Реформа Русской Православной Церкви. Прошлое, Наст

 Реформа Русской Православной Церкви. Прошлое, Настоящее и Будущее.

 Русская Православная Церковь (РПЦ) - независимая консервативная религиозная организация, которая в настоящее время все больше и больше расширяет свое влияние на жизнь общества. РПЦ любит учить и советовать, но не любит учиться и не слушает ничьи советы. РПЦ молится постоянно и имеет связь с Господом, но не слышит ЕГО.  У Господа в России нет другой альтернативы. Он использует то, что есть.   О том что внутри РПЦ необходимы изменения и улучшения, о том, чтобы улучшить церковное обрядоверие, о том  чтобы были бы просты и понятны церковные службы и обряды, об противоречиях и отставании церкви от жизни и духовных запросах необходимости обрядовой реформы в РПЦ говорят даже самые простые люди. К мнению  церкви люди прислушиваются.
 Новая российское государство  в лице президента и правительства встретилось с многочисленными социально-экономические проблемами общества. Государство стало активно поддерживать церковь, видя в нем своего помощника, так как после крушения идеологии строителя нового общества в КПСС, другого фундамента нравственности общества оно не видит. Государство и церковь помогают другу. У государства нет  критики церкви, не вмешивается в идеологические и религиозные споры, нет социальных и экономических претензии в отношении церкви.   
 Иерархи РПЦ продолжают пользоваться доверием у большинства населения, но авторитет многих служителей церкви в нашем духовно больном обществе не высок. Многие критикуют РПЦ. Завышены цены на "пожертвования" на свечи, обряды и молитвы. Золото в многих храмах, сытые священники на богатых иномарках выйдя из храма забывают, что они священники. Это контрастирует с нищетой и бедностью, которая существует в обществе. Церковь продолжает одновременно служить Богу и маммоне. Много восстановлено хороших храмов, но мало хороших священников - духовных лидеров, проповедников слова и дела Христа.
 Церковь уже проводила обрядовую реформу, во время правления царя Алексея Михайловича Романова (1629 – 1676 ) произошли постановления собора 1666-1667 года, которые раскололи общество и церковь.
    В  чем же сущность  раскола Русской Православной Церкви, который разделил верующих и все русское общество  на два непримиримых лагеря? 
 Вопросы, по которым велась ожесточенная борьба  в то время, могут показаться нам сейчас незначительными  и поверхностными. В самом деле, нужно ли креститься двумя или тремя пальцами; говорить в молитве о Христе «Сыне Божий » или  « Боже наш », ходить крестным знамением по солнцу или против солнца.
 Современному человеку трудно понять, как эти вопросы стали причиной трагедии, настоящей войны – кровопролитной, гражданской, братоубийственной войны, причиной массового переселения в глухие районы и на окраины десятков  тысяч людей, причиной казней, сожжений и самосожжений  сотен и тысяч людей.
  Тем не мене эти формальные обрядовые изменения стали причиной трагедии русского общества в середине  17 века.  Раскол  принес смерть и разрушение жизненного уклада, поломанные судьбы, переселение десятков тысяч людей.
  Церковная реформа потрясла все русское общество, разделив верующих на сторонников патриарха Никона и последователей протопопа Аввакума. Наиболее стойкие, верные и преданные люди стали раскольниками. Они не захотели принять и приспосабливаться к нововведениям патриарха Никона, которые  поддерживал царь Алексей Михайлович. Согласно директиве церковного собора 1666 -1667 годов  старые обряды были резко и однозначно преданы анафеме, также как и люди, которые их поддерживали. В  истории России произошла невиданная ранее религиозная, гражданская война. Почему же произошла эта разница в религиозных обрядах?
 Этому вопросу посвящено объективное историческое исследование, проведенное в начале 20-го века профессором Московской Духовной Академии Николаем Федоровичем Каптеревым. Разница в обрядах и церковные разногласия возникли из-за существования разных уставов и текстов церковных служб. По принятию России христианства, греки принесли туда Студийский устав, который и стал основой Русского устава. На востоке Византии наиболее распространен был устав Иерусалимский, составленный святым Саввой, который стал преобладающим во всей Византийской церкви после Крестовых походов на Святую землю в 12-ом и 13-ом веке. В  конце 14-го века митрополиты московские Фотий и Киприан стали вводить на Руси устав св. Саввы, но он не успели  довести реформу до конца. Русская церковь до середины 17-го века сохранила древний византийский Студийский устав. К сожалению, история перемены уставов была забыта. Греки в 17-ом веке считали Русский устав неправильным.  Существовавшая разница в обрядах и уставах могла продолжаться неизменной и не быть поводом для церковной реформы патриарха Никона. Но Никон думал иначе.
  Здравый и совершенно справедливый взгляд на этот вопрос выразил  в 1655 году константинопольский патриарх Паисий. Он писал патриарху Никону: « Единение православия состоит в одном и том же исповедании веры с одним разумением и с одной мыслью… ты жалуешься сильно на несогласия в кое-каких порядках, существующих в поместных церквях и думаешь:  Не вредят ли эти различные порядки нашей вере?.. Если случится, что какая-нибудь церковь будет отличаться от другой какими-либо порядками, неважными, несущественными для веры, а относиться к числу незначительных церковных порядков, как, например, время совершения литургии, или вопрос о том какими перстами должен благословлять священник и подобные, - то это не должно производить никакого разделения, если только сохраняется неизменно вера».
 Церковной реформы могло бы и не быть, она могла быть проведена не в той жесткой  форме,  если бы патриарх Никон прислушался к мнению константинопольского патриарха.
  В  течение веков церковные книги в Византии многократно переписывались  заново, многие книги безвозвратно потеряны  и сожжены в результате захвата Византии Османской империей.
