Облом с коньяком

Мельников Валерий
История эта произошла в далёкие, не на ночь помянутые, советские годы, когда я работал заведующим лабораторией  вычислительной техники в одном из новосибирских вузов. Был у меня небольшой отдельный кабинет и человек восемь в подчинении, в большинстве своём механики и лаборанты. Механики отвечали за работу вычислительной техники, лаборанты за организацию учебного процесса на ней. Лаборанты были, как правило, студентами заочниками, так как на заочном отделении могли учиться только те, кто трудился в сфере, охватываемой этим вузом, или те, кто работал в самом вузе. В соседних лабораториях лаборантами работали молодые парни, как принято говорить, кавказской национальности. Были они как на подбор среднего роста, жилистые, хваткие, не скрывая своей цели получить во что бы то ни стало высшее образование именно в этом вузе, окончание которого давало им широчайшие перспективы в родной республике.   

Все они отличались исключительной вежливостью по отношению к начальствующим, в число которых входил и я. С одним из лаборантов, со смешным именем Рафик (в институте в то время был микроавтобус "рафик"), мне приходилось пересекаться чаще всех. И вот как-то в зимнюю сессию Рафик обратился ко мне за помощью – для сдачи зачёта ему нужно было написать программу на языке Бейсик. Простенькую программу я склепал на несколько минут, тут же об этом забыл и был сильно удивлён, когда через пару недель Рафик мне принёс бутылку дефицитнейшего в то время армянского коньяка. Как я ни отказывался, презент был мне буквально всучен. Поблагодарив вежливого кавказца, я поставил бутылку в сейф, но с тех пор былая вежливость Рафика буквально улетучилась. Он перестал первым здороваться, а на моё приветствие  стал отвечать не прежним поклоном, а небрежным кивком головы. 

Я старался не обращать внимания на якобы купившего меня кавказца, но всё же решил при случае хама проучить. И этот случай представился в праздник 23 февраля, который в то время ещё не был выходным. Я пригласил в кабинет своих механиков, попросив их захватить тару, и послал самого молодого за Рафиком. Когда недоумевающий Рафик зашёл, я достал из сейфа бутылку коньяка и объявил, что лаборант из соседской лаборатории Рафик желает поздравить наш мужской коллектив с Днём Советской армии. Мужики, которых я частенько гонял за пьянство на рабочем месте, радостно загалдели, а на бедного Рафика было больно смотреть. Он, ничего не понимая, затравленно озирался, как-то жалко улыбался, а когда я разлил по ёмкостям бутылку, выпил свою долю и быстро из кабинета слинял.

В следующие дни ко мне по очереди подходили мои механики и лаборанты, спрашивая, что случилось с Рафиком, который стал слишком  подобострастно со мной здороваться.