно, что хазарское потомство достигло различных славянских земель, где они помогли построить великие еврейские центры Восточной Европы.
      Конечная судьба хазар по-прежнему остаётся загадкой, хотя некоторые подсказки указывают на их продолжение среди различных еврейских, мусульманских и христианских общин.
      Некоторые предположили, что горские евреи на восточном Кавказе частично происходят от хазар.
      Сегодня различные тюркские группы, живущие на Северном Кавказе, могут происходить от хазар, принимавших ислам.
      ++++++++++++++++++++++
Эгейское море!!
      Ещё в конце VIII — начале IX в. поляне освободились от хазарского ига.
      Вокруг Киева стало складываться самостоятельное Русское государство, которое немедленно заявило о себе опустошительными набегами на Крым, южное побережье Чёрного моря и на острова Эгейского моря, сведения о которых сохранились в житиях Стефана Сурожского, Георгия Амастридского, а также в «Прологе» к житию преподобной Афанасии.
      ++++++++++++++++++++++
Эдесса!!
      Город. В середине X в. мусульманская агрессия была остановлена на всех фронтах.
      Перешли в наступление византийцы, отвоевав в 944 г. Низиб и Эдессу, в 961 г. Крит, а в 965 г. Сицилию.
      ++++++++++++++++++++++
Эдомитяне!!
      В своем письме к царю Иосифу Хасдай ибн Шафрут специально спрашивает: «как произошло появление израилитян в этой местности», т.е. в Хазарии? К своему вопросу Хасдай добавляет, что, по его сведениям, сперва евреи жили там в местности, которая называлась горой Сеир. Он недоумевает, как это может быть, ибо гора Сеир находится далеко от Хазарии.
      Под этим названием известна гора в стране библейских эдомитян, на юг от Палестины.
      ++++++++++++++++++++++
Экономика хазар!!
      Согласно Томасу Нунану из Университета Миннесоты, изложенному в статье «Экономика Хазар»(1997), хазарская цивилизация богата материальными остатками и внесла свой вклад в средневековый мир экономика.
      Экскаваторы продолжают находить художественные работы, керамику и другие артефакты, производимые хазарами.
      Эти данные противоречат мнениям Ананиаза Захачковского, Дугласа Данлопа, Фрэнсиса Дворника и других о том, что хазары были просто посредниками, а не производителями качественных товаров.
      (Брук)
      ++++++++++++++++++++++
Эктаг!!
      Гора. По данным Менандра, после трудного пути посольство Маниаха в 568 г. достигло ставки верховного правителя западных тюркютов, находившейся на горе Эктаг.
      Правителем тюркютов, которого Менандр называет Дизабулом, был уже известный нам Истеми. Он торжественно принял Земарха, который затем должен был сопровождать его в походе на персов.
      Только достигнув Таласа, Истеми отпустил Земарха.
      ++++++++++++++++++++++
Элёд!!
      Венгерский предок.
      По имени мадьярского вождя или воеводы Леведия названа и страна леведия, населённая в начале 9 века мадьярами.
      Венгерское предание возводит происхождение этого народа к предку Элёд, имя которого связано с венгерским корнем "лел", "лелек", "леве" - душа, дышать, жить, быть, существовать.
      Вполне возможно, что и имя Леведий возникло на той же основе.
      ++++++++++++++++++++++
Элия!!
      В 1096 г. летом в Салониках объявились чужестранцы, которые сообщили, что пророк Элийя (Илия) открыто обнаружил себя перед людьми.
      Весть о пришествии Мессии побудила салоникских евреев прекратить все работы; они перестали платить подати и налоги, начали распродавать имущество и дома, готовясь идти в Палестину вслед за крестоносцами.
      Движение охватило многие города Византийской империи, а также византийский Крым ("Хазарию", как называет ее автор письма в соответствии с принятой тогда византийской и еврейской традициями).
      17 еврейских общин "Хазарии" покинули свои дома для того, чтобы отправиться в "пустыню неверных", или "пустыню народов" (это библейское выражение обозначает место, где Бог должен заключить новый завет с Израилем.
      О мессианском движении среди иудеев "Хазарии" (Крыма), по-видимому, в те же годы свидетельствует ещё одно, на этот раз недатированное письмо, также происходящее из Каирской генизы.
      В нем сообщается, что "в горах, которые находятся в стране Хазарии", появились люди (упоминаются их имена; об одном говорится, что он пришел из Иерусалима), один из которых называет себя пророком Элийей (Илией), а своего сына - Мессией; "они писали письма ко всем евреям далеко и близко, во все соседние земли.
      Они сказали, что пришло время, когда Бог собирает Свой народ Израиль из всех земель в Иерусалим, священный город". (Карпов Ю.)
      ++++++++++++++++++++++
Эллак!!
      Гуннский вождь. Старший, любимый сын Аттилы.
      В 448 г. Аттила поставил Эллака начальником над акацирами и другими причерноморскими племенами.
      Это произошло после того, как Иператор Феодосий-2 (408-450), желая привлечь акацир на сторону Византии против гуннов, послал им подарки.Его посол, не учтя иерархии акацирских вождей, роздал их не по установленному порядку.
      Старший из вождей Куридах получил подарок не первым, а вторым, поэтому обиделся и донёс Аттиле о готовящейся измене.
      Последний был настолько встревожен этим событием, что повернул против акацир большое войско, выступившее было к границе Византии. Часть изменивших акацирских вождей была перебита, других заставили покориться. Хотя Куридах уцелел и остался во главе своего племени.
