Живой Сталин

Николав
          Из - Эренбурга <Люди, годы, жизнь>: - Люди, слушавшие его речь, благоговейно восклицали: - Сталину, ура!- Это тоже давно перестало меня удивлять, я привык к тому, что есть люди, их радости, горе, а где-то над ними - Сталин. Дважды в год его можно было увидеть издали; он стоит на трибуне мавзолея...-
          Я видел живого Сталина, один раз. Это было в 1952-ом году 7-го ноября, когда я был в девятом классе. Я всегда хотел ходить на демонстрации со школой и, как правило, представлял небольшую группу школьников, дополняющих коллектив учителей. Я давно горел желанием увидеть живого Сталина.  На демонстрацию надо было вставать рано, часов в шесть, чтобы от места сбора у школы в Измайлове дойти до Красной площади часам к 3-4 дня. Домой уже на метро, возвращался часов в пять-шесть.
       Сталина надо было ухитриться разглядеть с площади из восьмого-десятого ряда от мавзолея за две-три минуты, когда мы почти бежали, подгоняемые строгими окриками людей в штатском, разделяющими толпу на ручейки, изолированные друг от друга. Сначала я услышал возгласы: - Сталин, Сталин! - и стал вглядываться в присутствующих на мавзолее. Большое расстояние и полубег мешали этому.
       И всё-таки, увидел небольшого загорелого человека с усами в обычной серой шинели, как мне показалось, солдатской. Я как бы сфотографировал  его,
рассматривать было некогда. Этого было достаточно, чтобы говорить - я видел живого Сталина.
       В толкучке метро люди оживленно обсуждали увиденное. Всех ждал праздничный стол.