Хазарус. От Яари до Ящичка

Олег Данкир
Хазарский Информограф на букву Я. От Яари до Ящичка.
Источники приведены в текстах и в отдельном приложении "Хазарская Библиография".
=============================

Яари Е!!
      В 1997 году транслировался увлекательный 3-серийный документальный фильм о Хазарах, имеющих право Memlekhet ха-Kuzarim. Автор фильма -- израильский журналист Эхуд Йа Ари
      (В Нине обязательно)
      ++++++++++++++++++++++
Яармакс!!
      Хазары, как известно, чеканили серебряные монеты, называемые Yarmaqs.
      Многие из них были копиями арабских дирхемов.
      (Википедия)
      ++++++++++++++++++++++
Ябгу!!
      Название главы хазар, буквально означающий "вице-король".
      ++++++++++++++++++++++
Ягма!!
      В конце в 10. Эль ягма и, только что принявшие ислам, двинулись на Самарканд и Бухару.
      Оба города сдались без сопротивления. (Л. Гумилев).
      ++++++++++++++++++++++
Язгыр!!
      Огузское племя согласно М. Kashgar.
      ++++++++++++++++++++++
Язид II!!
      Язид Второй. Омейядский халиф. У его отца было четыре сына, правивших один за другим: Аль-valid (705-715), Сулейман (715-717), Язид II (720-724) и Хишам (724-743).
      ++++++++++++++++++++++
Язид ибн!!
      Арабский полководец.
      Упоминаем в летописях в связи с походом в 737 г., когда одна часть арабской армии прошла через Дербент, а другая прошла через другое ущелье.
      Был назначен управителем Армении в 752 г. Происходит из рода as drawn (снег Мухаммед Rock) как-солнце, издавна осевшего в Закавказье, откуда вышли многие арабы и администраторы, в том числе Язид ибн был женат  на дочери Кагана.
      Это были крупные феодалы, которым по Дербент-наме, которым принадлежало право в случае смерти или низложения управлять Дербентом.
      ++++++++++++++++++++++
Языги!!
      Сарматское племя. Появляются во середине начале I в. до н.э. В это время языги переживали разложение родового строя.
      Известно, что Языги вместе с роксоланами воевали с Римской империей.
      Языги появляются в низовьях Дуная около 70 г. до н.э.
      Часть языгов-метанастов мигрировала обратно на восток и поучаствовала в рождении ясов. Хотя они могли быть частью языгов, оставшихся в Северном Причерноморье и на Кавказе).
      ++++++++++++++++++++++
Язык азиатский!!
      Когда хазары в 1-м веке до н.э. вторглись в Восточную Европу их родным языком был Азиатский язык, упоминаемый в Еврейской Энциклопедии как "Хазарский язык".
      Он был примитивным азиатским диалектом без какого-либо алфавита или любой письменной форме.
      (Friedman Б.)
      ++++++++++++++++++++++
Язык арабский!!
      Арабский язык стал государственным в Халифате только в результате реформ халифа Абд ал-Малика (685—705 гг.), Лишь в первой половине VIII в. оформилась письменная литература на арабском языке. Тогда же начала возникать и арабская наука (история, география и т. д.). По-видимому, термин "арабская культура" вполне приемлем, и сомнения на сей счёт, выдвигавшиеся в отечественных трудах в 40-х начале 70-х годов, необоснованны.
      Сравнение арабского с латинским языком в средневековой Европе неубедительно. Арабский язык Халифата и более позднего времени — это живой, развивающийся язык, который закономерно занял место языка межэтнического общения в таком полиэтничном государстве, как Халифат.
      Роль арабского языка в данном случае скорее сопоставима с ролью греческого и латинского в период эллинизма и Римской империи. То же самое в принципе можно сказать и о значении дари-фарси — новоперсидского в разных странах в XI—XVII вв. (Новосельцев)
      ++++++++++++++++++++++
Язык булгар!!
      Близость булгарского языка к другим языкам тюркского происхождения (кипчакский, огузский, уйгурский), дала возможность взаимно обмениваться литературными сообщщениями.
      (Р. Bury).
      ++++++++++++++++++++++
Язык Волжско-булгарский!!
      Близость волжско-булгарского языка к другим тюркским языкам (кипчакскому, огузскому, уйгурскому),- пишет Г.М. Давлетшин,- дала возможность взаимно обмениваться литературными достижениями. Булгарские письменные памятники находили более широкую аудиторию тюркоязычных читателей” (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Язык древнееврейский!!
      Древнееврейский язык стал мёртвым в Палестине где-то в течение первой половины I тыс. н. э. (Гранде Б. М.).
      В еврейском (квадратном) письме, как и вообще в семитских языках, краткие гласные не пишутся. Система огласовок, воспринятая и современным языком иврит, была выработана так называемыми массоретами уже во второй половине I тыс. н. э., когда древнееврейский язык стал мёртвым. Поэтому твёрдой уверенности в том, что современное звучание кратких гласных в языке иврит соответствует древнему, нет. (Новосельцев)
      ++++++++++++++++++++++
Язык и письменность хазар!!
      Когда хазары в I веке вторглись в Восточную Европу, их родной язык был азиатским языком, который упоминается в Еврейской энциклопедии как «хазарский язык».
      Они были примитивными азиатскими диалектами без какого-либо алфавита или любой письменной формы.
      Царь Булан был в VII в. постановил, что ивритские знаки, которые он видел в Талмуде и других документах на иврите, должны были стать алфавитом для хазарского языка.
      Ивритские персонажи были приняты в фонетику разговорного хазарского языка. Хазары приняли символы так называемого иврита, чтобы обеспечить средства для записи письменной записи их речи.
      Принятие еврейских персонажей не имело расовых, политических или религиозных последствий.
      После завоевания хазар русскими и исчезновения Хазарского царства язык хазар известен как идиш. До того, как он стал известен как язык «идиш», родной язык хазар добавил много слов к своему ограниченному древнему словарю по мере необходимости. Эти слова были приобретены на языках соседних народов, с которыми у них были политические, социальные или экономические отношения.
      Таким же образом языки всех стран добавляют к своим словарям. Хазары адаптировали слова к своим требованиям с немецкого, славянского и балтийского языков. Хазары приняли большое количество слов с немецкого языка. У немцев была гораздо более развитая цивилизация, чем у их хазарских соседей, а хазары отправили своих детей в немецкие школы и университеты. (Фридман Б.)
      ++++++++++++++++++++++
Язык Идиш!!
      А.Н. Поляк предложил гипотезу относительно ранних корней языка идиш, заслуживающую упоминания, даже при ее проблематичности. Он полагает, что "ранний идиш зародился в готских районах хазарского Крыма. Тамошние условия жизни не могли не вызвать к жизни сочетание германских и еврейских элементов за сотни лет до появления поселений в Польском и Литовском королевствах".
      У исследователей вызывает сомнение, что идиш имеет гораздо большое сходство с южногерманскими, чем с тюркскими диалектами.