      В 453 г., после скоропостижной смерти Аттилы на брачном ложе с красавицей бургундской Ильдико, произошла крупная стычка на реке Недао. Стычка была междоусобного характера, связанная с разделом прав на наследство Аттилы. В этой битве погиб любимый сын Аттилы Эллак, а также 30 тыс. гуннов и их союзников. Уцелевших гуннов братья Эллака - Денгизих и Ирник – увели на восток, на старые земли готов, в низовья Днепра.
      Остроготы заняли опустевшую Паннонию, а руги ушли в Норик, кроме тех, которые нашли приют в Византии.
      ++++++++++++++++++++++
Эль бар М-н-с!!
      Г-в-с-т бар Ки-б-р, Иуда по прозвищу С-в-р-т, К-в-фи-н бар Иосиф, М-н-р бар Самуил. Один из членов иудейской общины Киева с тюркскими именами, Х век.
      (Википедия)
      ++++++++++++++++++++++
Эль!!
      Жёсткая социальная система, созданная тюркютами для удержании в подчинении территорий Великого тюркского каганата, созданного после 552 г. Бумын-ханом, его сыновьями Мугань-ханом и Истеми-ханом.
      В центре этой социально-политической системы была «орда» - ставка хана с воинами, их жёнами, детьми, слугами и солдатами.
      Все вместе они составляли этнос «кара-будун» или «тюрк беглер будун» - тюркские беги и народ. Почти как в Риме: сенат и народ римский».
      Термин «орда» совпадает по смыслу и звучанию с латинским ordo – орден, то есть упорядоченное войско.
      Восточное крыло – «толос» западные «тардуш» весте составляли ядро державы, заставлявшее «головы склониться и колени согнуться».
      А кормили этот народ-влйско огузы – покорённые племена, служившие орде и хану из страха, а отнюдь не по искренней симпатии.
      ++++++++++++++++++++++
Эльба!!
      Река.
      По сообщениям франкских летописцев, в 862 г. венгры появились на франкской границе в области Эльбы (Гинкмар); Сангаленский монах относит это событие к 863 г.
      ++++++++++++++++++++++
Эльдад!!
      В конце девятого века объявился в Испании некий человек по имени Эльдад, который утверждал, что происходит из колена Дана, одного из десяти пропавших колен Израиля.
      Он сообщил, что четыре колена - Дан, Нафтали, Гад и Ашер - живут богато и счастливо под скипетром еврейского царя в стране Куш (Абиссиния) за легендарной рекой Самбатион.
      Эльдад из колена Дана сообщил ещё о том, что "колено Шимона и половина колена Менаше обитают в стране кузарим, вдалеке от Иерусалима, на расстоянии шести месяцев пути, и они - многочисленны и неисчислимы, и исмаильтяне платят им дань".
      Очевидно, Эльдад в своих путешествиях по миру услышал где-то, что в "стране кузарим" живут евреи, а про колена Шимона и Монаше - это уже его собственное добавление.
      Это известие о существовании где-то на востоке целого царства, которое живет по законам Моисея, евреи приняли с восторгом.
      Сразу же решили, что хазары - это потомки Иегуды, и что таким образом осуществилось библейское пророчество: "Не отойдет скипетр от Иегуды".
      Даже когда впоследствии выяснилось, что хазары - это перешедшие в иудаизм идолопоклонники, это не поколебало симпатий к неизвестному народу.
      Рассказами о хазарах евреи зачитывались в последующие века, существовала разнообразная еврейская литература на эту тему.
      (Кандель)
      ++++++++++++++++++++++
Эльтебер!!
      Звание или чин Местной хазарской знати. Это звание, означающее вассального наследственного князя.
      Такие звания были не только у дагестанских гуннов, но и у других, подвластных зазарам племён.
      Эльтебер - это звание, означающее вассального наследственного князя.
      Эльтеберы были не только у дагестанских гуннов, но и у других подвластных хазарам племён.
      Представитель рода эльтеберов мог быть назначен хазарским каганом на должность правителя, тарханом любого подвластного хазарам племени, не обяхательно гуннов, а, скажем асиев, откуда и имя Ас или Рас-тархан, т.е. тархан асов или аорсов, арсов в 764 г.
      Эльтебер был титулом Алп-Илитвера. Также Балтавар у волжских болгар. Харлитбер - род хазарский или гуннский. Йылтывыр - древнетюркский титул для обозначения вассальных князей.
      По Цегледи Астархан был хорезмийский наёмник, стоял во главе дагестанских гуннов, принадлежал к роду Хатирлитбер, т.е. эльтеберов, каким был и царь гуннов Алпилитвер.
      Титул "табар" или "тавар" носили послы дунайских болгар, прибывшие в 869 г. на церковный сбор в Константинополе по Златарски.
      
      ++++++++++++++++++++++
Эля!!
      Иль. Держава. Эль.
      ++++++++++++++++++++++
Эмерсон Дж.!!
      В 1878, два новых манускрипта были найдены в частной антикварной коллекции сэра Джона Эмерсона (Sir John Emerson), британского посла в Константинополе.
      Сэр Джон, видимо, был одним из тех жадным коллекционеров, чья страсть к приобретению превышала интерес к самому объекту покупки.
      Манускрипт был найдет после его смерти; никто не знает где и когда он нашёл их.
      Один был географией Ахмеда Туси (Ahmad Tusi), датированный 1047 годом н.э.