    Не раз и не два патриарх Паисий говорит Никону в письме, что поднятые им вопросы не имеют значения, что креститься и благословлять можно любыми пальцами, лишь благословляющий и благословляемый имели в мысли, что это благословление исходит от Иисуса Христа при посредстве руки священника. « Что касается полемики, - пишет Паисий – то умоляем именем Господа нашего Иисуса Христа, да прекратится твое блаженство со свойственной  тебе рассудительностью. Рабу Господню не подобает свариться, и особенно в вещах, которые не числу главных и существенных членов веры».
   Почему же патриарх Никон не понял патриарха Паисия и избрал путь церковной реформы? Патриарх – духовный пастырь всей церкви. Этот человек  обладал огромной властью и средствами на Руси. Власть патриарха в некоторой мере мог ограничить лишь царь. Проводя церковную реформу, Никон  убедил себя в её необходимости, но это убеждение было поверхностным и легкомысленным. Реформа основывалась на ошибочной идеи утверждения греческого устава, который по сути являлся измененным обрядом в отличие от древнего православного обряда принятого на Руси. Проводя церковную реформу, как это принято у власть имущих, патриарх Никон утверждал все по своей воле. Произвол патриарха Никона дорого обошелся набожному русскому народу. Никон силовыми методами провел реформу, он не стал спрашивать у верующих людей: « А нужно ли вам это?»
    Один из лучших исследователей времени раскола и личности патриарха Никона профессор Каптерев писал: « Никон, проводя церковную реформу, ломая  и переделывая церковную старину по образцу тогдашней греческой церковной  практики, имел очень неправильные представления о предметах своей реформы, то есть он исправлял  старый русский обряд как неправый, нововведенный, созданный русскими, несогласным с настоящим православным обрядом  церкви. Тогда как в действительности русский обряд был древним православным греческим обрядом – этого не знал Никон - реформатор». Интересна другая характеристика Никона видного православного историка  Г.Флоровского: « Оно был деятелем, но не был творцом… У Никона была почти болезненная склонность переделывать  всё по-гречески, как у Петра впоследствии всех и вся переделывать по-немецки или по-голландски. Их роднит также эта странная легкость разрыва с прошлым, эта неожиданная безбытность, умышленность и надуманность действий. И Никон слушал греческих владык и монахов с такой же доверчивостью, с какой Петр слушал своих европейских советчиков. Грекофильство не было возвращением к отеческим основам. В греческом чине его привлекала большая торжественность, праздничность, пышность, богатство, видимое благолепие. С этой праздничной точки зрения он и ввел обрядовую реформу, ради практического совпадения с греками».
  Переписка с патриархом Паисием не повлияла на Никона. Он как Петр Первый твердо решил: Церковной реформе быть! Понимал ли Никон, что его реформа принесет трагедию, сметение, кровь и страдания тысяч и тысяч людей на Руси? Нет. Он об этом не думал.
 Через несколько месяцев после того как Никон стал патриархом, он рассылает по церквам письма о первых обрядовых нововведениях, а через год после этого в 1654 году созванный Никоном поместный собор принял решение об исправлении богослужебных книг. Все люди, выступавшие против реформ Никона,  становятся опальными. Начинается непримиримая борьба между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом. За публичные выступления и осуждение реформ мятежный протопоп заключен в монастырь, а затем сослан с семьей  за Байкал в далекую Даурию.
 Курс на церковные реформы Никона был поддержан царем Алексеем Тишайшим. Однако по мере того как патриарх навязывал свою волю русскому народу в ходе реформы, непомерно возрастала его гордыня, грубость, и честолюбивые амбиции. Никон имел большое влияние на царя. Он стал утверждать и проповедовать идею подчинения светской власти духовной. Никон хотел утвердить положение, по которому не царь имел над ним власть, а он имел бы некоторую власть над царем.  Это не могло не привести к размолвке и ссоре царя с патриархом,  а затем низложением зарвавшегося патриарха. 
Организация церковного собора 1666-1667 годов была проведена по указанию царя Алексея. Главная цель собора -  утверждение церковной реформы начатой Никоном,  осуждение протопопа Аввакума, лишение сана Никона и избрание нового и лояльного царской власти патриарха. Все это было сделано.  Церковный собор утвердил обрядовые реформы Никона и предал анафеме защитников старого  обряда, лишил Никона патриаршей власти и избрал нового патриарха Иосафа.               
На Руси всем верующим разрешалось креститься только тремя перстами. На собор вызывали протопопа Аввакума, а также его единомышленников. В  ''Житие протопопа Аввакума, написанного им же», составляющей классику древнерусской литературы, описана сцена спора протопопа с участниками собора. Войдя в зал, где происходило собрание иерархов Аввакум, поискав глазами, не нашел царя. На миг протопоп был ослеплен, ошарашен золотом, сверкающим убранством мантий патриархов и архиреев. Все русские архипастыри, включая избираемого на патриарший престол Иосафа, а также зарубежные архиреи, антиохийский патриарх Макарий и александрийский патриарх Паисий, заполнили палату. Аввакума уже немало мучили, уговаривали, прельщали, чтобы он отказался от своих принципов. Некоторые товарищи Аввакума сдались и публично принесли покаяние в своих ересях. Протопоп до сих пор был тверд и непоколебим, но перед собранием высших иерархов дрогнул, как человек великого духа он опасался не за себя, а за жену и своих детей. Аввакум окинул взором блестящее собрание, сидящего на возвышениях. Выше всех сидели специально вызванные за большие  пожертвования от царя зарубежные патриархи Паисий и Макарий. В лицах русских архиреев, сидящих по правую  было что-то хитрое, лисье. Он усмехнулся и сказал про себя: « Любил, протопоп, со славными знаться, люби же теперь терпеть, горемыка, до конца. Писано: « Не начавши блажен, но кончивши»»...« И тут Бог отверз грешные уста мои» - вспоминал потом протопоп, повторяя слова царя Давида. При первых же речах патриархов протопоп пламенной речью изобличил новые греческие порядки, насаждаемые Никоном.  По словам протопопа,  последнее слово ко мне рекли: « Что ты упрям? Вся наша Палестина и сербы, и волохи, албанцы. Римляне и ляхи – все тремя перстами крестятся. Один ты стоишь в своем упорстве и крестишься  пятью перстами. Так не подобает!»
  Аввакум им отвечал: «Вселенские учителя! Рим давно пал, ляхи с ним погибли, до конца враги христианам были. А у вас православие пестро стало от насилия турецкого Магомета. Да и давить на вас нельзя, немощные стали!»
« А впредь, – продолжал Аввакум, – приезжайте к нам учиться: у нас Божьей благодатью самодержавие. До Никона – отступника в нашей России у благочестивых князей и царей всё православие чисто и непорочно и церковь не мятежна. Никон – волк с дьяволом предали тремя перстами креститься. А первые наши пастыри как сами пятью перстами крестились, так и пятью перстами благословляли, по преданию святых отец наших Мелетия Антиохийского – епископа Киренийского, Петра  Дамаскина и Максима Грека. Еще же и московский поместный собор при царе Иоанне так же слагали персты, и крестились, и благословлять повелевали. Тогда при царе Иоанне были знаменосцы Гурии и Варсонофий  Казанские чудотворцы и Филипп Соловецкий игумен от святых русских».
« И  патриархи задумались, – отмечает Аввакум, - а наши, что волчонки блевать стали на отцов своих, говоря: « Глупы - де были и не смыслили наши русские святые, не ученые люди были – зачем им верить – де грамоты не имели!» Это заявление глубоко возмутило Аввакума. « О, Боже Святый! – восклицает он.  - Как претерпеть на святых своих столько досаждений!»   Мне бедному горько, а делать нечего стало побранил, сколько мог и рёк: « Чист сам я, и прах прилепший от ног своих отрясаю пред вами по писанному: Лучше один твори волю Божью, нежели волю тьмы беззаконных». Речь Аввакума взорвала собор, ведь он перефразировал слова апостола Павла к иудеям, злословившим  о Христе: « Он, отрясши  одежды свои, сказал им: Кровь ваша на главах ваших. Я чист, иду отныне к язычникам ». Речь протопопа Аввакума  вывели из себя некоторых участников собора. Дело чуть было не дошло до драки.
   «И  я, – рассказывает далее Аввакум, – закричал: « Постойте, не бейте!». Так они все и отскочили, и я толмачу архимандриту говорить стал: «Говори патриархам: апостол Павел пишет: «Так подобает архиерею быть – преподобным, незлобивым и прочее».  «А  вы, как убив человека, литургию вести будете?» Так они и сели».
    В  этот момент Аввакум потряс собор еще раз. Не проявив никакого уважения к сану архиреев во время прений, он демонстративно выразил им свое презрение: и я отошел к дверям да набок повалился: «Посидите, а я полежу». Так они смеются:  « Дурак  – де ты, протопоп, и патриархов не почитает».
  « И  я говорю им: « Мы уроды Христа ради, вы славны, мы же бесчестны, вы сильны, мы же не мощны!»
Перефразировав слова апостола Павла, протопоп Аввакум старался  сорвать маску  с благочинного собрания. Он выразил свое презрение «фарисеям» в роскошных, золотых одеждах. Лежащий на полу протопоп проигнорировал церемонию показательного суда, нарушив его стройный ход, показал, сколь он лжив, лицемерен и далёк от апостольской проповеди.
     Аргументы Аввакума не могли  ничего изменить. Решения  собора заранее были предопределены. Судьба мятежного протопопа и его единомышленников была предрешена на основе политических решений царя Алексея Михайловича, который организовал собор. Вызывающее поведение Аввакума перед собранием архиереев не могло остаться безнаказанным. Протопоп был заключен в темницу и посажен на цепь.
 Церковный собор предал анафеме старые обряды. Креститься полагалось тремя перстами на всей Руси. Отряды стрельцов исполняли царский указ о борьбе со всеми, кто будет креститься иначе.  Огромное большинство населения страны было далеко от богословской полемики. Простым людям было не понятно: Почему им вдруг приказывают креститься иначе?  Многие люди были не способны  пойти на компромисс со своими религиозными убеждениями, не могли поступиться принципами, оставаясь верными, древним традициям и обычаям отцов. Жестокие казни и репрессии поставили перед верующими сложные вопросы: « Что делать? Принять новый обряд или остаться верным старому?» Следовать древним традициям и обрядам означало бы вступить в конфликт с действующей властью и церковью. Стрельцы жестоко подавляли любое сопротивление, пытали на дыбе, добиваясь раскаяния, сжигали самых несгибаемых «еретиков». Карательные меры вызвали страх у одних и уверенность в собственной правоте у других.  Кровавые акции лишь консолидировали ряды старообрядцев. Их мучения, героическое сопротивление, фанатичное желание принять ореол мученичества Христа ради возвышали дух верующих и сознание собственной правоты. Тысячи людей сожгли себя и своих детей  заживо в деревянных церквях. Десятки  тысяч людей ушли с насиженных мест и поселились в разных глухих уголках на Руси.

 Это ужасная трагедия раскола православной церкви отзовется после 1917года  казнями священнослужителей и верующих в концлагере на Соловках. Маятник кармической справедливости качнувшись вправо, качнулся  влево.
  Как оценить  жертвы мучеников принесенные за веру своих отцов?
Старообрядцы собирались в церкви и сжигали себя. Идея самосожжения, возможно, чисто спонтанно родилась на соборе у старообрядца Лазаря. Он смело заявил перед патриархами: «Молю вас, крайних пастырей, повелите мне идти на судьбу Божию в огонь. И если сгорю – то правы новые книги, если же не сгорю – то правы наши старые отеческие книги, какие же в древности переведены с ваших книг греческих не перепорченных!»