      ++++++++++++++++++++++
Язык караимов.!!
      Нет окончательного сравнения между диалектом крымских караимов и того, что известно о языке Хазар.
      (Щур Н)
      ++++++++++++++++++++++
Язык караитов.
      Нет окончательного сравнения между диалектом крымских караимов и того, что известно о языке Хазар.
      (Щур Н)
      ++++++++++++++++++++++
Язык мазендаранцев!!
      В исторически обозримую эпоху мазандеранцы (Табаристан в Дагестане) говорили на языке иранской группы, но в глубокой древности могло быть иначе и на южном берегу Каспийского моря могли бытовать другие языки, тем более что в древности дагестанские языки были распространены далеко на юг, в пределах Ирана, да и в раннем средневековье на них говорила большая часть населения Кавказской Албании. Островки этих языков существуют и ныне в Азербайджане и Грузии. (Новосельцев)
      ++++++++++++++++++++++
Язык саварский!!
      В Волжской Булгарии, по-видимому, существовало два основных наречия: булгарское и суварское. От названия "сувар" ("савир"), как полагают ряд ученых (А. П. Ковалевский и др.), произошел этноним "чуваш" (Новосельцев)
      ++++++++++++++++++++++
Язык хазар!!
      В зарубежном хазароведении 40-50-х гг. можно выделить важный момент: углубленный интерес к хазарской проблеме лингвистов, которые исследовали остатки хазарского языка и пришли к выводу, что он относится к тюркской группе. Артамонов отнсит к хазарским знаки на керамике и кирпичах из Саркела - Белой Вежи.
      К середине VIII века по территории каганата распространился и общий язык. Бируни сообщает, что языком алан, живших в Итиле, было хорезмийско-печенежское наречие. Значит, даже ираноязычные аланы уже восприняли тюркский язык, тюркоязычного населения каганата - болгар и хазар. Их язык относился к болгаро-печенежской группе тюркских языков. Артамонов приводит данные о том, что на всей территории страны использовалась единая письменность - руническая, принятая у тюркоязычных народов.
      Отдельные буквы рунического алфавита попадаются на камнях и бытовых вещах Маяцкого городища. Археологи и лингвисты смогли прочесть надписи следующего содержания: "Уна и Ангуш наши имена", "Элчи, и Ата-ач, и Бука трое их", а на одной фляжке написано: "Кумыс, наливая в это большое отверстие, пей".
      О грамотности хазар ходило много легенд. Видно, что грамотой владели даже простые жители крепости и степные кочевники среднего достатка. Общие язык и письменность были одним из факторов, объединявших обитавших на огромной территории жителей каганата в единое целое. Но, безусловно, была ещё и хазарская религия, Может быть это была религия Тенгри-хан, или христианство, или ислам, или иудаизм.
      Каждая религия в своё время или в разных местах, или все в одно время, в одном месте, но у разных групп населения. Так или иначе, всё это вместе позволяло воспринимать хазар как единое целое в отношениях с соседиями, с самими собой, с другими странами, народами и государствами в торговле, в боях, в политических и философско-религиозных дискуссиях, несмотря на разноэтничность Хазарского каганата.
      Всё это позволяло всем, кто в те времена сталкивался с хазарами, и называть их всех хазарами. Хазары, как отмечает Павич, относились к тем народам, которые славят Бога на своем, хазарском языке, а не на греческом, еврейском или латинском. Греки называли хазар, как-то по особому.
      Нет никаких следов хазарских книг, о которых упоминает Халеви, ничего не известно об их языке, хотя Кирилл отмечает, что они исповедовали свою веру на хазарском. Занимавшийся остатками хазарского языка А.Р. Зифельдт-Симумяги связывал его с урало-алтайским и даже специально «самоедским» языками, подразумевая под последним язык того населения, которое; ранее обитало в Среднем и Южном Приуралье, а в дальнейшем было частично ассимилировано тюрками, частично же от теснено на север и восток.
      Сангари, согласно легенде, участник хазарской полемики, говорил, что различие между языками состоит в том, что все языки, кроме Божия, это языки страдания, словари боли (Павич). По одной, весьма популярной сербской легенде, ходившей недавно в Европе, в изложении Павича, в XVII веке на берегах Черного моря был пойман один попугай, умевший декламировать несколько стихотворений на каком-то непонятном языке, который, по утверждению хозяина попугая, царьградского дипломата Аврама Бранковича, был языком хазар.
      
      Он приказал одному из своих писарей постоянно записывать все, что произносит попугай, надеясь таким образом получить "попугайские стихи", то есть поэзию принцессы Атех. Вероятно, именно таким путем "попугайские стихи" и попали в "Хазарский словарь", изданный Даубманнусом. Хазарский язык - музыкален; стихи, которые кому-нибудь довелось на нём слышать, звучат очень красиво, хотя они не запоминаются. Говорят, что их написала какая-то хазарская принцесса.
      В этом языке есть семь родов, то есть кроме мужского, женского и среднего есть еще род для евнухов, для бесполых женщин (у которых род украл арабский шайтан), для тех, кто меняет свой пол, будь то мужчины, предпочитающие считаться женщинами, или же наоборот, а также для прокаженных, которые вместе со своей болезнью приобретают и новую особенность речи, оторая каждому, кто вступает с ними в разговор, сразу же открывает их болезнь.
      Речь девочек отличается от речи мальчиков акцентом, так же отличается и речь мужчин от речи женщин. Мальчиков с детства учат арабскому, еврейскому или греческому, в зависимости от того, с каким из этих народов соседствуют хазары в той части страны, где живет ребенок.
      Поэтому в хазарской речи мальчиков можно услышать еврейское камеш, холем и шурек, большое, среднее и малое "у" и среднее "а". Девочки эти языки не учат, поэтому их речь звучит по-другому, она более чистая.
      Известно, что перед исчезновением из истории какого-нибудь народа сначала исчезают его высшие, более культурные слои, а вместе с ними литература; остаются только сборники законов, которые народ знает наизусть. Все это в полной мере относится и к хазарам. В их столице цены на проповеди на хазарском языке такие, что к ним не подступишься, а те, что написаны на еврейском, греческом или арабском, продаются почти даром, а то и просто раздаются бесплатно.
      Интересно, что хазары, оказавшись за пределами своего государства, стараются скрыть, кто они такие, и скорее пройдут мимо своего соотечественника, не показав ему своего происхождения, чем признают перед ним, что говорят и понимают по-хазарски. В самой стране, в общественной и административной сферах, больше ценят тех, кто обнаруживает плохое знание хазарского языка, несмотря на то что он является официальным.
      Поэтому нередко даже те, кто хорошо знает его, намеренно говорят с ошибками, иностранным акцентом, с неестественной интонацией, извлекая из этого очевидную пользу. Даже в переводчики, например с хазарского на еврейский или с греческого на хазарский, берут таких, кто делает ошибки в хазарском языке - иногда по незнанию, иногда умышленно. Соль и сон - буквы хазарской азбуки, называются именами блюд, в которых используется соль, цифры носят названия видов соли (хазары различают семь разновидностей соли).
      Не стареют только от соленого взгляда Бога, хотя вообще хазары считают, что старость - это результат действия взглядов как своих на собственное тело, так и чужих, потому что взгляды вспарывают и перепахивают тела самыми различными и убийственными орудиями, которые создаются страстями, ненавистью, намерениями и желаниями.
      В человеческих снах хазары видели буквы, они пытались найти в них прачеловека, предвечного Адама, который был и мужчиной, и женщиной. Они считали, что каждому человеку принадлежит по одной букве азбуки, а что каждая из букв представляет собой частицу тела Адама на земле.
      В человеческих же снах эти буквы комбинируются и оживают в теле Адама. Но эти азбука и речь, которая ими фиксируется, отличаются от тех, что используем мы. Хазары были уверены, что им известно, где лежит граница между двумя языками и двумя письменностями, между божественной речью - давар - и речью людей.
      Граница, утверждали они, проходит между глаголом и именем! И в частности тетраграмма - тайное имя Бога, которое уже и александрийская "Септуагинта" скрывает под безобидным словом "Kirios",- это вообще не имя, а глагол. Может быть, где-то на свете еще кто-то собирает документы и сведения о хазарах и составляет такой же свод источников или словарь.
      Может быть, это делает кто-то принадлежащий к иной вере, может быть, где-то в мире есть двое, которые ищут собирателя снов, как ищет он их. Может быть, они видят друг друга во снах, жаждут того, что уже знают, потому что для них истина каждого - тайна, сокрытый ответ на собственные вопросы.
      Не зря говорят, что шестидесятая доля каждого сна - это истина. Широко распространено мнение о финноугорском строе хазарского языка (Клапрот). Д. Языков указал, что кабары, одно из подразделений хазар, по сообщению Константина Багрянородного, говорили языком, отличающимся от венгерского, следовательно не были соплеменниками венгров.
      Только в качестве историографического курьеза можно упомянуть предположение Башмвкова, в котором происхождение хазар возводится к яфетической или алародийской группе южного Кавказа, к библейскому «Мешек». По языку хазары сближались с болгарами. Об этом со всей категоричностью свидетельствуют арабские писатели.
      Так, например, ал-Истахри, а вслед за ним ибн Хаукаль определенно заявляют: «язык болгар подобен языку хазар». Благодаря древнеболгарским словам, сохранившимся в так называемом «Именнике болгарских ханов» и в нескольких надписях, найденных в Дунайской Болгарии и на Волге, установлено, что болгарский язык был близок к современному чувашскому языку и относился к западной группе тюркских языков, к которой принадлежали языки огузско-печенежских племен, но никак не уйгур, относившихся к восточнотюркской группе.
      Хазарский язык, тексты на котором до нас не дошли, принадлежал к особой ветви тюркских языков, единственным живым представителем которой ныне является чувашский язык. (Минорский. Худуд ал-алам).
      Похоже, что после падения своего царства хазары переняли кириллический сценарий вместо иврита и начали говорить на восточнославянском языке (иногда называемом «хананом», потому что Вениамин Тудельский назвал Киевскую Русь «землей Ханаана»). Эти славяноязычные евреи задокументированы в Киевской Руси в XI-XIII веках. (Брук).
      Ал-Истахри, пишет, что язык хазар отличается от языков тюрок и персов и вообще не похож ни на один из известных языков. Ибн Хаукаль, побывал сам на берегах Каспия. Он черпал свою информацию о хазарах от беглецов из Хазарии, покинувших ее после разгрома русами в 968/969 гг.
      Основательно переработав труд ал-Истахри и дополнив новым материалом, Ибн Хаукаль отмечает, что язык хазар идентичен языку булгар, а язык буртасов иной, язык же русов не похож на языки хазар и буртасов. Ал-Мукаддаси, последний из географов "классической школы", писал, что язык хазар весьма непонятный. (Новосельцев). Во времена Махмуда хазарский язык уже исчезал, и его лексику ученый не фиксировал. Но язык булгар Махмуд в своем лексиконе использует, а это твердое доказательство принадлежности к тюркской семье и хазарского языка, ближайшего родственника языка булгар.
      Отличия между ними, конечно, существовали, но при нынешнем нашем уровне знания они неуловимы. (Новосельцев). Константин Багрянородный оставил интересное замечание о том, что кабары обучили венгов хазарскому языку. До середины Х в. В Венгрии говорили одновременно по-венгерски и по-хазарски. Бьюри пишет: "Результатом этого двуязычия стал смешанный характер современного венгерского языка, что используют в своей аргументации противные стороны в споре об этнической принадлежности венгров".
      Тойнби отмечает, что хотя венгры давным-давно утратили двуязычие, на начальной стадии их государственности дело обстояло иначе, о чем свидетельствуют двести слов, заимствованных из тюркского языка (близкого чувашскому), на котором говорили хазары. Несмотря на период двуязычия, венгры сумели сохранить свой финно-угорский язык, невзирая на немецкоязычное и славяноязычное соседство.
      Язык литовских караимов, которых князь Витовт в 1388 г. пленил в Крыму (Солхат) и переселил в Литву, был - и остается - тюркским, причем самым близким среди живых языков к lingua cumanica, на котором говорили на бывших хазарских территориях во времена Золотой Орды. По утверждению Зайончковского, этот язык по-прежнему остается языком устной речи и религиозного культа в общинах караимов, оставшихся в Троки, Вильне, Паневежисе, Луцке и Галиче. Сами караимы утверждают, что до Великой эпидемии 1710 г. в Польше и Литве насчитывалось от 32 до 37 их общин.
      Свой древний диалект они называют "язык кедар"; помнится, в XII в. раввин называл их земли к северу от Черного моря "землей Кедар". Зайончковский, крупный современный тюрколог, вообще считает караимов самыми близкими сегодняшними родственниками древних хазар с лингвистической точки зрения (Кестлер). Хазарский язык.
      Плетнёва пишет: “… языком алан, живших в Итиле было смешанное хорезмийско-печенежское наречие. Следовательно даже ирано-язычные аланы восприняли уже тюркский язык основного тюрко-язычного населения каганата - болгар и хазар, относящийся, как это установлено советскими тюркологами, к болгаро-печенежской группе тюркских языков” (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Язык чувашский!!
      Чувашский язык — язык чувашей, относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственный живой язык этой группы. Распространён в Чувашской Республике, Татарстане, Башкортостане, Самарской, Оренбургской и Ульяновской областях, а также в некоторых других областях, краях и республиках Урала, Поволжья и Сибири.
      В Чувашской республике является государственным языком (наряду с русским). Число говорящих — около 1,3 млн. человек (перепись 2002 года); при этом численность этнических чувашей по данным переписи 1989 года составляла 1 млн. 842 тыс. человек; примерно половина из них проживает в Чувашской Республике.
      Выделяются два слабо различающихся диалекта: низовой (анатри, «укающий») в южных районах республики и верховой (тури, «окающий») — в северных, т.е. выше по течению Волги. Чувашский язык расположен на периферии тюркоязычного мира и отмечен наиболее значительными отличиями от «общетюркского стандарта».
      Чувашский язык восходит к древне- (4-11 вв.) и среднебулгарскому (13-16 вв.) языкам. Новейшие исследования, проведенные графоаналитическим методом, говорят, что булгарский язык вместе с остальными тюркскими начал формироваться на территории Восточной Европы в степях между Днепром и Доном.
      Фонетические особенности: относительно долгие гласные «а», «е», «ы», «и», «у», «;» противопоставлены кратким «;», «;». Согласные «р», «л» соответствуют тюрк. «з», «ш». Морфологические особенности: аффикс множественного числа -сем вместо -лар/-лер, характерного для большинства тюркских языков; наличие указательных местоимений ку 'этот', леш; 'тот'; форма прошедшего времени глагола на -н;/-н;.
      Наряду с преобладающей общетюркской и собственно чувашской лексикой в чувашском языке есть заимствования из других тюркских языков, а также из арабского, иранского, монгольского, русского и финно-угорских. В прабулгарский период (1 в. до н. э. — 3 в. н. э.) булгарские диалекты существовали наряду с другими пратюркскими диалектами. Завершается этот период отрывом булгар от массы остальных тюркских племён и началом их миграции в юго-западном направлении.
      В середине 4 века булгары уже находились на территории современного Казахстана. Древнебулгарский период охватывает 4 — 8 века н. э. В этот период продолжается постепенная миграция булгарских племён на юго-запад, происходит формирование и распад булгарского племенного союза: часть булгар переселяется на Балканы (7 в. н. э.), другая часть обосновывается на Волго-Камье (8 в.).
      Среднебулгарский период (8 — сер. 16 в.) охватывает эпоху Золотой Орды, включая разгром Волжской Болгарии монголами (1236), и Казанского ханства. Именно в этот период происходит формирование собственно чувашского этноса в Среднем Поволжье на основе смешения пришлых булгаро-сувазских племен с предками марийцев.
      Новобулгарский период начинается после падения Казанского ханства и продолжается по настоящее время. Таким образом, чувашский язык оказывается гораздо древнее самого чувашского этноса. Среди родственных тюркских языков чувашский язык занимает обособленное положение: несмотря на общность структуры и лексического ядра, взаимопонимание между говорящими на чувашском языке и остальными тюрками не достигается.
      В то же время многое из того, что отличает чувашский язык от древних тюркских, несомненно представляет собой результат последующего развития, которое, в силу его периферийного положения по отношению к остальным тюркским языкам, проходило в условиях длительного взаимодействия с иносистемными языками — иранскими, финно-угорскими, славянскими. Лингвистический ландшафт чувашского языка довольно однороден, различия между диалектами незначительны.
      В настоящее время эти различия ещё больше нивелируются. Чувашский язык относится к языкам агглютинативного типа. Аффиксальные морфемы, как правило, однозначны, тем не менее в речевом потоке скопления служебных морфем крайне редки — в среднем на корень приходится менее двух служебных морфем. Чётко противопоставлены друг другу имена и глаголы.
      Служебные слова представлены послелогами, союзами и частицами. Имена существительные не имеют ни категории рода, ни категории одушевленности-неодушевленности, но различаются по линии человек-нечеловек. Категория числа свойственна именам существительным, некоторым группам местоимений и глаголам.
      Показателем множественного числа у имен существительных является аффикс -сем: хур;нсем (березы), ;ынсем (люди). У спрягаемых форм глагола множественное число образуется посредством аффиксов -;р (;р) и -;: кай;п-;р «мы пойдем», кай- ;р «вы идите», кай;-; «они пойдут». У местоимений аффиксы множественного числа совпадают либо с именными, либо с глагольными, ср.: хам «я сам» — хам;р «мы сами», х;й «он сам» — х;йсем «они сами».
      Склонение имён включает восемь падежей. Глагол характеризуется категориями наклонения, времени, лица и числа. Наклонений четыре: изъявительное, повелительное, сослагательное и уступительное. Основными способами словообразования являются словосложение и аффиксация. Чувашский язык относится к языкам номинативного строя.
      Подлежащее в предложении при любом сказуемом сохраняет единую падежную форму. Пассивных конструкций литературный язык не имеет. В структуре словосочетания словопорядок выполняет грамматическую функцию: даже при наличии формальных показателей связи зависимый компонент располагается впереди главного (чул ;урт «каменный дом», пыс;к чул ;урт «большой каменный дом», т;х;р хутл; пыс;к чул ;урт «большой каменный дом в девять этажей»).
      В структуре предложения словопорядок прежде всего выполняет смысловую функцию. С его помощью выделяются: 1) предмет речи и само сообщение о нем (тема и рема), 2) смысловое ядро высказывания. Вопрос выражается с помощью вопросительных слов и частиц, интонация играет лишь вспомогательную роль.
      В лексике выделяются исконные, общетюркские и заимствованные слои. Среди заимствований представлены монгольские, иранские, финно-угорские, славянские слова. Значительный пласт составляют русские слова, которые условно делятся на старозаимствования и новозаимствования. (Википедия)
      ++++++++++++++++++++++
Языки алтайские!!
      По наиболее распространенной точке зрения алтайская семья включает тюркские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки, в макисмальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки. По данным глоттохронологии, распад алт. праязыка датируется приблизительно 5 тыс. до н. э. (17 совпадений в 100-словном списке Сводеша).
      Традиционно предполагалось деление на японо-корейскую и тюркско-монгольско-тунгусо-маньчжурскую (западноалтайскую или материковую) подсемьи. Назв. «алтайские» указывает на предполагаемую прародину семьи (Алтай), которая, впрочем, по последним данным находилась южнее, на территории нынешнего Сев. Китая.
      В современной макрокомпаративистике алтайская семья включается в ностратическую макросемью. Лингвистами поддерживается также предположение об особой близости алтайских языков с уральскими (гипотеза урало-алтайской семьи языков существует с ХVIII в.).
      Фонологические системы совр. алтайских языков имеют ряд общих свойств. Консонантизм: ограничения на встречаемость фонем в позиции начала слова, тенденция к ослаблению в начальной позиции, ограничения на сочетаемость фонем, тенденция к открытому слогу.
      Шумные взрывные противопоставлены обычно по силе-слабости или по звонкости-глухости; глоттализация не встречается. Отсутствуют фонологически релевантные поствелярные (увулярные в тюрк. языках – аллофоны велярных при гласных заднего ряда).
      Компаративистской процедуре в алтайских языках приходится сталкиваться с возмущающим фактором многократно возобновлявшихся тесных контактов между тюрками, монголами и тунгусо-маньчжурами, вследствие кот. лексика любого материкового алтайского языка полна заимствований из др. алтайских языков, вследствие влияния фактора многократно возобновляющихся тесных контактов между тюрками, монголами и тунгусо-маньчжурами. (Википедия)
      ++++++++++++++++++++++
Языки борейские!!