      Это делает манускрипт Туси наиболее близким к оригиналу Ибн Фадлана, который был написан предположительно в 924-926 годах н.э.
      Учёные всё ещё принимают во внимание манускрипт Туси, как наименее надёжный из всех источников; текст полон очевидных ошибок и внутренних нестыковок, хотя это так же трактуется и у «Ибн Факуи» (“Ibn Faqih”), который посещал Северную страну, но многие авторитеты всё ещё отказываются принять этот материал.
      ++++++++++++++++++++++
Эноки Кацуо!!
      Существуют разные теории о происхождении хефталитов, из которых достаточно привлекательной была идея Кадзуо Эноки, который принял во внимание различные неоспоримые факты и оставил в стороне слабые и вводящие в заблуждение элементы, такие как очевидные сходства имён.
      Учитывая культурные особенности хфталитов, их географическое распределение и миграционные потоки, Эноки доказывает, что они имеют иранское происхождение.
      Особенность хефалитов заключалась в том, что они практиковали полиандрию, которая никогда не была связана с каким-либо гуннским народом, а скорее с некоторыми арийскими кланами и с Тибетом.
      Гефалиты были побеждены в VI веке в. союзом турок-крок и сасанидов, и почти исчез.
      ++++++++++++++++++++++
Энциклопедия принцессы Атех!!
      Хазарские книги, Хазарский словарь, О страстях снов.
      Энциклопедия объединила записи, которые веками собирали ловцы снов и в которых был запечатлен их опыт.
      Содержала информацию об истории и вере ловцов снов. Состояла из стихов в алфавитном порядке.
      Принцесса Атех была первым автором этой книги, ее прасоздателем.
      Только в первоначальном словаре на хазарском языке ещё не существовало нынешних трёх книг (на иудейском, магометанском и христианском языках), это был один словарь и один язык.
      От того, первоначального, до настоящего дошло очень немногое, столько же, сколько может сохранить в себе старая собака, если её учить не с молоду, а в старости.
      ++++++++++++++++++++++
Энциклопедия хазарская!!
      Словарь. Книга. Сборник принцессы Атех. Азбука.
      По данным Павича – это копия одной из арабских версий.
      Турок из Анатолии по имени Масуди лет триста назад или около того встретил Атех, разговаривал с ней, но не узнал её.
      Он знал искусство ловца снов и обладал копией одной из арабских версий хазарской энциклопедии или словаря, но к моменту встречи с Атех ещё не прочел всех статей словаря, поэтому не узнал слово "ку", когда принцесса Атех произнесла его.
      Хазарский словарь - охватывает книги толкователей снов, составляющих в государстве хазар сильную религиозную секту. Для них этот словарь является чем-то вроде Священного писания - Библии.
      "Хазарский словарь" содержит, в частности, многие биографии лиц мужского и женского пола и представляет собой мозаичный портрет одного существа - по имени Адам.
      Вот отрывки из этого словаря: "Истина прозрачна и поэтому незаметна, а ложь мутна, она не пропускает ни света, ни взгляда. Существует и нечто третье, где истина и ложь перемешаны, это встречается чаще всего. Одним глазом мы видим сквозь истину, и этот взгляд теряется в бесконечности навсегда, другим глазом мы не видим сквозь ложь ни пяди, и этот взгляд не проникает никуда, он остается на земле, с нами. Поэтому по жизни мы ползём на боку. Поэтому истину нельзя понять столь же непосредственно, как и ложь, она познаётся только из сравнения истины и лжи, из сравнения пробелов и букв нашей "Книги".
      Потому что пробелами в "Хазарском словаре" обозначены прозрачные места божественной истины и имена. А чёрное на странице - места, где наши взгляды не проникают под поверхность."
      Судьбы всех людей в книгах народов записаны во вселенной, где каждая звезда представляет собой гнездо и уже сформированную жизнь каждого народа или языка. Таким образом, вселенная - это видимая и сжатая вечность, в которой судьбы человеческих родов мерцают как звезды.
      ++++++++++++++++++++++
Эпир!!
      В последней четверти V в., когда гунны были уже изгнаны из Паннонии и кочевали в степях Причерноморья, Восточно-Римская империя испытывала сильную угрозу со стороны готов, находившихся на ее территории.
      В Эпире они действовали, по данным Иоанна Антиохейского, под началом Теодориха, сына Теодемира, а во Фракии во главе готов стоял Теодорих, сын Триария.
      Император Зенон (474-491 гг.) призвал против них болгар, но в сражении с готами Теодориха, сына Триария, болгары были побеждены и готы достигли самого Константинополя (481 г.).
      ++++++++++++++++++++++
Эпоним!!
      К эпониму относит Булгара Артамонов.
      Булгар - один из трёх братьев из легенды Михаила Сирийского, почепнутая им из текстов Иоанна Эфесского.
      ++++++++++++++++++++++
Эрак!!
      Река. В битве на реке Эрак король остроготов Винитарий, правивший готами после самоубийства Германариха, был убит, остроготы окончательно разгромлены и должны были подчиниться победителям.
      По словам Иордана, Баламбер «стал мирно владеть уже всем подчинившимся ему народом готов, но все же так, что народом готов всегда правил собственный царёк, хотя и по усмотрению гуннов».
      ++++++++++++++++++++++
Эрзя!!
      Арису. Во время царя Иосифа, т.е. в середине X в., Хазария была еще значительным государством, хотя ее прежняя мощь уже сильно пошатнулась.
