6. Высшая школа верховой езды. Всадник, достигший

Дина Максимова
Философы-гуманисты и художники эпохи Возрождения питали особый интерес к исследованию и изучению  природы и передачи ее особенностей. Красивые и редкие объекты становились предметами коллекционирования и входили в собрания наряду с другими предметами, подвергшимися в том или ином виде обработке человеком. Природа стала рассматриваться как часть среды обитания человека, парки окружающие дорогостоящие замки,  являются примером попытки человека победить природу в духовном и художественном отношении. Частью практически каждого замка становятся парки дикой природы с благородными оленями, верблюдами, антилопами, редкими экзотическими птицами. В данных условиях верховые и упряжные лошади приобретают совершенно особое значение. Огромные усилия тратились на облагораживание пород в ходе племенного разведения и тренировки, направленной на полное раскрытие полученных качеств. Здания конюшен и школ верховой езды, возводимые в то время не уступали по пышности дворцам.
Подготовка лошади по принципам так называемой Высшей школы верховой езды считалась высочайшим достижением выездки. Это упражнение, совершенствующее естественные способности лошади, возводя их до уровня искусства. Это также касается подготовки всадника, который должен уметь демонстрировать весь потенциал лошади и использовать его для достижения результатов во время турниров и битв, а также для достижения синхронного исполнения элементов во время парадов, для того что бы отличиться в школе верховой езды или во время выступления.
Первая современная школа верховой езды была основана в Неаполе Джовани В. Пигналети, издавшем в 1552 году протокол по искусству верховой езды, возродивший интерес к античным традициям. Его коллега, учитель верховой езды Фредерико Грисо, работал совместно с ним, но в основном как теоретик. Пингалети и Грисо передали свои знания трем поколениям французских мастеров верховой езды XVII века: Антони де Плювинелю, Саламону де ла Бруа и Шевалье де Сент-Антони.
Плювинель, бывшим одним из наиболее влиятельных придворных при дворе Короля Генриха VI, стал основателем Высшей школы верховой езды. Принципы, которые он преподавал Кронпринцу Людовику (XIII) изложены в работе Instruction du Roi en l’art de monter a Cheval. Методы тренировки, применяемые Плювинелем, были более «гуманными» по сравнению с его Итальянскими предшественниками. Он стал использовать пиллары и изобрел кавесон для лонжирования.
В Англии Вильям Кавендишь, Герцог Ньюкасла, писал статьи на конную тему во второй половине 17 века. Поскольку эти статьи публиковались на французиком языке в Антверпене, описанные в них принципы стали общепринятыми в Европе.
Спустя одни век Франсуа Робикон де ла Гуриньер реформировал принципы утонченной теории верховой езды Плювинеля, а также принципы Герцога Ньюкасла. Гуриньер был обреберейтором Людовика XV и по праву считается величайшим мастером верховой езды XVIII века. Он разработал новый подход к конным дисциплинам и сформулировал основы современной выездки. Особенно сильно его влияние ощущалось в Испанской школе верховой езды в Вене, где предложенная им техника работы плечом внутрь (L’ Epaule en dedans) остается основой для исполнения фигур в воздухе.
Наиболее известные изображения фигур Высшей школы классического периода изображены в виде гравюр рисовальщиком и издателем из Аугсбурга Йоханном Элиасом Райдингером. Его серия из 18 гравюр Neue Reitschul, vorstellend einen vollkommenen Reuter in allen Lectionen, вышла в 1734 году. Сравнение этих фигур с современным исполнением, демонстрируемым в Испанской школе верховой езды, свидетельствует о том, что традиции Высшей школы остаются неизменными. В этом можно удостовериться сравнивая изображения, выставленные в Музее Липицианов. За подготовку лошадей и молодых всадников всегда отвечали более опытные всадники, передававшие знания новым поколениям.
Тренировка начинается с выработки идеальной посадки, которая является основой передачи команд всадника лошади и формирует общее впечатление от пары всадник и лошадь. Выезжая жеребцов по методам Высшей школы, молодые всадники обучаются самодисциплине и скромности; позже опытный всадник приступает к долгой кропотливой работе по обучению молодых жеребцов.