      От Борея — северного ветра, в данном случае применительно к Северному полушарию) — гипотетическая макросемья языков ещё более высокого уровня, чем ностратическая. Термин принадлежит С. А. Старостину.
      Основанием для выдвижения гипотезы о существовании «борейского» единства являются некоторые совпадения в базисной лексике, реконструируемой для ряда макросемей: ностратической, сино-кавказской, америндской. Некоторые исследователи, работающие над этой гипотезой, не исключают, что к «борейским» относятся вообще все известные языки.
      Если это и так, это не доказывает, что у человечества был единый праязык, и язык возникал ровно один раз (гипотеза моногенеза): другие древние языки могли вымереть, не оставив засвидетельствованных потомков.
      В американской лингвистике это направление получило название «глобалистики»; оно занимается подбором «всемирных этимологий» («global etymologies»), т. е. корней слов, общих для всех известных макросемей. Есть, однако, немало исследователей, скептически относящихся к идее установления генетического родства языков, опирающегося на метод ступенчатой реконструкции, при котором первичным материалом служат не реально засвидетельствованные языки, а восстановленные праязыки. (Википедия)
      ++++++++++++++++++++++
Языки индоевропейские!!
      Индоевропейские языки — одна из самых распространенных в мире языковых семей. Представлена на всех обитаемых континентах Земли, число носителей превышает 2,5 млрд. Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили порядка 8—10 тыс. лет назад.
      Согласно одной из гипотез, около 8 тыс. лет назад из праиндоевропейского языка выделился хеттский язык, носители которого жили в Малой Азии. Индоевропейская семья включает романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, славянскую, тохарскую, индийскую, иранскую, армянскую, анатолийскую (хетто-лувийскую), греческую, албанскую и италийскую языковые группы. При этом анатолийская, тохарская и италийская группы представлены лишь мёртвыми языками. (Викиипедия)
      ++++++++++++++++++++++
Языки ностратические!!
      Ностратические языки — гипотетическая макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки, в том числе алтайские, дравидийские, индоевропейские, картвельские (южнокавказские), уральско-юкагирские (уральские и юкагиро-чуванские) языки и эскимосо-алеутские.
      Все ностратические языки восходят к единому ностратическому праязыку. Согласно другой гипотезе, все ностратические языки относятся к надсемье более высокого уровня (так называемым борейским языкам). (Википедия)
      ++++++++++++++++++++++
Языки огузский, кимакский, кыпчакский!!
      Носители этих языков уже в конце IX в. (печенеги) хлынули в степи Восточной Европы, а в XI в. стали там доминировать (кыпчаки). Позже (в XIII — XV вв.) кыпчакский язык проник в Волжскую Булгарию, вытеснив из ее юго-восточной части булгарский язык, а результате чего возникла народность поволжских татар. (Новосельцев)
      ++++++++++++++++++++++
Языки тюркские!!
      Тюркские языки; — группа родственных языков, широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Относятся к макросемье ностратических языков и входят в алтайскую семью языков. Последнее не признается некоторыми тюркологами и является предметом научных споров.
      Типологически они относятся к агглютинативным языкам; им также свойственен сингармонизм. На письме тюркские языки используют латиницу, кириллицу и арабский алфавит. Существует несколько классификаций тюркских языков. Хазарский язык относится к западнотюркским языкам (западнохуннские).
      ++++++++++++++++++++++
Языческая Хазария!!
      Языческая Хазария оказалась соседом двух влиятельных и могущественных в военном отношении государств -- мусульманского арабского халифата и христианской Византии. С точки зрения укрепления верховной власти кагана культ языческого Тенгри-хана был наиболее выгоден, так как утверждал кагана представителем Бога на земле и снимал идеологическую зависимость от влиятельных соседей.
      Видимо, поэтому каган привел к повиновению князя Алп-Илитвера, взяв у него в знак покорности дочь в свой гарем. Однако язычеству не суждено было сохраниться в качестве государственной религии Хазарии. С появлением Булана начинается «плавная» иудаизация Хазарии. Этот процесс, как сейчас установлено, сопровождался военным столкновением языческой и иудейской элит.
      В древней Руси этот акт распространился на два столетия. Булан удалил от управления государством языческих шаманов и убедил верхушку иудейской общины вернуться к вере предков. В 737 г. арабский полководец Мерван Ибн-Мухаммед, разгромив хазарскую армию во главе с Буланом, потребовал от кагана принятия ислама, что и было сделано. Прибывшие муллы запретили кагану пить вино и есть свинину.
      Впрочем, военное счастье оказалось переменчивым, и скоро каган нарушил запреты и восстановил язычество в Хазарии. Для хазар же язычников временная магометанизации Хазарии прошла, кажется, незамеченной.
      ++++++++++++++++++++++
Язычество хазар!!
      Язычество хазар и савир в принципе не отличалось от язычества других народов. Они поклонялись огню, воде, богам дорог, луне и всему, что казалось им удивительным. Иногда они устраивали коллективные «дикие пляски и битвы на мечах в нагом состоянии».
      Наиболее почитаемым божеством был Тенгри-хан, бог неба и света, «чудовищный громадный герой».
      ++++++++++++++++++++++
Язычники-хазары!!
      После неудачного восстания против властей, значительная часть хазар, оставшихся верными старой, языческой вере, либо оказалась на окраинах страны, либо была вынуждена бежать за ее пределы и наниматься воинами к другим правителям. Так, вероятно, появились хазары-язычники в войске киевского князя Игоря. (Макаров А.М.)
      ++++++++++++++++++++++
Яков!!
      Яаков. Имена на иврите хазарк.
      (Брук)
      ++++++++++++++++++++++
Якутские уйгуры!!
      Как считает Гумилев – уйгуры дожили до наших дней, сменив ландшафт, нашли эквивалент экологической ниши по берегам сибирских рек, в том числе Лены.
      Война 8-го века между монголоязычными и тюркоязычными племенами в 13 в. не нашла в отражения в истории, но отразилась в былинах «олонхо». В них говорится, что праотцы уйгурских якутов под давлением врагов погрузили своё имущество на лодки и отправились по течению Лены.
      Здесь бежавшие нашли пастбища для своих коней.
      Соседние племена располагались в тайге, так что войны из-за территории между приезжими и аборигенами не произошло.
      ++++++++++++++++++++++
Якуты!!
      Формой общественного строя теле была конфедерация 12 злотых, из которых ныне известны якуты, талант и уйгуры.
      Сами теле пришли с окраины державы Хунну после того, как в середине 4 в. actual Саша и мы шаг продать снова.
      Как считает Гумилёв – якуты и уйгуры - восточные осколки хуннского суперэтноса. Они дожили до наших дней, ибо сменив степной ландшафт, нашли эквивалентные экологические ниши – одни в оазисах Притяньшаня и Джунгарии, другие в аласах Лены. Смена ландшафта неизменно привела к смене стереотипа.
