Городская дама

Сашка Серагов
     Я сидел в своём любимом уголке возле ящика с игрушками и строил сказочный замок из кубиков. Строил с тем, чтобы по окончании разрушить - он стоял на расстеленном воздушном шарике, к которому был присоединён шланг. Подул с другого конца - и всё сооружение обрушивается...
     В самый разгар моей забавы в комнату вихрем влетела Оленька:
     - Сашка! - сестрёнка бросилась ко мне, делая круглые глаза, - сейчас с Рязани дядя Вова приедет!
     Дядя Вова - это наш родственник. Он работает водителем автобуса и свой отпуск предпочитает проводить недалеко от города, у бабушки в Заборье.
     - И знаешь что? - продолжала Оленька, - он взял с собой Ксюшу! Помнишь, она прошлым летом сюда приезжала? А сейчас она подросла, и мама сказала, что она уже вовсю разговаривает! Вот здорово!
     - Ура! - я вскочил, напрочь позабыв о недостроенном замке, - а когда они приедут?
     - Скоро! Дядя Вова звонил - они уже собрались и вышли!
     Ксюша приходилась нам - с учётом некоторых степеней родства - младшей сестрёнкой. Мы помнили её по прошлому лету как милое, забавное создание - пусть даже тогда она и не умела толком разговаривать. Мы с Оленькой ликовали - у нас будет новый товарищ по играм и шалостям!
     Как же мы были наивны и глупы... мы даже не подозревали, что в этот момент по шоссе "Рязань - Спас-Клепики" в нашу сторону движется сущее наказание.
     Хорошо, когда ты в семье не один и у тебя есть сестрёнка или братик - но только чтобы разница в возрасте была невелика. С Толиком мы не очень ладим. Если он со своими приятелями задумает какое-нибудь мероприятие - например, плавить свинец и формовать его на кирпиче, пойти на ловлю раков и сбор перловиц, или строить убежище на случай войны с Америкой - то мне в эти сферы доступ был намертво закрыт.
     - Ещё чего, - делая "морду кирпичом", говорил Толик, когда я напрашивался в их компанию, - делать нечего!
     Оленьке дела брата были, что называется, до лампочки. Оно и к лучшему - мне с ней хорошо и без всяких Толиков. Мы пробираемся в огород пощипать малину или крыжовник, потаскиваем сахар и конфеты с кухни, а иногда - правда, очень-очень редко! - мне удаётся достать спички... игры со спичками были сродни маленькому празднику. Мы ни разу ничего не подожгли - дядя Коля научил нас затыкать спичку в землю, чтобы, неровен час, ничего не полыхнуло - но бабушка, видя у нас волшебный коробок(даже пустой!), поднимала крик на всё село...
     И вот теперь мы ждали Ксюшу. Прямо не отходили от ворот.
     Через дорогу от нас жили две девчонки - Иринка и её сестрёнка Райка. Они, заметив нас, вышли, и узнав, кого мы ждём, тоже встали на воротах.
     Эти девочки были дружны с Оленькой - в некоторой степени. А я их не любил. Райка никогда не упускала случая во всеуслышание заорать - "Сашка-какашка!", и убежать домой. А любимая Иринкина выходка заключалась в том, чтобы незаметно подкрасться сзади ко мне или любому другому мальчишке, схватить за штаны и сдёрнуть до колен, иной раз даже с исподним...
     Эти две особы ещё встретятся вам в моём повествовании, но сейчас мы о них ненадолго забудем.
     Дядя Вова не заставил себя долго ждать и приехал очень скоро - как и говорил. Из машины, сопровождаемая матерью, вышла светловолосая девочка лет пяти, в розовом платьице и таким же по цвету бантиком на макушке. Мы поздоровались, к нам вышли бабушка и остальные домашние, меня и Оленьку угостили конфетами... словом, радости было море.
     Ксюша и впрямь разговаривала - складно и внятно. Мы показали ей все свои игрушки, затем пошли во двор. Мы кормили цыплят, гладили Забавку - нашу кошку, затем отправились смотреть индоуток... Оленька вынесла нам краюху хлеба, и мы от индоуток перешли к курам. Мы кидали им крошки и визжали от восторга, когда за сеткой начиналась драка за каждый съедобный кусочек. Словом, всем нам было хорошо, и Ксюша была всем довольна...
     А теперь мы сделаем небольшую ремарку и кое-что расскажем о дяде Вове.