 Какая сила веры  в этих простых словах! Готовность пожертвовать  собой ради истины не может не вызывать уважение. Патриархи поначалу ухватились за это предложение Лазаря, надеясь, раз и навсегда покончить с заблуждениями староверов. Они согласились с предложением Лазаря, обосновав его тем: « Если он хочет, пусть так и будет. Как в древности крестились Русь, увидев, что Евангелие, брошенное в костер, не горит, так и ныне пусть Лазарь сгорит – никто его к этому не принуждал!» Однако неожиданное заявление Лазаря вызвало сомнения и смутило русских иерархов: «А ну, как не сгорит?!»  Вера творила чудеса, так апостол Иоанн остался невредимым  после того как был брошен в котел с кипящим маслом. Вызов Лазаря не вписывался в сценарий церковного собора. Русские иерархи считали, что  рисковать жизнью Лазаря было лишним и ненужным испытанием для решения собора. Восточные патриархи не соглашались с ними. Речь шла не о попытке самоубийства Лазаря, а о попытке повлиять на церковный собор. Возникли разногласия и споры.  Тогда архимандрит Дионисий выступил с речью. Откровенно угрожая Паисию и Макарию, он сказал: « Отцы святые, заезжие вы люди здесь: если так станете судить без помазания – и вам чести большой и милостыни  довольно, и даров не будет от великого государя и от всех властей тоже, но сошлют вас в монастырь, как и нашего Максима Святогорца и в свою землю не отпустят, если в задор дело станет. Как им надобно, так и делайте! Иноземных патриархов поставили на место и напомнили, как себя надо вести, и кто здесь всё решает. «Патриархи же послушали и творить так стали, а не спорили ничего и только потакали ». Патриархов поставили на  место.  Такое давление на патриархов исходило от царя Алексея. Он имел право навязать и диктовать свою волю патриархам. Царь формально не участвовал в соборе.  На организацию собора из казны были потрачены громадные деньги. Милостыня за приезд патриархов обошлась царю в астрономическую по тем временам сумму денег. По расходным книгам царской казны было потрачено около двух тысяч рублей серебром. Для сравнения:  лошадь в то время можно было купить за несколько рублей. Царь Алексей   купил приезд восточных патриархов для того, чтобы решения собора имели вес и были формально правомочны.  Однако с этим возникла  проблема. По решению константинопольского собора восточные патриархи Паисий и Макарий были лишены своих кафедр за то, что они самовольно бросили свои престолы и поехали в Россию.   Осужденные патриархи приехали осуждать, лишенные сана приехали лишать сан. Что делать? Деньги во все времена решали многое. Пришлось царю вновь потратиться. Срочно отправили посольство, взяв богатую милостыню. Вскоре указами турецких властей Паисий и Макарий  были восстановлены на своих местах. Константинопольский патриарх, осудивший продавшихся патриархов был снят. Новый патриарх утвердил Паисия и Макария вновь на своих должностях, восстановив статус- кво. Только после того как все эти неприятные формальности были улажены, царь мог быть уверен, что церковный собор будет правомочен. Правда, Паисий и Макарий не могли предъявить свои письменные полномочия, как справедливо требовал  патриарх Никон на суде. На эти формальности царь и церковные власти закрыли глаза.
   Вдруг незапланированный сбой в ходе собора: неожиданный вызов Лазаря.  Лазарь вызвал разногласия по этому поводу среди архиереев. Когда царю доложили об этом, то он не знал, что сказать. Послать Лазаря на огонь? А вдруг не сгорит? Что тогда? Царь рассудил:  вызов Лазаря мешает церковному собору принять  нужное ему решению, и Лазаря бросили обратно в темницу.  Впоследствии Лазаря сослали в Пустозерск. Ему вырезали язык из горла, на плахе отрубили правую руку. Лазаря вместе с протопопом Аввакумом сожгли в Пустозерске 14 апреля 1682 года. Самоотверженный порыв Лазаря повлиял на протопопа Аввакума, он стал проповедовать идею самосожжения, как героический вызов и пример истинной веры в борьбе с последователями Никона.
« Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много! А я с тобой за сие о Христе умереть готов. Аще я и не смыслен гораздо, неука человек, да то знаю, вся в церкви, от святых отец преданная, свята  и непорочна суть. Держу до смерти, яко же приях; не прелагаю вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веков!»
« Да еще бы в огонь христианин не пошел! Сгорят все о Христе Иисусе,  а вас собак – никониан не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша вечная похвала, что за Христа своего и святых предания сгореть, да и в будущем вечно жить будем о Христе Иисусе…» - написал в своем письме мятежный протопоп.
    После церковного собора 1667 года русское общество раскололось на тех, кто поддерживает новую реформу, и тех, кто остается верным старому церковному обряду. Основы мировоззрения верующих были потрясены. В раскол ушли самые верные и преданные люди, многие не принимали не понимали нужность новых обрядов. Авторитет Аввакума был очень большой в народе. Протопоп объявил Никона слугой антихриста, что еще больше усилило трагедию раскола. На Руси началась «эпидемия гарей» - эпоха массовых самосожжений людей.   Протопоп Аввакум проклинает убийства людей никониянами, в то же время он благословляет самоубийство, приветствуя самосожжения. Протопоп Аввакум оправдывает самосожжения, противопоставляя их массовым казням карателей и страданиям в России за древнецерковное благочестное предание:
 « ...Мы же, со отцы и братие, не умолчав, начали обличать еретика, предтечу антихртистова. Он же нас, муча много, и разослал в ссылки всех...Епископа Павла Коломенского, муча в Новогородских пределах сожег; Даниила, костромского протопопа, муча много, и в Астрахани в земляной тюрьме заморил; муромского протопопа Логина – остригше и муча, в Муром сослал, тут и скончался в мор; Гавриилу, священнику в Нижнем;Михаила священника без вести погубил; двух священников, вологжан, безвестно же  и сих дел; со мною 60 человек на всенощной взял, муча и бив и проклиная, в тюрьмах держал, малии в живых обретошася; а меня в Даурскую землю сослал, - от Москвы, чаю, тысящ, будет с двадцать за Сибирь, и волоча впредь и взад 12 лет, паки в Москве вытощали, яко непогребенного мертвеца. Зело там употшивали палками по бокам и кнутом по спине 72 удара. А о прочих муках потонку неколи говорить, - всяко на хребте моем делаша грешницы. Егда же выехал на Русь, на старые чепи и беды попал. Видите, видите, яко аз есмь, наг Аввакум протопоп, в землю посажен. Жена моя, протопопица Настасья, с детьми в земле же сидит. И старец Соловецкой пустыни Епифаний, наг, в земли же сидит; два языка у него никониянина вырезали за исповедание веры, да и руку отсекли, а и паки ему третий язык Бог дал. И Лазарь поп, наг же, сидит в земле, казнен говорит также. И диякон Федор и Киприан, нагой, с нами же мучится. В тюрьме за православие же пытан в прошлом году. А Соловецкий монастырь в осаде 7 лет от никониян сидит. На Мезени из дому моего двух человек удавили на виселице. На Москве старца Авраамия, Исаию Салтыкова сожгли. Старца Иону казанца в Кольском рассекли на пятеро. На Колмогорах Ивана юродивого сожгли. В Боровске Полиектасвященника и с ним 14 человек сожгли. В Нижнем человека сожгли.  В  Казани никониани тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире шестерых. В Киеве стрельца Илариона сожгли. А по Волге той живущех во градех, и в селах, и в деревеньках тысяща тысящами положено под меч нахотящих принять печати антихристовы. А иные ревнители закона суть, уразумевше лесть отступления, да не погибнут зле духом своим, собирающе во дворы с женами и детьми, и сожигахуся огнем своею волею. В Нижнем преславно: каких еретики сжигают, иных распалившихся любовью, плакав о благоверии, недождавшихся еретического  осуждения, сами в огонь дерзают, а да цело и непорочно соблюдут благоверие. И сожгя свои тела, души в руки Божии предав, ликуют со Христом во веки веков, самовольны мученики, Христовы рабы. Вечная им память во веки веков. Доброе дело сделали. Надобно так!»
 Читая эти строки,  невольно вспоминаются знаменитые пушкинские строки:
« Нет правды на земле, но правды нет и выше. Мне это ясно как простая гамма» . « Ужасный век – ужасные сердца».
   Протопоп приветствует и благословляет самоубийство через самосожжение не только мужчин, но и женщин, детей и стариков. Аввакум объясняет это знаком нынешнего огненного времени: « Если святы правоверные, которые сожгли никониани, то святы и те, кто по своей воли идёт в огонь».
  Церковь осуждает уход от жизни человека по своей воле,  самоубийство - смертный грех.  А если человек самотверженно идёт на защиту отечества против превосходящего по силе врага? Это самоубийство  во имя Христа за веру?  Отдать самое дорогое что есть у человека  - жизнь за веру и за Христа? Сам Господь сказал: « Сберегший душу свою потеряет её, а потерявший душу  свою ради Меня сбережет её». (Мф. 10-39) .
   Две несовместимые идеи не могли вместе мирно существовать. Русь осветилась кострами  церквей. Души сгоревших вместе с людьми молились Богу и спрашивали: «За что мы так страдаем, Господи?»
 Выполняя царский указ, отряды стрельцов двигались от города к городу, от села к селу, сжигая верующих еретиков, или добиваясь раскаяния с помощью пыток. В то время человека били кнутами, батогами, была распространена пытка на дыбе. Пытка на дыбе – человека подвешивали за руки. Он висел на руках, вывихнутых в плечевых суставах, боль пронзала мозг до потери сознания. Тогда человека снимали с дыбы, обливали водой. Давали ему прийти в себя и осознать, что вновь это страдание повторится. Также человека подвешивали за ребра на железном крюке и оставляли висеть. Так уничтожали инакомыслящих и заставляли людей отречься от старой веры. Фактически на Руси происходила гражданская религиозная война, которая вновь повторится в истории России после октябрьской революции 1917года. Царь и патриарх силой навязывали народу новые порядки. Власть воевала с народом, используя угрозы, террор и насилие.
   На Руси  появились люди, которые ходили по городам и селам, призывая верующих пойти на костер, в огонь за веру Христову. Такие провокаторы как поп Александрищ, Капитон, Василий Волосатый приходили в селение и возвещали о скором приходе карательного отряда стрельцов. Они внушали верующим идею самосожжения, как единственного пути для спасения души.  « Сюда идут слуги антихриста, убивать и пытать людей за веру. Все умрем Христа ради, но душу не дадим в погибель! Пойдем в огонь за «древлее благочестие», веру наших отцов и дедов,  и я вместе с вами пойду!» Когда верующие люди были психологически подготовлены к самосожжению, распространялся слух о приближение карательного отряда стрельцов. В церкви незаметно готовился черный ход и подкоп. Церковь поджигалась вместе с верующими, провокатор незаметно уходил через черный ход и подкоп и продолжал свой путь в другой город или село.  В истории православия на Руси никогда еще ничего подобного не было!   Кроме самосожжения верующих протопоп Аввакум благословил пост до голодной смерти. Боярыня Феодосья Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова  изображены на известной картине Василия Сурикова « Боярыня Морозова». Они  были преданные ученицы и единомышленницы протопопа Аввакума. Богатый дом Морозова, их отца  боярина Соковкина в Москве стали местом встреч и центром старообрядчества.  После ареста боярыня Морозова, княгиня Урусова, дворянка Марья Данилова с прочими попали в тюрьму и затем были насильно пострижена в монахини  в монастыре в Боровске. Там они посажены в яму, власти уморили их голодом. Но они  остались до конца жизни верны протопопу Аввакуму и своим религиозным принципам.  Самым трагическим событием в истории раскола  стал разгром и убийство братии Соловецкого монастыря. Монахи во главе с игуменом наотрез отказались принять нововведения Никона. Затем объявили, что не станут молиться за царя – душегубца. Царь приказал послать на Соловки отряд стрельцов и вооружение, чтобы укротить строптивых монахов. Осада Соловецкого монастыря продолжалась долгие восемь лет. Многочисленная братия грамотно держала оборону крепости. При этом не прекращались богослужения в храмах. Монахи, отслужив литургию, шли на стены с оружием. Благодаря удаленности обители, толстым стенам, грамотно организованной обороне и большим запасам продовольствия,  Соловецкий монастырь был неприступен.   Однако нашелся предатель, который темной  зимней ночью указал стрельцам на слабое место в стене крепости. Стрельцы ворвались в монастырь. Большинство монахов были схвачены, когда они спали. Другие оказавшие сопротивление были убиты на месте. Так пала знаменитая  русская святыня – Соловецкий монастырь. Трагедия Соловецкого монастыря вновь мистическим образом отзовется казнями и мучениями  священников на Соловках в 20-х и 30-х.