      Война 8-го века между монголоязычными древними предками бурят (эхириты и булатаги) и тюркоязычными предками якутов (курыканы) в 13 в. не нашла отражения в письменной истории, но якутские былины – «олонхо» сообщают, что праотцы якутов Омогой и Эллей под давлением врагов погрузили своё имущество на плоты и спустились по течению Лены. В пойме этой реки есть много лугов, а в прилегающей тайге встречаются широкие поляны – аласы.
      Здесь бежавшие курыканы нашли пастбища для своих коней и рогатого скота. Соседние эвенки были таёжными оленеводами, так что войны из-за территории между пришельцами и аборигенами не произошло.
      Вскоре якуты достигли Лены, Индигирки и даже Хатанги (на Тймыре), но свою родину они покинули навсегда. Формой общественного строя теле была конфедерация 12 племён, из которых ныне известны якуты, теленгиты и уйгуры.
      Этноним их сохранился на Алтае в форме «телеут». Сами теле пришли с окраины державы Хунну после того, как в середине 4 в. отступила засуха и Великая Степь зазеленела снова. Теле изобрели телеги с высокими колёсами, были храбры, вольнолюбивы и не склонны к организованности, что и сегодня заметно в порядках якутских.
      ++++++++++++++++++++++
Ямынмалик!!
      Тюркский вождь.
      ++++++++++++++++++++++
Ян-су-худой!!
      Шаба у Фирдуоси, Дулуй. Турки хан.
      Второй сын Дату-хан Данг, могущественнейшего из западнотюркютских Каганов, с которым у него были отношения.
      В 589 г., когда удалось собрать коалицию против Ирана, на Иран с востока Шаба.
      Согласно исследованиям Л.Гумилёва Шаба Ян-су-худой был владетелем Дулуй.
      ++++++++++++++++++++++
Ярополк Владимирович!!
      Князь. Третий сын Мономахов.
      В 1078 г. Изяслав, Всеволод и Ярополк осадили Чернигов, когда Олег и Борис заняли его.
      В Чернигове тогда было много северов, наследников печенегов и савир.
      Со своей дружиной и наёмной половецкой ордой Олег и Борис вторглись на Русскую землю, разбив на реке Сожице в августе 1078 г. Всеволода.
      Это был первый случай привлечения половцев в княжеские разборки.
      Рассказывая о походе в 1116 г. русских князей против половцев на Донец русская летопись сообщает, что сын Владимира Мономаха Ярополк, воевал в окрестностях Дона; взял три города в области Половецкой: Балин, Чешлюев, Сугров; пленил множество Ясов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, дочь ясского князя, на коей он женился.
      Здесь речь, скорее всего идёт о ясах донецких, сохранивших к началу 12 века старое имя народа, два столетия до этого распространённого в той области, где воевал Ярополк.
      Им же принадлежали города Сугров, Шарукань (Чешлюев) и Балин, сохранившие за собой традиции осёдлого образа жизни, а не половецкого.
      После убийства своего брата Ярополка Князь Владимир взял в жёны его вдову, некую гречанку, которую привёл на Русь как пленницу и выдал за своего старшего сына Ярополка ради красоты её лица.
      Когда же Владимир женился на ней, она уже была беременна от Ярополка, а после родила Святополка. Владимир усыновил Святополка, однако ж не любил его и не почитал за сына, и, кажется, предвидел в нём будущего злодея.
      Современный Летописец Немецкий Дитмар много говорит о Святополке.
      Есть известная сплетня об иудейском происхождении Владимира.
      Иудеи обучили Владимира как ему отомстить ненавистным родичам по отцовской линии за потерю власти его родичами по матери в Любиче и в Хазарском каганате.
      Он должен был взорвать арийскую веру изнутри путём внедрения рабской христианской религии.
      Вернувшись в Новгород с нанятой на иудейские деньги дружиной подонков, Владимир безжалостно и вероломно убивает своего брата Ярополка (ведь он всего лишь гой - скот по иудейски) и узурпирует власть в южной Руси.
      ++++++++++++++++++++++
Ярополк Святославич!!
      Старший сын Святослава. Его сыном, родившимся в 980 г. был Великий Князь Святополк Ярополкович Окаянный, пасынок Владимира Святославича.
      Из рода Рюриковичей.
      ++++++++++++++++++++++
Ярослав Владимирович Мудрый!!
      Великий князь Ярослав, Георгий в крещении. (1019-1054). Сын Владимира Святославича и полоцкой кн. Рогнеды Рогволовны.
      Родился в 978 г. Женой его была дочь короля Шведского Олафа, королевна Ингигерда (Ирина).
      Умер в 1054 г. В 1014 г. он утвердился в Новгороде и тут же отложился от Киева, как это делали до него новгородские осадники.
      Для войны со своим осерчавшим отцом, Ярослав нанял варяг.
      Ещё задолго до прихода половецкой конницы на территорию Руси внутри самой Руси наметился раскол на византийскую (христианство) и степную (магометанство) ориентацию.
      Первую проводил Ярослав Мудрый, а вторую — его брат Мстислав, князь Тмутороканский. Этот раскол вызвал упорную войну Руси с печенегами, которая закончилась победой Руси, и не менее жестокую войну со сменившими печенегов половцами, в которой русское оружие имело больше поражений, чем побед.
      В 1015 г. печенеги пришли войной на Русь. Владимир разболелся, послал против них своего сына Бориса, а сам умер от своей болезни. К власти пришёл его пасынок Святополк Окаянный. Опасаясь соперничества он стал посылать к братьям убийц. Сначала убили Бориса, потом Глеба и, наконец Святослава.
      Ярослав выступил против Святополка, разбил его. Святополк бежал к тестю своему Королю польскому Болеславу. С ним он одолел Ярослава, но потом взял реванш. Святополк бежал в этот раз к печенегам, с которыми в 1019 г. в последний раз пытался овладеть Киевом, но был разбит вместе с тюркютами на Альте.
      В следующий раз Ярослав бился с печенегами в 1036 г. когда умер Мстислав и оставил свои земли без наследника. Ярослав завледел ими, а туда входила также и Тьмутаракань. Тогда печенеги, посчитали себя свободными от договора с Мстиславом и пошли на Киев.
      С большим трудом Ярослав одолел их. На месте своей победы он заложил храм св. Софии, а неподалёку – монастыри св. Георгия и св. Ирины.
      Для защиты Киева с юга Ярослав велел рубить по реке Рось новые крепости – Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и др.
      Ярослав любил книги, много читал, умножил их на Руси и постепенно ввёл их в употребление. Он собрал переводчиков и книгописцев, а также собирал детей для обучения их грамоте. С этого времени книжная премудрость утвердилась среди русских.
      По примеру короля Людвига, который в письме к императору Василию I Македонянину, датированном 871 г., король Людовик указывает правителей 4 народов с титулом кагана, а именно: аварского, хазарского, норманнского (русского) и болгарского, каганами назывались киевские князья Владимир и Ярослав (В «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона).