     В свободное от работы время дядя Вова был не дурак выпить, иной раз - очень крпеко. Ему везло - загулы сходили ему с рук, без несчастных случаев и заявлений куда следует. Собственно, весь его отпуск состоял из периодов загула и лёгких стадий протрезвления. А тут ещё дедушке на днях должно было исполниться шестьдесят два года, и дядя Вова постарался на славу - купил самый дорогой коньяк, самую дорогую водку, самое дорогое пиво(цена на качество не влияла, в этом пиве спирта всё равно было больше, чем самого пива), несколько палок колбасы, два круга сыра, десятки банок со шпротами в масле, печенью трески и минтая, энные килограммы сладостей и ещё много чего - всего и не упомнишь... Предстояло грандиозное гуляние на всё село, во время которого наш дорогой родственничек будет абсолютно неуправляемым. Одному лишь Богу известно - как дядя Вова вёл себя в Рязани, да ещё и в присутствии Ксюши. Одно я знал наверняка - дядя не выбирал выражений, по поводу и без повода осыпая матом всё и вся, и почти все слова в его лексиконе, будь то глаголы или прилагательные, были производными от грязных ругательств.
     А потому не удивительно, что Ксюша в скором времени устроила мне и Оленьке весёлую - в кавычках - жизнь.
     Всё началось вечером того же дня, когда к нам пожаловали городские гости. Я заметил Ксюшу возле заборчика, за которым расхаживали индоутки. Девочка набрала камешков и стала кидать их в грузного, побелевшего от преклонных лет селезня. Её меткость оставляла желать лучшего, посему селезень не получил ни одного попадания. Он стоял на пороге сарая и косил на нас жёлтым глазом - что же, мол-де, вы делаете, дураки этакие?
     - Ты что делаешь? - вопросил я, забирая камешки.
     - Кидаю камни, - пояснила Ксюша, - хочу большой утке в глаз попасть.
     - Зачем? - вытаращился я, - не надо ему в глаз, ты что?
     - Буду, - услышал я в ответ.
     - Зачем?
     - Буду! - заявила Ксюша, нагибаясь за камнем.
     Как у малых детей всё просто и непосредственно - "хочу в глаз попасть" - и хоть разбейся теперь. "Буду!" - и всё тут... Но в этот момент нас позвали ужинать. Зрению старого селезня больше ничего не грозило? Как бы не так!
     - Я сейчас поем, - заявила Ксюша за столом, - и пойду утке глаз камнем вышибу.
     - Это что ещё такое? - удивились все.
     Ксюша и ухом не повела. Она зорко следила за мной - много ли в моей тарелке еды? - и старалась есть побыстрее, чтобы первой выйти из-за стола.
     Но спешила она напрасно - селезень ушёл в сарай от греха подальше.
     Тогда Ксюша придумала новую забаву - заприметив неубранный с детских глаз коробок спичек, она незаметно для всех сунула его в кармашек платья. Никто, кроме меня, этого не заметил.
     - Зачем тебе спички? - спросил я, когда мы вышли в коридор.
     - Занавески поджигать, - спокойно молвила Ксюша.
     Я попробовал было забрать спички, но девочка упиралась и вопила на весь дом:
     - Буду поджигать! Буду! Всё равно буду!
     Подоспели старшие. Я непонятно почему получил подзатыльник; бабушка принялась успокаивать Ксюшу, пообещав ей купить гостинчика.
     - А Сашке не надо гостинчика, - заявила Ксюша, косясь на меня.
     Когда все разошлись, девочка сказала:
     - Сашка - б***на нехороший! Всё равно я найду спички и тебе назло занавески подожгу! И все игрушки твои подожгу! И утке глаз камнем выбью! И всем скажу, что это всё ты сделал! Б***на! Нехороший!
     Вот так состоялась наша встреча после годовой разлуки.
     Дальше дело пошло ещё веселей - для Ксюши, конечно. На следующий день, когда всё улеглось и мы сели за игрушки, наша городская дама, взглянув на наши кубики и машинки, заявила:
     - У вас все игрушки - говно какое-то!
     - Ничего они не говно... - пролепетала Оленька, и её глаза сделались чуть ли не квадратными от удивления.
     - Говно! - закричала Ксюша, - говно на говне! Всё говно, и ты сама говно, и мама твоя - говно, и папа - говно! А Сашка вообще б**ь маленький! А я вон какая большая!
     - Сама ты маленькая, - буркнул я.
     - Ты б**ь, ты маленький! - не унималась Ксюша, - а я вон какая большая!