      Границы своего государства царь Иосиф определяет следующим образом: на севере в состав Хазарии входят буртасы, болгары, сувары, эрзя (арису), черемисы, вятичи, северяне и славяне, под которыми, по-видимому, подразумеваются другие славянские племена.
      У караимов - йэр - земля, страна, край, йэр иси - земледелец - пахари.
      (Ага М.Ю.)
      ++++++++++++++++++++++
Эристав Джибго!!
      В грузинских источниках взятие Тбилиси хазарами и мучительная казнь начальника крепости в 627 г. излагаются несколько иначе, чем в Истории агван.
      В "Обращении Грузии" говорится, что Ираклий оставил для осады Тбилиси "Эристава Джибго", т.е. джебу-кагана армянского историка, а сам пошёл воевать с царём Хуасро (Хосровом).
      "Джибго этот после немногих дней взял Калу (цитадель Тбилиси), пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами (драхмами), затем снял с него живого кожу и послал вслед за царём в Гардабан, в дом Вараза-Григола".
      То же самое повторяется в "Жизни и известиях о Багратидах".
      ++++++++++++++++++++++
Эрлик!!
      Хазары поклонялись нескольким божествам, подчинённым Тенгри, в том числе богине плодородия Умай, Куара, богу грома, и Эрлику, богу смерти.
      ++++++++++++++++++++++
Эругы!!
      Герулы. В истории Италии, которую они покорили под покровительством Одоакра в 476 г., этот этнос известен под названием герулов (Gens Herulorum).
      Успешно обороняли от гуннов низовья Дона в войне 370 г. между гуннам и аланами, выступая на стороне последних.
      Этот этнос, по-видимому, не скандинавский, а местный, но, покорённый Германарихом, впоследствии огерманился.
      Эрулы отличались чрезвычайной подвижностью и необыкновенным высокомерием. Они поставляли всем соседям лёгкую пехоту.
      ++++++++++++++++++++++
Эрулы!!
      В 370 г., время окончания войны между гуннами и гото-аланами, низовья Дона обороняли эрулы, этнос, по-видимому, не скандинавский, а местный, но покорённый Германарихом и впоследствии огерманившийся.
      В Италии, которую они покорили под предводительством Одоакра в 476 г., этот этнос известен как герулы.
      Эрулы отличались чрезвычайной подвижностью и высокомерием. Они поставляли соседям легкую пехоту.
      О столкновении их с гуннами сведений нет. Это указывает на то, что гунны не пытались форсировать низовья Дона.
      (Гумилёв)
      ++++++++++++++++++++++
Эсегел!!
      По Ибн-Русте (начало X в.) и Гардизи (XI в.), болгары делились на три отдела: «...один отдел зовется берсула, другой — эсегел и третий — болгар».
      Первый из них явно соответствует барсилам других сообщений.
      ++++++++++++++++++++++
Эсегелы!!
      Эсегелы не были отдельным племенем, это были потомки первых переселенцев - булгар Кодрака, наименование которых арабы, видимо, приняли за название одного из племен (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Эсены!!
      Видимо еврейское племя, бежавшее от преследований христиан или зороастрийцев за свою веру иудейскую.
      Недавно нашли рукописи Мёртвого моря в Иордании, близ Иерихона, в Кумранских пещерах.
      В найденных свитках были еврейские священные книги, спрятанные ещё в 1-ом столетии н.э. эсенами, опасавшимися вражеского нападения.
      ++++++++++++++++++++++
Эски-Кермен!!
      Город хазар у караимов. На подступах к Херсону через горный Крым воздвигнута целая система мощных укреплений: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп (Дорос), Инкерман (Каламита), Чуфут-Кале и др.
      Эски-Кермен - (старая крепость (Крым - крепость) - основан в начале VI века.
      Первоклассная для своего времени эски-керменская крепость могла противостоять натиску любого противника: отвесные скалы практически неприступны, в расщелинах скал возвышались, боевые стены с башнями.
      В систему обороны входили хорошо защищённые ворота и вылазные калитки, пещерные казематы — вырубленные в скалах помещения с бойницами и амбразурами.
      За стенами крепости могли укрыться несколько тысяч жителей окрестных деревень со скотом и личным имуществом (Ага М.Ю.)
      ++++++++++++++++++++++
Эсты!!
      У Иордана (VI в.) акациры названы между эстами, жившими в Прибалтике и болгарами, занимавшими Причерноморье.
      Так как непосредственно перед описанием побережья Балтики, где в низовьях Вислы живут видиварии, а за ними эсты, Иордан говорит о склавинах и антах, можно полагать, что акациры помещались по соседству не с эстами, возле которых они как степняки-кочевники находиться не могли, а с антами, жившими, по Иордану, между Днестром и Днепром.
      ++++++++++++++++++++++
Эсфирь!!
      Книга описывает историю об иудеях-семитах, уничтоживших более 75 000 "шовинистов" персов около 2500 лет тому назад.
      В честь этой кровавой резни был установлен весёлый праздник Цурим, справляемый до сих пор всеми иудеями во всем мире.
      ++++++++++++++++++++++
Эсхатологические ожидания!!
      Наиболее очевидным признаком приближения "последних времен" для древнерусского книжника (в полном соответствии с "Откровением Мефодия Патарского" и всей византийской традицией) являлись нашествия иноплеменников - "измаилтян".