 46-летний царь Алексей Романов страдал избыточным весом и страдал от болезней. Каждую ночь его мучили кошмары. Находясь на смертном одре, царь хотел отменить штурм монастыря и казнь монахов. Но посланный гонец вернулся с вестями:  Соловецкий монастырь был взят. Многие монахи претерпели жестокие пытки и приняли лютую смерть. Многие монахи были замучены в пытках на дыбе или на крюке, замерзли заживо и спущены под лед Белого моря.  Смерть царя от разрыва сердца совпала с казнью и мучениями монахов Соловецкого монастыря в 1676году. Преследования старообрядцев на Руси  после смерти царя Алексея продолжились при царевне Софье.  В 1684 году царевна повелела: « Хватать всякого, кто не ходит в церковь, не исповедуется, не пускает к себе в дом священника. Таковых пытать. Покаявшихся отправлять к духовнику на исправление, а непокорных - сжигать!»
В апреле 1685 года Софья издала «Двенадцать статей», определив различные степени наказания для раскольников и их сторонников: от пыток до сожжения живьем. В истории раскола печально знамениты « Палеостровские   гари». Монастырь на остров Палей в Онежском озере был захвачен и стал местом  сбора старообрядцев. Когда царевна выслала против них войска стрельцов, то в марте 1687 здесь сожгли себя 2700 человек. Вновь старообрядцы собирались на острове, отстроили заново монастырь. Три месяца они сдерживали осаду царских войск. Когда же старообрядцы поняли, что выхода нет, то осенью 1688 года на острове сожгли себя  1500 человек. Преследования старообрядцев продолжились при Петре Первом. Бегство крестьян носило массовый характер. Раскольники снимались с обжитых мест отдельно семьями или целыми селами и уходили подальше от досягаемости. Они собирались в ватаги, чтобы вместе легче было перенести трудное и далекое путешествие. Тысячи людей пришли в движение, обживая новые земли бескрайней России, селились  в глухих и необжитых районах, работали на демидовских рудниках и заводах на Урале, так как Демидов был не преследовал за веру и был лоялен к раскольникам.
   Время доказало жизненность веры старообрядцев. Несмотря на тяжелые условия жизни, с демидовских заводов никто не бежал, потому что хозяин не вмешивался в вопросы веры своих рабочих. После смерти Демидова его заводы были захвачены государством, старообрядцам пришлось уходить всё дальше и дальше на восток. В 1762 году Екатерина Вторая издает манифест, в котором приглашает вернуться в Россию  раскольникам,  отправленным на поселение в Польшу. Часть старообрядцев отправили на вольное поселение в Забайкалье, а другую расселили  на территории Горного Алтая, которая была спорной между Россией и Китаем. В  1779 году вышло распоряжение о приписке польских старообрядцев к заводам, добывающим серебро на Алтае. Староверы  потеряли свободу и фактически превратились в каторжников. Начался новый этап побегов и переселений старообрядцев.
 Несмотря на все гонения властей с начала реформы Никона старообрядческая церковь устояла, сохранив древний русский устав церковной  службы до наших дней. В алтайском  селе Верхний Уймон на берегу реки Катунь работает музей старообрядчества, а в Москве недалеко от белорусского вокзала действует  главная церковь старообрядцев.

« Да приведет Господь разошедшихся снова вместе »  - под таким девизом прошел поместный собор РПЦ в 1971 году.  Собор отменил анафемы на старые обряды и на тех, кто их придерживается. Старые русские обряды признаны спасительными и равнозначными новым.  Реформа Никона была охарактеризована  как «крутая и поспешная ломка   русской церковной обрядности. Основания для замены двуперстие на троеперстие объявлялись более чем сомнительными». Однако расколотую церковную чашу веры  невозможно склеить. Церковный собор 1971 года подвел итог многолетней дискуссии по старому обряду и утвердил  решение священного синода, принятого в 1929 году:  « Рассмотрев вопрос с богословской, литургической, канонической и исторической сторон определяем:
1. Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года  о признании старых русских  обрядов спасительными, как  и новые обряды равнозначные  им.
 2. Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года  об отвержении и вменении, яко  бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и в особенности к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они не изрекались.
3. Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года  об упразднении клятв Московского собора 1656 года и большого московского собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, как не бывшие.
     На соборе 1971 года исполнилось то, о чем писал еще в 1912 году профессор Николай Каптерев:  «Осуждение собором 1667 года было, как показывает более тщательное и беспристрастное  исследование этого явления, сплошным недоразумением, ошибкою и потому, должно вызвать новый соборный пересмотр  всего этого дела и его исправление в видах умиротворения и уничтожения вековой распри между старообрядцами и новообрядцами, чтобы Русская церковь была единой, какой  она  была до патриаршества Никона».
    Какой ценой обошлась для России реформа патриарха Никона?   Что она принесла  русскому народу? Реформа Никона принесла раскол и нанесла тяжелый удар по обществу. В раскол погибли или мигрировали самые сильные, преданные, убежденные, верные люди.  Русская церковь  как община верующих духовно измельчала и обнищала.  В истории РПЦ после раскола происходит духовный  застой.  Время раскола в РПЦ  не отмечено ни  святыми, ни духовными  подвижниками. Малодушные, слабые,  беспринципные   приспособленцы - священники и равнодушные обыватели приняли нововведения. Формально верующие  принимали новый обряд и не понимали его, но боялись выступить против и высказать свое мнение. Новый обряд люди приняли  из страха. Некоторые старообрядцы не выдержали пыток и отреклись от веры. Нет статистики.  Никто не может сказать: сколько русских погибло в результате раскола, сколько личных трагедий, сколько судеб поломано, сколько людей покинуло свои дома и мигрировало, спасаясь от репрессии.