     Дело кончилось тем, что я заплакал. К нам пришла соседка, примерно такого же возраста, как и наш дедушка. Завидев меня плачущим, она начала подвывать, передразнивая меня, и говорить:
     - Такой большой - и плачет! Как не стыдно!
     - Он плачет, потому что у него игрушки - говно, и он б**ь маленький, - услужливо пояснила Ксюша.
     Девочка материлась не хуже своего папы - смею утверждать, что именно от него она этому и научилась. Но вот что удивительно - никто из старших словно не замечал этого. Как будто всё так и было надо.
     К тому же у Ксюши обнаружилась и другая привычка - завидев в моих или Оленькиных руках что-нибудь новое и интересное, она подбегала и начинала это отбирать. У меня был складной нож, подаренный дядей Колей. Чего в нём только не было - штопор, зубочистка, пилочка, ножнички и ещё много чего... Ксюша вознамерилась получить его, но я, убедившись, что любой предмет, попавший в её руки, приходит в негодность или бесследно исчезает, убрал нож и сказал, что она его не получит.
     - Дашь! - сказала она.
     - Не дам.
     - Дашь!
     - Не дам.
     - Дашь!
     - Не дам.
     - Дашь, дашь! - не унималась Ксюша, - я вот сейчас пойду к бабушке и скажу ей, она возьмёт палку, ты испугаешься и всё сразу дашь!
     Наша новая сестрёнка оказалась на редкость лживой. Она могла пожаловаться на нас в любое время дня и ночи; взрослые тут же бежали к нам разбираться, и дело заканчивалось подзатыльниками. Я недоумевал - как, например, можно было велеть нам присматривать за Ксюшей(если старших не было дома), а потом орать и наказывать нас за то, что мы не позволяли ей сделать что-то плохое или даже опасное? Скажем, полезла девочка на крышу по приставленному кем-то бревну, и плевать она хотела на наши с Оленькой уговоры... В конце концов мы просто сняли её с бревна в принудительном порядке. Ох и рёву было! Сосед Пётр Иваныч всё это слышал. Что он потом сказал дедушке и как объяснила ситуацию Ксюша - не знаю, но я в тот же день получил ремнём.
     С тех пор я стал на целые дни убегать либо к Витьке Ширшову, либо к Кирке Беляковой. Всё лучше, чем смотреть за Ксюшей. Пусть лазает где хочет, пусть падает, режет себе пальцы и накалывает ноги...
     Витька Ширшов и его сестрёнка Таня тоже пару раз сталкивались с Ксюшей. Таня не захотела угостить девочку яблоками - их, мол-де, опрыскали ядом от насекомых, и наша городская дама по привычке заявила:
     - Ты - б***на!
     - От б***ны слышу, - небрежно бросила в ответ Таня.
     - А я вот пойду и скажу, что ты материшься! - с торжествующим злорадством сказала Ксюша.
     Рядом находились и другие ребята. Конечно, обе девочки были хороши, чего уж там...
     - Кто матерится? - притворно удивился Витька. Тот ещё тёртый лис, не то, что я... - Танька, что ли? Это когда она материлась? Я ничего не слышал.
     - Я тоже ничего не слышала, - заявила Кирка Белякова, - зато ты, Ксюшка, материшься на всю улицу и на всех подряд.
     Все прочие свидетели разбирательства тоже выразили недоумение - когда это Таня материлась? Ничего такого не было никогда!
     Тут и я, обращаясь к девочке, подлил масла в огонь:
     - А ты с нами никуда не полетишь! Мы построили корабль и полетим на Луну, а тебя не возьмём, вот!
     Этот корабль мы с Витькой строили целых три дня, в глубоком секрете от всех ребят, прежде всего - от девчонок, хотя те так и упрашивали нас показать им его. Чуть ли не на шеях висли...
     Вот так с Ксюшей все перестали водиться. Все, кроме пакостницы Райки. По вечерам можно было слышать, как они, сидя на качелях, распевают дуэтом:

     Ты такая грязная, как электричка,
     Посмотри, во что превратились косички,
     Перхоть к ним и сажа с золою прилипли,
     Так на бал нельзя ехать, просто нельзя...

     Или:

     Я сижу на балконе, смотрю телевизор,
     Ощущенье такое, что он поломался,
     Может быть, оттого, что вынут штепсель с розетки,
     А быть может, потому, что в нём нет кинескопа!..

     А затем городская дама ухитрилась набедокурить, да так, что нарочно не придумаешь.
