226. Школа даосов о мистике собственного я

Владимир Фёдорович Власов
226.

О МИСТИКЕ СОБСТВЕННОГО «Я»

Однажды во время игры в шашки «го» со стариком Накамура я заговорил об ощущении собственного «я» в мире и выразил сомнение, что смех якобы может уберечь человека от смерти, на что хозяин гостиницы «рёкан» сказал следующее: «Да, конечно, смех не спасает даже дзэн-буддиста от смерти, лицом к лицу с которой он стоит в маргинальной ситуации, но освобождает от трагической неразрешимой проблемы жизни и смерти, носящей для него не менее реальный и острый характер, и позволяющий ему уходить из жизни без страха и сожаления, не создавая из этого факта моральной и психологической проблемы. Смех имеет огромное психотерапевтическое и психопрофилактическое значение, так как позволяет снять эмоциональное напряжение, обусловленное страхом смерти, и избежать многих негативных последствий, которыми оно чревато для психического здоровья человека. В целом же человеческий смех, как и смеховое начало во всей человеческой культуре, весьма существенно повышает адаптационные способности человека, создавая благоприятные психофизиологические предпосылки для его творческой активности, для более эффективной мироустроительной и созидательной деятельности. В этом смысле смех не только не противоречит конфуцианским идеалам, но и, наоборот, способствует их претворению в жизнь, только на качественно иной психологической и философской основе. Если мы смеёмся, то это значит, что мы радуемся жизни, а радость сама по себе продляет жизнь человеку. А то, что касается нашего ощущения собственного «я» в жизни, то при помощи смеха наше собственное «я» хорошо вписывается во все события и трудности, которые мы переживаем, ведь смеющееся «я» как бы торжествует над всеми невзгодами и случайностями в нашей жизни. Наше собственное «я» вообще обладает мистической силой, потому что оно, на первый взгляд, как бы формируется из ничего. Вот мы с вами рождаемся и даже не знаем, откуда мы приходим в нашу жизнь, и что приносим с собой из неоткуда. Ведь мы наполовину состоим из двух начал, которые подарили нам жизнь, из мужской и женской, но ответственность мы несём только за себя, возможно, что наши родители в своей жизни совершали какие-то грехи, но мы не являемся нашими родителями, так как получаем собственное «я», которое вечно нас трансформирует во времени и пространстве, наше тело похоже на тела наших родителей, а вот душа является чисто нашим собственным обретением. Наша душа уже жила до нас в этом мире, и даже после нашей смерти она будет постоянно проявляться в нём. На нашей душе лежит ответственность за все наши прежние деяния, за все те дела, которые мы творили в своей прежней жизни, и за которые мы несём ответственность перед небесами. В этом и сокрыта вся мистика нашего собственного «я». Душа не в состоянии избежать причинно-следственных связей, которые управляют всем миром. Сама судьба за что-то нас вознаграждает, а за что-то и наказывает».
 
И в подтверждении своих слов старик Накамура дал мне один текст из своей библиотеки, который я перевёл в стихах:             


ПРЕДСКАЗАНИЕ ДУХА
 
В году «у-у» правления Цянь-лун (1) в Сяньсяне летом
Чинили городскую стену силой заключённых,
Работало по пояс сотен несколько раздетых,
К труду тяжёлому и дисциплине приучёных.

Сносили старые зубцы и кирпичи бросали
Вниз, к основанию стены, где мусор собирался,
Внизу другие кирпичи и щебень убирали,
Никто там без работы ни на миг не оставался.

Когда еда готова, перерыв всем объявляли,
И вместе все садились есть за стол длинный, собравшись,
Там некий Син-у был, повинность тоже отбывавший,
Сказал друзьям он, когда трапезу им подавали:

- «Когда нёс кирпичи, над ухом голос вдруг раздался:
«Убивший человека жизнью отплатить обязан,
А задолжавший же – деньгами, так как долгом связан.
Тебе это известно»? Я, услышав, растерялся,

И обернулся. Никого нет. Дрожь прошла по телу,
Как из другого мира хотел кто-то обратиться.
Кто объяснит мне это удивительное дело?!»
Никто не смог ответить, что в словах этих таится.

Вновь принялись все за работу, кирпичи летели,
Как град, один кирпич попал Син-у вдруг прямо в темя,
Тот сразу испустил дух, все вокруг тут загалдели,
Остановили всю работу стражники на время.

Чиновники и судьи, что случилось, выясняли,
Причин каких-то не нашли, и потому решили,
Чтоб староста дал свои деньги, чтобы всё купили
Для похорон Син-у, и чтоб священников наняли.

Как знать, быть может, в прошлой жизни Син убил кого-то,
Мог староста ему быть должен денег той порою,
Понять так трудно в этом деле, непростом, нам что-то, 
Причина с следствием ведь связаны между собою,

Они друг друга дополняют тесной связью крайне,
Взаимосвязью все мы в мире спаяны прямою.
И если б этот дух иль бес не предсказал заранее,
То разве б не сочли мы всё случайностью простою.

Примечание

1. В году «у-у» правления Цянь-лун – 1738 г.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович