Пристрастились к виски, а не к холсту

София Гихтер
За тысячелетия существования человечества красками было исписано огромное количество холстов, книгопечатание было изобретено для увеличения количества книжной продукции и популяризации образования, театр учился выстраивать четвёртую стену, а на смену флейте приходили более крупные по размеру инструменты. Искусство претерпело череду метаморфоз и, в конечном итоге, стало синонимом духовности.


Высокой духовности не мешали пагубные человеческие привычки - они стали её теневой стороной. Употребление алкоголя является самой древней из них: воздействуя на мозг, вещества, содержащиеся в напитках с градусом пробуждают в человеке желания телесные. Древние люди создавали искусство под воздействием алкоголя, и современники мало в чем отстают от них. При всём при этом, привычки, убивающие тело и притупляющие остроту ума, всегда осуждались. Борьба инстинктивного и духовного являет частный случай борьбы добра и зла. Инстинкты издавна принято сводить к животным желаниям, алкоголь же пробуждает непосредственно последние. И тем не менее, по статистике, большое количество деятелей искусство были знамениты склонностью к алкоголизму и другими химическими зависимостями. Парадоксально, однако искусство не терпит первородных инстинктов, но базируется на них. Чарльза Буковски сегодня смело могли бы закрыть в клинике по лечению алкоголизма, и тогда бы он ни за что не написал свой первый роман уже в зрелом возрасте, после череды неудач.


Духовность складывается из моральных ценностей и традиций. Моральные ценности всего человечества на протяжении веков закреплялись в художественном искусстве. Мораль подразумевает веру в высокое предназначение человека и его обдуманный отказ от деморализации. Притом, многие деятели искусства ведут во многом аморальный образ жизни. Джоан Роулинг, создательница одной из известнейших фэнтезийных вселенных, не стесняется хамить подписчикам в социальных сетях и возмутительно выражаться на публике, что мало характеризует её как женщину прекрасных моральных качеств. Создатели духовности отнюдь не так духовны, что разрушает представление о них как о людях, следующих своим же собственным учениям. Даже учитывая тот факт, что одаренность представляет собой масштабную борьбу человека с собственными инстинктами, выходит так, что инстинкты правят бал. И здесь же спрятался камень преткновения, поскольку осознавание инстинкта вызывает мощное желание его побороть и толкает человека на прекрасные поступки. Боль и грязь заставляют творить, и именно так каждый получает шанс с ними справиться и перешагнуть очередную черту непонимания.


Микеланджело угадал смысл человеческого существования, и, принимая роль веры как основного, но не единственного триггера духовности, отразил в картине "Сотворение Адама" главный дар природы (Бога/невидимой материи) человеку - мозг. Сегодня мы угадываем смысл своего бытия вслепую, тонем в информационном потоке и учимся вычленять из него главное, не обращать внимания на ненужное. Мозг и интеллект возводится в культ, а безукоризненные мыслительные способности воспринимаются как невероятный дар. В противовес сему в культ возводятся радости плоти к "пользе и увеселению служащие". Одной из таких радостей для простых людей остаётся алкоголь. Виктор Черномырдин стал автором одного из потрясающих афоризмов на эту тему: "Лучше водки хуже нет". Екатерина II склонялась к тому, что пьяным народом легче управлять.


Такие простые радости как градус помогают расслабиться, но в избыточных количествах уничтожают живой организм. Культ химической зависимости порождает общество малообразованных, слабо воспитанных и аморальных людей. Актеры, музыканты, писатели, танцоры и художники знакомы с рядом таких зависимостей, но впоследствии их творчество несёт положительный посыл, стоит только преодолеть эту черту.


На сегодня проблема химической зависимости периодически напоминает о себе. Талантливые люди продолжают умирать, а вместе с ними гибнет огромное количество неизвестных, чьи имена уже никогда никто не услышит. А живые, находясь в очереди за смертью, продолжают посильную борьбу. И если первых от полного погружения в пучину забвения спасает их же творчество, ради которого они готовы вытаскивать себя из неё снова и снова, то последних не спасает никто. Творчество необходимо каждому, оно превращает выживание человека в искусство, а ради искусства можно заставить себя справиться с чем-угодно.


В школе детей учат последовательному изложению своих мыслей, предлагая писать сочинения. Неохотно и через силу, самые волевые перебарывают свою лень и выдают на выходе пятистраничный упорядоченный текст. Более слабые дети предпочитают переписать успешное сочинение, размещённое в свободном доступе в сети, а совсем бездеятельные прибегают к помощи родителей или непосредственному списыванию. Если бы лень не мешала создавать, Обломов стал бы великим писателем, Манилов давно отремонтировал своё имение, а Дадли Дурсль полюбил физические нагрузки. К сожалению для любителей не чураться "ничего человеческого", искусство любит созидание и ненавидит инстинкты, которые мешают человеку сосредоточиться на создании чего-то нового, ограничивая круг его действий самыми посредственными. Но трудно поспорить, что инстинкты создают искусство: если не познать глубину греха, невозможно причаститься к добродетели.


Древнеримский комедиограф Теренций поместил в своё произведение фразу, которая стала девизом для многих: Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо". Контекст данного выражения был такой: один из героев комедии в словесной перепалке упрекнул другого в том, что он плут и сплетник, на что его оппонент заявил, что любые слабости, даже самые постыдные и неприглядные, присущи ему. Так говорит каждый человек, желая оправдать себя в своих и чужих глазах. Давать инстинкту объяснения, как и столетие - сотню назад, не принято в современном обществе - эту роль отводят публицистам. Не принято говорить и о том, что инстинкты мешают эволюции. Их принимают за абсолютно естественное явление. Растворяясь в ежедневной рутине, состоящей из удовлетворения первичных потребностей, люди создают для себя иллюзию самореализации. Стоики отводили инстинкту едва ли не главенствующую роль в повседневной жизни и прекрасно отдавали себе отчёт в том, что человек - существо скорее биологическое, нежели духовное. Так же отчетливо понимали не только стоики, но и прочие натурфилософы, что человеку необходима духовность. Интеллект требует эволюции или атрофируется, третьего состояния у него нет. И двигателями интеллектуального развития остаётся осознание своей духовности, принадлежность к искусству. Потребление или создание искусства влечёт за собой расширение кругозора и развитие умственных способностей. Однако духовная эволюция невозможна без ошибок. Главное, чтобы ошибки не приводили к непоправимым последствиям. И страсть к созиданию перевешивала страсть к очередному бокалу виски.