      Вышедшие же из "Етривской пустыни" "измаилтяне" были отождествлены с тюрками-половцами, появившимися в южнорусских степях в 50-60-х гг. XI в. (Впоследствии апокалиптические пророчества связывались уже с татарами, попавшими в поле зрения летописцев в 20-х гг. XIII в.) Неудачи в борьбе с кочевниками в 90-х гг. XI в. как раз и заставили киевских летописцев впервые вспомнить зловещие предсказания Мефодия Патарского на страницах летописи.
      (Карпов Ю.)
      ++++++++++++++++++++++
Этерия!!
      Много хазар служило в войсках Византиию. Они входили в состав третьей этерии.
      В Коснстантинополе или вблизи него было даже предместье, называвшееся Хазарским предместьем.
      ++++++++++++++++++++++
Этика антиэгоистическая!!
      Альтруистическая.
      Этика, при которой интересы этнического коллектива у индивида превалирует над его собственными.
      ++++++++++++++++++++++
Этническая база Хазарии!!
      Этническая (и социальная) база, на которой возникло Хазарское государство, складывалась из синтеза местных (в основном иранского) и пришлых (тюркского и угорского) компонентов.
      Именно этот синтез обеспечил устойчивость, стабильность и конечный успех этого государства, которое первоначально было одним из многих политических образований на Северном Кавказе.
      (Новосельцев)
      ++++++++++++++++++++++
Этнический состав хазар!!
      "Родина" хазар находилась в Восточном Предкавказье, где они и сложились из смешения пришельцев савиров и тюрок с местным, в основном иранским, населением степной и прибрежной (прикаспийской) полосы.
      Здесь хазары обитали и позже, после крушения каганата.
      Они упоминаются в дербентских хрониках конца XI — начала XII в., ал-Гарнати (середина XII в.).
      Хазары уже в VII в. расселялись в разных, преимущественно окраинных, опорных пунктах. Первоначально одним из таких пунктов являлось устье Волги, куда затем был перенесен и центр государства. Здесь хазары известны и в середине XII в. Русская летопись их именует саксинами, т.е. жителями г. Саксин, сменившего разрушенный русами Атиль.
      Большая хазарская колония возникла в Крыму, где сохранилась и после падения Хазарии.
      Наконец, хазарская колония была на Дону, прежде всего в районе Саркела. Здесь в 20—30-х годах XI в. набирал хазар в свою дружину князь Мстислав Владимирович.
      Другие центры расселения хазар нам неизвестны.
      Хазары в своем государстве не имели компактной территории, а составляли как бы островки в пестром этническом мире юго-востока Европы.
      Ал-Истахри и Ибн Хаукаль делят хазар на две группы. Одна именуется "кара-хазар" ("черные хазары"). Они смуглые, почти черные, подобные индусам.
      Представители другой группы белые, красивые.
      По-видимому, хазары в IX—Х вв. были народом довольно смешанным в расовом отношении и не вполне сходным с ранними хазарами (VII в.).
      Другие обитатели Хазарии: аланы, булгары, кашаки, славяне, венгры, печенеги.
      Буртасы – единственный этнос, из-за которого идут последнее время споры. Некоторые ученые пытаются доказать, что они иранцы. П. Голден склонен причислить буртасов к уграм.
      Наиболее обоснована старая точка зрения, отождествляющая буртасов с мордвой.
      (Новосельцев)
      ++++++++++++++++++++++
Этногенез хазар!!
      Кочевники Гуннского объединения в первую очередь занимали земли, удобные для скотоводства.
      Однако своих предшественников — алан, роксолан и т.д. — они не могли, да и не хотели полностью согнать с этих земель и какое-то время кочевали вместе с ними или рядом.
      В Восточном Предкавказье были как раз такие земли, удобные для скотоводства, и сюда кочевники Гуннского объединения устремились уже сразу после разгрома своих главных врагов — алан.
      Аланы понесли в этой борьбе большой урон, но сохранились на Северном Кавказе, правда, в основном в его центральной части, а их ближайшие родственники массагеты-маскуты — в приморской полосе современного Дагестана и соседних районах нынешнего Азербайджана.
      Именно здесь, очевидно, происходил интенсивный синтез местных иранцев (а возможно, и кавказцев) с пришельцами, которые в этом районе довольно долго именовались гуннами, возможно и потому, что среди них гуннский элемент был очень влиятелен.
      Следствием этого явился культурно-религиозный синтез, о котором свидетельствует Мовсес Каланкатваци: гунны почитали старых иранских богов (Куара, Аспандиата), некоторым из которых присваивали и принесенные из Центральной Азии имена (Тангри).
      Такое явление мы встречаем в истории часто.
      Например, древние армяне почитали и собственно армянских, и иранских богов, да к тому же и тем и другим нередко давали греческие имена по аналогии с эллинскими богами, почитание которых в Армении утвердили переселенные в армянские города еще во II—I вв. до н.э. греки, жители малоазиатских полисов.
      Однако главную роль в этногенезе хазар сыграли савиры. Ал-Мас'уди сообщает о том, что тюрки называли хазар сабирами.
      Какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них могло быть и тюркское племя ко-са, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним "хазары".
      Этих ассимилированных племен была, несомненно, и часть (северная) маскутов, а также некоторые другие племена, в частности басилы (барсилии), баланджар и др.
      Баланджар упоминаются в Приморском Дагестане в арабских источниках, а для начала Х в.— и в Среднем Поволжье (в форме баранджар).
      (Новосельцев)
      ++++++++++++++++++++++
Этногенез!!