     Осенью Оленька должна была идти во второй класс. Ей заблаговременно выдали учебники. Они лежали в бабушкином шкафу - для большей сохранности, но Ксюшу это обстоятельство нисколько не смутило. Улучив момент, девочка залезла в шкаф, взяла учебники и пошвыряла их через форточку во двор, прямо под дождь.
     Мама ужасно сердилась, но Ксюше ни слова не сказала. Зато бабушка, стараясь хоть как-то обелить себя, кричала на Оленьку, что та бросила учебники невесть где, а теперь пеняет на маленькую милую девочку...
     Как бы там ни было, учебники промокли и пришли в негодность.
     Вскоре после этого случая Пётр Иваныч приготовил мотоцикл, собираясь свезти детвору в лес за клубникой. Мы прямо-таки плясали вокруг соседского транспортного средства, и вдруг Кирка Белякова говорит:
     - А что это там под баком капает?
     В тот день нам повезло - протечка была обнаружена вовремя, в противном случае пожар был бы гарантирован. А вскоре разъярённые взрослые заметили Ксюшу - она держалась в сторонке от всех и что-то старательно запихивала в кармашек... Уж не знаю - что именно она отвинтила от мотоцикла, но недостающую деталь, отсутствие которой привело к протечке, обнаружили именно у неё. А как она вопила, не желая отдавать красивую штучку! Наверное, даже на Красном болоте было слышно.
     И ведь не скажешь, что это было сделано специально! Подумаешь - увидела девочка блестяшку, захотела поиграться...
     Вскоре после этого события Ксюшиной вольнице наступил конец.
     А дело было так. Дядя Вова подарил нам трёхчасовую кассету с выпусками киножурнала "Ералаш". Больше всего нам понравился эпизод, в котором двое безобразников звонили то в неотложку, то в пожарку, и посылали их по чужим адресам. А когда они позвонили в милицию... что было дальше - вы, конечно, помните. Ксюша поспешила заявить, что её-то милиция никогда бы не поймала. Я посмел в этом усомниться, и в мой адрес тут же прозвучало:
     - Ты б**ь, ты маленький! А я вон какая большая!
     Правду говорят - нужно очень осторожно желать чего бы то ни было. Вскоре Ксюше представился шанс проверить - найдёт её милиция, или не найдёт.
     Соседские девочки - Иринка с Райкой - были те ещё фокусницы. Однажды благодаря им мне крепко досталось - они встретили меня на улице и сказали, что забыли в огороде своей тёти ведро с огурцами, и попросили слазить... Естественно, что хозяйка не была их тётей, и ведро с огурцами эти девочки решили попросту украсть, а попало за это мне.
     И вот однажды Ксюша пошла к ним в гости и пробыла у них несколько дольше положенного срока. Никто особенно сильно не беспокоился - все мы рядом, все всё видим и слышим...
     Мы с Оленькой играли в прятки, когда к нам прибежала Кирка:
     - Идёмте скорее сюда, что я вам покажу!
     Сгорая от нетерпения, мы побежали за ней в переулок, и она завела нас в небольшой закуток, к окошку, проделанному в Иринкиной комнате. Половина стекла была убрана, на его место натянули марлю, и мы услышали, как наша Ксюша ругается трёхэтажным матом... А взобравшись на завалинку и заглянув внутрь, мы так и оторопели.
     Иринка расположилась на диване с телефоном - она набирала номера и протягивала трубку Ксюше, а та осыпала каждого отвечавшего такими грязными словами, что даже привыкший ко всему Витька - он шёл мимо и присоединился к нам - присвистнул от удивления.
     Потом, заинтересовавшись происходящим, в закуток зашёл дядя Саша - Киркин папа.
     А перед этим Райка уговорила Иринку позвонить в милицию - ну очень им хотелось повторить то, что они увидели в "Ералаше".
     И Ксюша принялась орать в трубку свою старую песню:
     - Ты б**ь, ты маленький! А я вон какая большая!
     Дело, как и следовало ожидать, приняло очень скверный оборот. В тот же вечер бабушка от души отхлестала нашу "большую" прутиком по мягкому месту.
     Должно быть, Иринка надеялась, что всю вину за произошедшее удастся свалить на Ксюшу. В какой-то мере так и вышло, но зачинщице и её сестре не удалось уйти от наказания. Их папа - которому хорошенько намылили голову за то, что не смотрит за детьми - тоже держал дома ремень, рассчитанный именно для таких случаев.
     С тех пор Ксюша много лет не произносила похабных слов.
     А следующим летом мы приняли городскую даму в нашу весёлую компанию.

     Место первой публикации - https://yapishu.net/book/102169