      В «Слове о полку Игореве» каганом назван Олег Святославич.
      В Софийском соборе в Киеве, построенном по велению Ярослава во славу победы русских над печенегами, имеется граффити XI-XII вв.: «Спаси, господи, кагана нашего».
      В.В. Мавродин полагает, что поход Ярослава на ясов в 1029 г., о чём сообщает Никоновская летопись, был ответным мероприятием Руси с целью возвращения этого княжества.
      Однако и этот поход и самое завоевание касогами Тмуторокани маловероятны. Тмуторокань входила в состав владений Мстислава, который был достаточно могущественным, чтобы не допустить в них ни касогов, ни тем более Ярослава, хотя и находился в это время в дружественных отношениях с последним.
      Только после смерти Мстислава в 1036 г. власть Ярослава распространилась на Левобережье, а вместе с тем и на Тмуторокань.
      В 1054 г., когда Ярослав умер, Тмуторокань вместе с Черниговской землей и некоторыми другими областями Древней Руси досталась его сыну Святославу, который и посадил в этом городе своего сына Глеба.
      От печенегов была заимствована удельно-лествичная система — знаменитый «ряд Ярославля».
      ++++++++++++++++++++++
Ярыксу!!
      Река в Дагестане, приток Сулака.
      В бассейне Сулака есть городище на реке Ярыксу (приток Акташа) в месте Азар (Хазар)-кала с культурными напластованиями от 2 до 9 века. Укрепления были возведены только в хазарское время.
      Почвы были освоены так же, как и в долине Сулака. Имелись виноградники.
      Любили выпить. После хорошего вина и сон хороший.
      Хазары умели сны толковать с помощью хазарского горшка, а в горшках держали вино.
      Городище похоже на городище Семендер.
      ++++++++++++++++++++++
Ясские люди!!
      Пермские татары до принятия ими сословного этнонима татар называли себя «осские (Ясские) люди».
      ++++++++++++++++++++++
Ясуни!!
      Упоминаются в Бояновом гимне. Воевали в войске Германареха против руссов.
      Соколова Л.В. полагает, что Боян творил в течение XI века.
      ++++++++++++++++++++++
Ясы куманы!!
      Ясз-кунок. Ясы Венгрии вплоть до XIX в. образуют одну административную единицу с куман (половцы).
      Оба народа носят обычно общее наименование язс-кунок, т.е. "ясы-куманы".
      Это можно объяснить только как результат старого тесного сообщества между двумя народами [Немет Ю.].
      Скорее всего ясы и куманы составляют в основном одноязычное сообщество среди венгров, ибо разместились вместе, на одной территории и носят общий этноним ясы-куманы. Куманы же пришли в Венгрию в 1239 г., убегая от нашествия монголов.
      Можно поэтому думать, что аланы появились в Венгрии преимущественно в составе куманского племенного союза.
      В пользу этого говорит и совместная жизнь куманов и алан в Южной России, на Кавказе и в Молдавии".
      В названных регионах аланы были тюркоязычными и поэтому жили вместе с куманами, более того, до сегодняшнего дня аланами называют себя балкарцы и карачаевцы, а осетины называют балкарцев осенями.
      Волжских булгар по-другому называют ясами.
      Венгерский ученый Ерней сообщает, что после победы Святослава над булгарами в 969 году из Булгара в Венгрию переселились мусульмане, их называли ясами, как утверждает Шпилевский С.М.
      ++++++++++++++++++++++
Ясы у русов!!
      М.И. Артамонов делает вывод, что асы, во главе которых стоял Астархан, были не ларисии, к тому же в VIII в. совершенно не известные, а представляли собой тех асиев — асов-ясов, которые упоминаются в письме константинопольского еврея (Кембриджский аноним) и которые, судя по данным русской летописи, жили на Донце.
      В сообщении Кембриджского анонима «пайнил» несомненно означают печенегов, «турку» — гузов или узов, именуемых в русской летописи торками, а «асии», по всей вероятности, представляют асов или ясов, также неоднократно упоминаемых летописью.
      Аланы занимали центральную часть Северного Кавказа, асы же, вероятно, совпадают с носителями салтовской культуры, известной в лесостепной полосе между Донцом и Средним Доном, там, где русская летопись знает ясов в 1116 г. Рассказывая о походе русских князей против половцев на Донец, летопись добавляет, что сын Владимира Мономаха Ярополк захватил в плен очень красивую дочь ясского князя и женился на ней.
      Трудно допустить, что в этом известии имеются в виду северокавказские ясы или аланы, которые находились очень далеко от места действий русского войска.
      Вероятнее полагать вслед за А.А. Спицыным, что речь идет о дочери князя ясов донецких, сохранивших старое имя народа, представленного салтовской культурой, два столетия до этого распространённой в той области, где русские князья воевали с половцами.
      Упоминаемые в летописи половецкие города на Донце — Сугров, Шарукань и Балин скорее всего принадлежали именно им, имевшим за собой традицию оседлого образа жизни, а не кочевникам половцам.
      Относительно асиев, упомянутых Кембриджским анонимом, возможно отождествление их не с донецкими ясами, а с северо-кавказскими асами-осами.
      Обе группы вместе называются в настоящее время осетинами, соответственно известному в средние века наименованию алан асами или ясами.
      Средневековые путешественники отождествляли алан с асами. Так, например, Плано Карпини говорил об аланах или асах, а Рубрук замечает, что «аланы именуются там «ас».
      Иосиф Барбаро знал «о народе аланском, именующем себя на своем языке ас».
      Грузины называли алан «овсами», а русские «ясами».
      По-видимому, с аорсами или с роксами — и следует сближать асов или ясов, частично вместе с аланами уцелевших после гуннского нашествия в горах Кавказа, а частично — по северной окраине восточноевропейских степей, где последние и были известны под именем «асии» (Кембриджский аноним) или «ясов» (Русская летопись).
      В черкесском предании говорится, что через несколько лет после победы «там-таракайского» князя над «Ридадэ» адыгейцы (касоги) при помощи осов-ясов завоевали Тмуторокань.
      В.В. Мавродин полагает, что поход Ярослава на ясов в 1029 г., о чем сообщает Никоновская летопись, был ответным мероприятием Руси с целью возвращения этого княжества.
      Однако, как считает М.И. Артамонов, и этот поход и самое завоевание касогами Тмуторокани маловероятны.
      Русский летописец пишет: "В год 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав это хазары вышди навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться. В битве одолел Святослав и город их Белую Вежу взял. И ещё победил ясов и касогов".
      В другой летописи говорится: «…Святослав ходил на Козары, победил и ясов, и косогов…». Здесь есть подтекст, отождествляющий хазар с ясами.
      Ориенталисты, в частности Шпилевский С.М., идентифицируя это сообщение с таковым восточного историка Ибн-Хаукаля, утверждают, что здесь речь идет о походе Святослава на Волгу против хазар, булгар, буртасов.