      Все этногенезы запрограммированы одинаково, но этнические истории разнообразны. Путь его может быть смещён, а ритм нарушен или оборван. Только если ему противодействует очень большая энергия. Такой энергией обладает только природа: изменение климата или агрессия другого этноса.
      Бедствия у разных народов слачались довольно часто. Почему же именно хуннам так не повезло, что они утратили родную землю. Ведь обычно этнос крепко держится за родной ландшафт. Изменился климат. Степь превратилась в пустыню. Высох, не целиком, Балхаш, понизился уровень Иссык-Куля, а Аральское море стало болотом Оксийским, дно его заросло тростником. Это бедствие продолжалось 200 лет.
      Лишь в середине 4 века циклоны и муссрны понесли влагу в степь. Кони перестали страдать от бескормицы, а хунны на берегах Хуанхэ, Или и Волги снова ощутили себя могучими народами. Задержанный этногенез пошёл по заданной схеме.
      Но века засухи не прошли даром. Хунны не вернулись в Монголию.
      Этногенезом называется момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.
      Этногенез - это статистический природный процесс, проходящий в течение свыше тысячи лет, если считать от негэнтропийного импульса до затухания инерции, и оставляющий после себя следы неменьшие, нежели наводнение или извержение вулкана.
      Когда в 158 г. 30 тыс. хуннских воинов пришли в низовья Волги и Терскую долину, хазары-аборигены, видимо, находились в гомеостазе, то есть хазарскому этносу было уже 600-800 лет.
      ++++++++++++++++++++++
Этноним!!
      Почему древние историки часто отождествляли (не путали!) предшествующих с последующими? Ответ ясен: на таких обширных территориях народ в своей основе не менялся, менялся лишь этноним.
      Название племени, которое занимало господствующее положение, становилось общим этнонимом целого народа или даже целой большой территории, подчинённой этому племени.
      А господствующими в различные периоды истории выступали различные племена.
      Поэтому у одного и того же народа с течением времени этноним менялся.
      Таким образом, на обширных территориях, относимых к скифам и сарматам, в древности жили предки в основном тех народов, которые населяют эти территории и сегодня.
      С этой точки зрения, в киммерийцах, скифах, сарматах и аланах мы должны искать в первую очередь тюрков, славян и финно-угров.
      (Закиев)
      ++++++++++++++++++++++
Этноноосфера булгар!!
      После распада Великой Булгарии миграция её населения приняла такие широкие масштабы, что в течение последующего столетия булгары оказались не только на Дунае и Средней Волге, но и в бассейне реки Дон и Северный Донец.
      Территориально это был сплошной массив без разрывов от Средней и Нижней Волги до Северного Кавказа, от Каспия до Черного моря, от Дона с Северным Донцом, Приазовья и Северного Причерноморья до Нижнего Дуная и Мизии.
      На всем этом пространстве существовала общая этноноосфера булгар, единство которой не было утрачено до принятия ими на Дунае христианства, а на Волге ислама.
      Пространственно этноноосфера булгар охватывала земли от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря и Северного Кавказа, от Уральских гор, реки Яика до бассейна рек Дон и Ока.
      В последующие века, когда булгары потеряли политическую самостоятельность, их имя стало скрываться под другими названиями - черные клобуки, черкасы, асы (ясы), бродники, казаки, татары.
      Два народа - булгары и русские - в X в. обладали положительной комплиментарностью по отношению друг к другу.
      Их этноноосферы были близки, несмотря на то, что мировоззрение каждого из них основывалось на различных религиозных системах - исламе и православии, в каких-то частотах они совпадали.
      Подтверждение тому мы находим в многочисленных исторических сведениях о торгово-экономических и культурных связях русских земель с Булгарией (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Этноноосфера хазар!!
      Когда Тюркский каганат распался, часть тюрок, хазары и басилы, смешавшись, составили под воздействием этноноосферы хазар, как более сильных в духовном и культурном отношении, новый этнос, активный, работоспособный и выносливый.
      В VII и начале VIII вв. их столица Семендер стояла на берегу реки Терек.
      Кроме хазар, в каганате жили не смешавшаяся с ними часть барсил, булгары, савиры, аланы, евреи, печенеги, гузы и др.
      Их соседями были на Кавказе горцы и аланы, на Дону черные (или внутренние) булгары, на севере волжские булгары, на востоке печенеги и гузы.
      В социальном плане население Хазарского каганата состояло из земледельцев, ремесленников и кочевников, сильные позиции в городах занимали купцы, прежде всего евреи и персы.
      В религиозном отношении хазарское государство в одинаковой степени опиралось на ислам, христианство и иудаизм.
      Много общего было в материальной и духовной культуре булгар и хазар.
      Ш. Марджани приводит слова средневековых арабских историков Абу Исхака аль-Истахри и Абу Габдуллы аль-Гарнати о том, что у булгар и хазар - один и тот же язык, булгарский язык такой же как и хазарский.
      Исследователи полагают, что в каганате численность булгар была больше, чем хазар. Страной правили хазарские и булгарские феодалы во главе с каганом.
      Именно раскол этноноосферы хазар, когда во главе государства стояли иудаисты, а народ исповедовал ислам, явился одной из главных причин, погубивших Хазарский каганат.
      Раскол этноноосферы хазар можно увидеть и в том, что средневековые авторы подчеркивают, что хазары делятся на два рода: “черные” и “белые”. Некоторые из них, противореча другим, пишут о том, что язык хазар не схож с тюркским (в частности, с булгарским).