    После раскола русская церковь лишилась патриарха. После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх не был назначен. Упразднение патриаршества на Руси произошло при Петре Первом, который ввел должность местоблюстителя патриаршего престола, имевшего функции только духовного пастыря. Имуществом церкви стал ведать монастырский приказ. По сути дела Петр провел секуляризацию РПЦ, которую закончила Екатерина Вторая в 1764 году. Государство стало полностью контролировать деятельность церкви. Патриарх, который бы вел независимую, самостоятельную политику был не нужен царю. Так лучше царю без независимого патриарха. Церковная жизнь стала управляться государством. В 1721 году был установлен Священный Синод во главе с обер-прокурором. Обер-прокурор назначался царем. Он курировал всю деятельность синода и РПЦ. Царь объявил себя верховным защитником и хранителем православной веры и церковных догматов. Идея подчинения светской власти  духовной власти, то есть подчинения царя  патриарху больше не могла возникнуть. Церковь стала полностью зависимой от государственной власти в лице обер-прокурора. Государство полностью контролировало деятельность церкви  со времен Петра Первого. Духовенство стало системой государственных чиновников. Всем были даны соответствующие чины по табели о рангах. Священники стали госчиновниками. Церковные соборы не собирались. Церковь стала идеологической инструментом государства  и полностью им контролировались. Интересы государства стали интересами церкви.   

    Только после февральской революции 1917 года и отречения Николая Второго от власти в истории РПЦ начинается новый этап. В 1917 году в России объявляется свобода вероисповеданий. Церковный синод распускается и вновь собирается. В августе 1917 года открылся первый всероссийский поместный собор. Важным решением собора стало восстановление патриаршества. В России вновь избирается глава церкви – патриарх. В ноябре 1917 года в Москве был избран патриарх Тихон. На смену Керенскому и временному правительству приходит Владимир Ленин и большевики. Советское государство своим указом отделяет  религию от государства. Затем  большевики  начинают просто  грабить церковь, захватывать и разрушать здания церквей и монастырей, уничтожать и ссылать в лагеря ее служителей как классового и идеологического врага пролетариата. Со времен раскола в истории РПЦ не было столько мучеников священнослужителей.  По заказу большевиков как альтернатива РПЦ возникает обновленческая церковь. Даже детей священников советская власть считает неблагонадежными. Сталин продолжил дело Ленина. Советская власть продолжала насаждать атеизм и безбожия, разрушала церкви, отправляла в заключение и отправляла в ГУЛАГ, уничтожала священников. В 1936 году была принята Советская Конституция, согласно которой священники получали право голоса.
   Результатом переписи населения 1937 года Сталин остался недоволен. Они были объявлены « вредительскими»,  показатели переписи опубликованы не были, организаторы переписи были подвергнуты репрессиям. Перепись обнаружила большие потери населения, связанные с голодом начала 30-х годов. Самой большой неожиданностью для Сталина, который лично редактировал и утвердил последний вариант опросного листа, были итоги ответа на его вопросы: « Верите ли Вы в бога? Ваша религиозная принадлежность? »
  Результаты переписи 1937  года сохранились в архивах и были опубликованы только в 1990 году.  80% населения ответили на вопрос. Верующими назвали себя 56.7% населения. Женщин было больше чем мужчин. 64% женщин и 36% мужчин признали себя верующими. В действительности верующих было значительно больше. К этой цифре   надо добавить тех людей, которые в 1937 году из страха не назвали себя верующими и ушли от ответа. В народе много было слухов перед переписью. Самым массовым было опасение, что верующих будут ссылать, а их детей выгонять из школы. Открыто назвать себя верующим для советского человека означало потерять работу и подвергнуться репрессиями властей, в этом случае страдали не только верующие, но и члены их семей.
В Советском Союзе на страницах газет и журналов в массовой печати был заранее выдвинут тезис о сто процентом сплошном атеизме населения. Религиозные убеждения считались пережитком прошлого. Также считалось, что религиозные убеждения имеют лишь одни безграмотные люди. Однако реальность была другой. Истинное положение не укладывались в идеологическую доктрину Советской власти и была скрыта.
   Большое количество советских людей впервые задумались и столкнулись с необходимостью отвечать на вопрос о вере. Типичен был следующий ответ: « Кто его знает, верую я или нет – не знаю, но в душе что-то есть; есть что-то свыше нас; что-то есть, какая-то сила; хотя я Богу не молюсь давно, пиши все же - верующий».  Атеизм и безбожие был искусственным и неестественным явлением как и сам Советский Союз.  Сталин понимал, что русский народ в большинстве своём был глубоко в душе религиозен,  но не мог это принять и упрямо продолжал казнить верующих и идти против веры народа.   
С началом войны сразу же после начала оккупации русских городов  их жители обращались немецкому командованию с просьбой открыть православные церкви. Эти просьбы были удовлетворены.
 В октябре 1941года  Москву охватила паника. Началась операция по захвату Москвы под названием «Тайфун».  Немецкие танки генералов фон Бока, Гота, Гудериана рвались к Москве. В котел под Вязьмой попала в окружение  5 советских армии.  Вяземская трагедия - событие страшное по своим последствиям. После прорыва фронта сотни тысяч солдат оставались на своих позициях и попали во вражеский плен. После прорыва фронта приказа  советского командования отступать не было. По одним сведениям 663 тысячи, по другим сведениям 883 тысячи человек были вынуждены сдаваться в плен. В любом случае эти цифры поражают воображение. Из окружения удалось вырвать по разным оценкам лишь 85 тысяч человек. Немцы взяли Можайск. Дорога на Москву в октябре 1941 для немцев была открыта. В Москве в середине октября была паника и хаос. Поезда на восток брали с боем. В Москве запах гари, потому что московских  конторах жгли бумаги. Имели быть случаи мародерства и грабежей. 20 октября в Москве введено военное положение.  В октябре 1941 года московской патриархии было рекомендовано покинуть Москву. Местоблюститель патриарха митрополит Сергий покинул Москву. В этот критический момент в судьбе России Сталин и Советское правительство готовилось к эвакуации. К счастью начались дожди. Дороги были разбиты. Непролазная грязь в ноябре, а потом ранняя суровая зима, снег и морозы. Сама природа помогла России выиграть время и подтянуть резервы с дальнего востока.