      Если это так, то выходит, что булгар и буртасов Поволжья называли и ясами.
      Как пишет С.М. Шпилевский, у русского князя Андрея Боголюбского, жившего в XII в., жена была болгаркой.
      А историк В.Н.Татищев эту жену князя называет "княжна ясская" и утверждает, что князя А.
      Боголюбского в 1175 г. убил брат "княжны ясской" (шурин князя) Кючук.
      Кючук - явно тюркское имя. Согласно Ю. Немету ясы представляются народом иранского происхождения, ветвью аланов, близкородственной осетинам.
      Пермские татары до принятия ими сословного этнонима татар называли себя «осские (Ясские) люди» (Готье Ю.В.)
      ++++++++++++++++++++++
Ясы!!
      Булгар, живущих в пространстве от Кавказа до верховьев Дона, западноевропейские авторы и русские летописцы называли ясами, арабо-персидские географы – асами, окружающие булгар народы, в том числе и осетины, асами.
      Когда булгары с Нижней Волги и Дона встречались с русскими, последние спрашивали: “Кто вы такие?” На что первые отвечали: “Без ас кешелэре”, т.е. “Мы низовские люди”.
      Поэтому булгарское слово “ас” русские точно перевели на свой язык: “низовские”.
      Отсюда и летописные асы (ясы).
      А так как низовские и средневолжские булгары в глазах русских были одним и тем же народом, что соответствовало действительности, то они иногда называли асами (ясами) и жителей Волжской Булгарии.
      Когда в конце X в. Хазарский каганат распался и часть хазар из Нижней Волги стала переселятся в бассейн реки Дон, где уже обитали их родственники булгары, то это дало ещё большее основание называть кавказо-донских булгар ясами (асами), дабы отличить их от волжских и дунайских булгар.
      Русские первоначально называли булгар, как волжских, так и донских, точнее всех остальных булгар, кроме дунайских, ясами.
      Затем, после похода Владимира в 985 г. на Волжскую Булгарию, из общей массы ясов стали выделять волжских булгар по названию их столицы города Булгар (Р. Бариев).
      ++++++++++++++++++++++
Ясыр!!
      Кононов А.Н. полагает, что ясыр является уркменским племенем.
      ++++++++++++++++++++++
Ятра!!
      Река Янтра.
      В первой половине VI в. болгары неоднократно упоминаются в качестве опасных врагов империи.
      Так, в 530 г. болгары под предводительством двух ханов переправились через Дунай.
      Один из их отрядов, вторгшийся во Фракию, удалось разбить, зато другой наголову разгромил византийское войско.
      Магистр армии Иллирика, крещеный гунн Акум, попал при этом в плен и как изменник был уведен на родину.
      Вместе с ним был захвачен византийский полководец Константин, назначенный вместо павшего в бою с болгарами Юстина.
      Третий византийский военачальник Годила успел кинжалом перерезать аркан и убежать. Но в том же году гепид Мунд, перешедший на службу Византии и назначенный военачальником Иллирика, разбил болгар, появившихся в этой провинции.
      Захваченных им пленных болгар, по данным «Летописи» Феофана, показывали в Константинополе на ипподроме, а затем отослали в византийское войско в Армению и Лазику.
      Как показывает Marcellinus Comes, В 537 г. посланный в Мизию полководец Ситта разбил болгар на Ятре (Янтре).
      В 537 г. Ве-лизарий с федератами, состоявшими из гуннов (болгар), славян и антов, изгнал готов из Рима.
      ++++++++++++++++++++++
Яфет!!
      Иафет. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Яфет (Бытие). К Яфету обычно возводились родословные северных народов.
      Согласно Абул-Гази, Иафет был отцом Хазара, а также, Руса, Тюрка, Саклаба, Минга, Чина, Кеймари и Тарих.
      Указанные семь сыновей родились у Иафета, когда он по приказу Ноя пришёл на берега Идиля и Яика (Р. Бариев).
      Потомками Торгамы (Тогармы) по древнеармянским родословным были армяне (Мовсес Хоренаци); от Таргамоса по древнегрузинским родословным происходили армяне, грузины, кавказские албанцы, леки (дагестанцы) и т.д. (Картлис цховрэба).
      В ПВЛ потомки Яфета — северные и западные народы. (Новосельцев)
      Якуби прослеживает историю хазар до библейского Яфета, третьего сына Ноя.
      Возведение родословной того или иного народа к потомкам Ноя - традиционная тема в средневековой литературе, хотя встречаются и другие легенды, связывающие хазар то с Авраамом, то с Александром Македонским.
      (Кестлер)
      ++++++++++++++++++++++
Яфетическая основа!!
      К изначальной яфетической основе племен Северного Кавказа в III-V вв. были добавлены разнообразные расовые черты, привнесенные новыми племенами западной орды тюрков, приходившими на эту территорию, такими как сарматы, гунно-булгары и угры.
      В течение пятого и шестого веков одно из этих смешанных племен стало известно как хазары.
      (Вернадский)
      ++++++++++++++++++++++
Яфетическая языковая группа южного Кавказа!!
      Башмаков возводит происхождение хазар к этой группе племён, восходящей к библейскому "Мешек".
      Нельзя не признать, замечает М.И. Артамонов, что это предположение является весьма остроумным историографическим курьёзом.
      ++++++++++++++++++++++
Яфетические народы!!
      С термином «евразийский», предназначенным для ссылки на эти народы, в основном говорившими на яфетическом (индоевропейском) языке, который в древности применялся племенами в районе Месопотамии и соседних регионов, затем распространился на Анатолию, Кавказ и Центральную Азию, Индии, Китае, Сибири и, возможно, за ее пределами, и что в разных миграционных волнах Европа достигла уровня Европы и расположилась в регионах между Балтийским и Средиземным морями.
      Таким образом, яфетические племена были «азиатами» в ранней истории, чтобы позже стать «европейцами». Эти народы, которые часто путаются друг с другом или даже ошибочно идентифицированы, возникли в разных ветвях Яфета с вкладом некоторых кушитских элементов, разделяющих общую территорию в Месопотамии, но перемещенных семитскими цивилизациями, которые вынуждали (вынуждать их) двигаться на восток.
      ++++++++++++++++++++++
Яфетические племена!!
      Индоевропейцы были носителями этого языка.
      ++++++++++++++++++++++
Ячмень!!
      Его культивировали татаро-монголы.
      Чингисхан говорил, когда шёл на Хорезм-шаха Мухаммеда: "На месте разрушенных городов мы посеем ячмень, и там будут пастись наши крепкие кони и стоять только юрты с нашими преданными жёнами и детьми." Barley, wheat, melons, hemp, and cucumbers were also harvested in Khazaria.
      ++++++++++++++++++++++
Ящичек матерчатый!!
      Носили священники хазарской веры (видимо иудеи) в левой руке во времена княгини Ольги.
      (Современная художественная литература).
      ++++++++++++++++++++++