      Можно предположить, что “черные” хазары говорили на тюрки, а “белые” хазары на иврите.
      Хазарская этноноосфера не была единой. Отсутствие в государстве хазар единой религиозной идеологии, которая в средние века была и государственной, привело к распаду этноса - он исчез.
      Последующие события показали, что в Нижнем Поволжье со временем победила булгарская этноноосфера, несущей частотой которой был ислам (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Этноноосфера!!
      Этнические субстраты - компоненты будущего этноса - вступают во взаимосвязь с уже имеющимися у них этноноосферами.
      Обычно они вибрируют на близких частотах, т.е. у их носителей наблюдается положительная комплиментарность.
      В этой борьбе побеждает более сильная этноноосфера, может быть, и не очень многочисленного этнического субстрата, функционирующая на основе развитой духовной и материальной культуры и веры (религиозной или мировоззрения вообще).
      В результате наложения этноноосфер этнических субстратов создается одна этноноосфера с несущей частотой этноноосферы победившего в этой мирной борьбе этнического субстрата, которая будет сопутствовать вновь возникшему этносу в течение всей его жизни.
      Этноноосфера как биоэнергетическое поле, которое невидимыми нитями держит человека в рамках своего этноса, заставляя его жить и чувствовать именно как его представителя, играет роль цементирующего начала в возникновении и развитии племен и народностей.
      Окончательную зрелость этноноосфера достигает после принятия тем или иным народом монотеистической религии, которая служит мощным фактором её прочности, устойчивости и неизменности в своей основе, несмотря на любые превратности его исторической судьбы (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Этнос!!
      Естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности.
      Нельзя отождествлять этнос с биологической популяцией, ибо он является природным основанием социальной надстройки (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Этносферное разнообразие!!
      Неравенство энергетических потенциалов, вносимое в историческое время пассионарными толчками.
      ++++++++++++++++++++++
Этруски!!
      Ф. Латыпов (г. Красноярск) в газете “Нур” (Петербург) поместил небольшую заметку “Этруски в их связи с татарским (булгарским) языком”, в которой пишет о происхождении этрусского языка от шумерского и приводит параллели между этрусским и булгаро-татарским языками (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Эфталитское государство!!
      Государство в Средней Азии (4 век).
      ++++++++++++++++++++++
Эфталиты!!
      Эфталиты или хайталеиты, также известные как «белые гунны», несомненно, не были гуннами.
      Такое имя было дано Прокопием в его работе «История войн», но, признав, что они сильно отличаются от «европейских» гуннов.
      Действительно, не только их физические особенности, но и их культура, язык, традиции и т.д. были заметно непохожими друг на друга.
      С середины 4 в., устанавливает Л. Гумилёв, эфталитское царство стало преградой между рседлым Ираном и кочевниками Великой степи.
      Существуют разные теории о происхождении эфталитов, из которых наиболее привлекательным был японский учёный Кадзуо Эноки, который принял во внимание различные неоспоримые факты и оставил в стороне слабые и вводящие в заблуждение элементы, такие как очевидные сходства имён.
      Учитывая культурные особенности эфталитов, их географическое распределение и миграционные потоки, Эноки убедительно доказывает, что они имеют иранское происхождение.
      Ирана Аршакид, сидевший в Балхе.
      Его поддержали хиониты, степные кочевники, имевшие договор с Ираном о защите восточных границ.
      Именно в этот момент на авансцену вышли эфталиты, усмирившие повстанцев и заключившие с Ираном свой договор.
      Особенность эфалитов заключалась в том, что они практиковали полиандрию, которая никогда не была связана с каким-либо гуннским народом, а скорее с некоторыми арийскими кланами и с Тибетом.
      В соответствии с исследованиями Л. Гумилёва, в 375-378 гг. восстал восточный наместник Судьба их могущества напоминает историю средневековой Швейцарии, устрашавшей Европу до тех пор, пока Франция и Англия были в упадке.
      Эфталиты совершали свои губительные набеги, главным образом на Индию, а для стран восточнее Памира и Тяньшаня их вмешательство было только эпизодом.
      Эфталиты не захотели остаться в прибалхашских степях, куда они вторглись в 460 г. Эти степи не показались им достойными завоевания.
      Им было куда приятнее одерживать победы в Индии и Иране.
      В 495-496 гг. эфталиты подчинили телеутов.
      484 г. Победа эфталитов над Ираном.
      Эфталиты в середине V в. начали наступление из Бактрии на север и в 470 г. дошли до Тянь-Шаня, а в 496 г. до Балхаша (Л. Гумилёв).
      В конце V в. (около 490 г.) восставшие против жужаней телесцы откочевали на запад, в долину Иртыша, но здесь подпали под власть среднеазиатских эфталитов, усилившихся победою над Ираном в 484 г. и устремившихся на север.
      Здесь телесцы образовали новый народ, впоследствии получивший название уйгуры, который китайцы в V в. называли Гаогюй — высокие телеги, в изложении Бичурина.
      В борьбе с эфталитами и жужанями этот народ создал свое государство, оказавшееся, однако, очень недолговечным: в 540 г. под ударами жужаней оно перестало существовать.
      Эфалиты были побеждены в VI веке в. союзом турок-крок и сасанидов, и почти исчезли, переодически возникая в составе других этнических группировок.
      В царствование Кавада произошла решительная перемена во внешней политике Ирана.