 В это время произошло мистическое событие, которое внезапно меняет отношение Сталина к религии.  Почему это произошло?
 Имеются разные версии. Цитата из  книги Сергея Фомина «Война. Церковь. Сталин и митрополит Илия»: « В 1941 году, когда немцы были уже в Химках, - вспоминала монахиня Сергия ( Клименко), - из Москвы хотели вывозить мощи святого благоверного князя Даниила. В ночь на 6 декабря по новому стилю князь Даниил Московский сам явился Сталину и сказал: « Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам будет плохо». О том что Сталин видел князя Даниила, рассказал мне архимандрит Иеремия ( Лебедев), казначей патриарха Алексия, когда я после войны приехала в Москву».  Этот рассказ вызывает много вопросов и сомнений в его подлинности.
  С большими потерями немцев выбили из Химок. 5 декабря с артподготовки началась успешное контрнаступление советских войск под Москвой, которое отбросило немцев от столицы на сотню километров.
    На войне многие люди стали открыто креститься, показывать своё религиозное чувство и веру. На оккупированных территориях немецкие власти разрешали жителям открывать церкви и открыто показывать свое религиозное чувство. Факт остается фактом, именно во время войны Сталин поменял свое отношение к церкви. Истинные причины этой перемены неизвестны. В сентябре 1943 года Сталин встречается с митрополитами русской православной церкви.  Результатом стало возрождение патриаршества и заметное облегчение положения церкви. Ненадолго возрождается  религиозная жизнь в стране. После победы нашего народа, как показала война, глубоко сохранившего  в своей душе веру и религиозное чувство, вновь возобновляются репрессии и гонения на церковь и священников.  При Хрущеве РПЦ испытывает очень сильные гонения.  Хрущев публично заявляет, что он покажет стране последнего монаха. Многие из оставшихся церквей и монастырей закрываются, за исключением Псково-Печерского монастыря, который выстоял благодаря  мужеству, смекалки и находчивости настоятеля отца Алипия, прошедшего войну советского офицера. Гонения на церковь  ослабевают при Брежневе. Особый отдел КГБ продолжает практически полностью контролировать религиозную жизнь в стране. Под сильным прессом находятся служители церкви.  Работники КГБ вербуют  священников быть осведомителями и доносчиками на верующих. Религиозная литература под запретом для ввоза в СССР. Достать Библию, Евангелие  в СССР было практически невозможно.

Впервые государство прекращает идеологическое противостояние и снимает свой контроль с  РПЦ только с приходом к власти Михаила Горбачева в стране. Михаил Горбачев встречается с патриархом Пименом. Новый расцвет РПЦ отмечен после празднования 1000-летия принятия  православного христианства на Руси. Государство перестает вмешиваться в дела  церкви и объявляет свободу вероисповедания. Многие люди  начинают  добровольно  помогать восстанавливать церкви и монастыри. Патриарх Алексий сталкивается со сложнейшими экономическими проблемами восстановления храмов и подготовкой кадров церковных служителей. С целью восстановления церквей и монастырей в начале 90-х по инициативе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.  РПЦ получает освобождение от налоговых выплат от перепродажи алкоголя и сигарет населению, но затем по этическим причинам в московской патриархии отказываются от этих льгот и от этого прибыльного бизнеса. Государство дает церкви большие налоговые льготы. Государство и церковь начинают активно сотрудничать и поддерживать друг друга. Два независимых института и рычага власти общества государство и церковь должны поддерживать друг друга. Русский народ в большинстве своём был глубоко в душе религиозен, но современные люди  остро нуждаются в истинных пастырях, в учителях не в золотых, а простых одеждах, которые бы говорили на простом и понятном языке, примером дел и всей своей жизни, утверждая веру, любовь и истину. 
 В настоящее время РПЦ как член Всемирного Совета Церквей находится под влиянием двух тенденций: традиционной реакционно-консервативной, утверждающего  монополию на истину, незыблемость и борьбу с инакомыслием, глобализмом и экуменизмом   и  умеренно-либеральной, которая пытается вести  диалог и сотрудничество с другими религиями и отвечать быстрым переменам в сознании и духу новой эпохи.
Главная проблема  церкви как религиозной организации -  утрата прямой связи с Высшим Миром, вследствие преобладания реакционно-консервативной тенденции.   Казалось в церкви ежедневно и много молятся, взывают и говорят о Боге. Но в храмах нет любви, а значит нет Бога. Много обрядовых длинных молитв, ежедневные евхаристии стали привычкой,   много славословий и просьб о милости и помиловании, много фарисейской и книжной формальности, молитвы читают на старославянском языке   без пауз, но нет или почти нет в храмах живой веры, братской любви и  сердечного слова персональной молитвы.

 Будущее России связано с веротерпимостью к любому истинному проявлению поклонения Богу, в качественно новом уровне сознания и веры. Будущее  русской православной церкви в руках Живого Христа. ЭТО ЕГО ЦЕРКОВЬ. ОН ИМЕЕТ ВЛАСТЬ НАД НЕЙ. ТОЛЬКО ОН НАПРАВЛЯЕТ ЕЁ НА СЛУЖЕНИЕ И ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ. ОН ГОВОРИТ С НЕЙ И С НАМИ, НО МЫ НЕ СЛЫШИМ. ВОЗЬМИТЕ ЕВАНГЕЛИЕ И ПЕРЕЧТИТЕ ЕГО.
 


Рецензии