      Этому шаху, который в молодости находился заложником у эфталитов, а затем в 498 г. с их помощью вернувшему престол, с которого ов был свергнут, удалось установить прочный мир на восточной границе Ирана и благодаря этому активизировать борьбу с Византией;главной ареной ее стало Закавказье.
      В дополнении к "Хронике Захария Ритора" перечислены 13 народов несомненно тюркского происхождения, относящихся ко времени около 555 года.
      Это онагоры, огары, сабиры, бургары, оланы, куртаргары, абары, хазары, вирмары, сиругуры, баграсики, куласы, абделы, эфталиты.
      Эти племена известны также по другим источникам - византийско-греческим, армянским и сирийским.
      Все они находятся на одном уровне культурного развития, все они кочевники-варвары.
      Эфталиты народ воинственный, но немногочисленный. Успехи их объясняются глубоким разложением захваченных ими областей.
      О столкновении 555 г. есть упоминание в Ганьму (Бичурин).
      Границы тюркютской державы перед началом эфталитской войны определены также и Фирдоуси: «Все до берега реки Джейхуна от Китая его (Истеми) называли подателем справедливости. Военачальником (он был) с войском, казной и короной до Гульзариума (Сыр-Дарьи) от той стороны Чача (Ташкента)».
      К 558 г., когда тюркюты вышли на Волгу, авары-абары были уже разбиты — это, полагает Л. Гумилёв, предельная верхняя дата.
      Разгрому абаров предшествовала победа тюриютов над эфталитами; совершенно очевидно, что это не было полное покорение, ибо оно закончилось лишь к 569 г. Китайские сведения дают нам другую дату — 555 г. — когда эфтялиты были разбиты тюркютами.
      В письме сына Истеми, тюркютского кагана Дяньгу, врученном императору Маврикию в 598 г., в изложении Феофилакта Симокатты говорится следующее: «Разбив наголову вождя племени абделов (я говорю о тех, которые называются эфталитами), этот каган победил их и присвоил себе власть над ними.
      Сильно возгордившись этой победой и сделав Стемби-кагана (Истеми-кагана) своим союзником, он поработил племя аваров.
      Занятые войной с эфталитами, тюркюты не преследовали авар и дали им возможность, так сказать, прийти в себя и оглядеться.
      Менандр приводит слова Истеми: «Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть мечей тюркских, они не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины, они блуждают по поверхности земли.
      Когда покончу с эфталитами, нападу на авар и они не избегнут моих сил», — говорил будто бы по их адресу Истеми (Силзивул) византийским послам.
      Гиршман отождествляет хионитоз с эфталитами. Однако это тождество нельзя считать доказанным, полагает М.И. Артамонов.
      Тюркюты прекратили преследование авар потому, что ввязались в длительную и тяжелую войну с эфталитами, империя которых охватывала огромную территорию от Хотана на востоке до Каспийского моря на западе и до Инда на юге.
      Упомянутые выше хиониты были соседями эфталитов на севере.
      Первое столкновение между тюркютами и эфталитами произошло еще в 555 г., но активные военные действия между ними начались только с 562 г., когда иранский шах Хосрой Ануширван, заключив мир с Юстинианом, получил возможность вести согласованные с тюркютами военные действия против общего врага.
      Совершенно неизвестно, почему дружественные отношения между персами и эфталитами, столь важные для спокойствия восточной границы Ирана, сменились остро враждебными, приведшими к союзу персов с тюркютами.
      Возможно, что Хосрой Ануширван считал чрезмерной дань, которую Ирану приходилось своим восточным соседям, или же он хотел присоединить к своим владениям находящиеся во власти эфталитов области, отторгнутые от Ирана.
      В 563 г. Хосрой нанес тяжелое поражение эфталитам, а в 565 г. и Истеми начал решительные операции против них и первым делом захватил Чач (Ташкент).
      Менандр сообщает, что решительная битва между тюркютами и эфталитами у Несефа (Карши) длилась 8 дней и закончилась полным разгромом последних.
      К 567 г. с эфталитами было покончено, но зато вспыхнула вражда между союзниками.
      Тюркюты требовали, чтобы Иран выплачивал им ту дань, которую раньше давал эфталитам, и открыл дорогу через свою территорию для согдийских торговцев шелком, которые теперь стали подданными тюркютского кагана.
      Так как Хосрой категорически отверг эти домогательства, тюркютское войско двинулось к иранским границам, но, встретив мощные укрепления, воздвигнутые персами в Джурджане (Гурган, Гиркания — юго-восточное побережье Каспийского моря), не решилось атаковать их.
      По словам Фирдуоси, инициатором войны был эфталитский царь Готфар.
      Обеспокоенный установлением дипломатических связей кагаяа с шаханшахом, он приказал вырезать тюркютское посольство, что и послужило поводом к войне.
      О столкновении персов с тюркютами он упоминает, но по его версии, одной военной демонстрации персов в Хорасане оказалось достаточно, чтобы Истеми пошел на мир, скрепив его браком своей дочери и Хосроя.
      Хосрой активно принимал участие в разгроме государства эфталитов и доставшиеся ему территории были просто его долей добычи.
      Столкновение 569 г., опущенное персидской версией Табари и отмеченное Фирдоуси, действительно имело место, так как свидетелем тюркютского похода па персов был Земарх.
      А.М. Мандельштам считает Абруя главою обосновавшихся около 581 г. в Бухаре эфталитов.
      ++++++++++++++++++++++