Ассоциации

Людмила Вятская
Прочитав миниатюру Юрия Петрова Джаза «Ощущение личности» (http://www.proza.ru/2018/01/15/693), я вспомнила свои, несколько иные, ощущения, вызванные тоже директором школы.

 Только я тогда была не ученицей, а мамой первоклассника.

 У Тамары Ивановны – директора школы, куда пошёл Сашка, – была такая же привычка встречать по утрам учеников в вестибюле. Не было в том вестибюле бюста Ленина, но Тамара Ивановна сама стояла как монумент и на приветствие входящих слегка прикрывала глаза и делала едва заметный кивок, как бы говоря: "Свободен!"

 Школа славилась железной дисциплиной (чего не хватало нашему сыну), и славой своей была обязана в первую очередь Тамаре Ивановне.
 Голос у директора был громче пожарной сирены и ниже, чем у Фёдора Ивановича Шаляпина. Впервые мы услышали директора 1 сентября на школьной линейке, когда микрофон не выдержал децибелов её торжественного гласа и отключился. Но Тамару Ивановну и без усилителя слышали жители всего микрорайона.

 Это только вступление. Сама история впереди.

 Однажды сын забыл выполненное задание, а я, увидев его тетрадку, решила по дороге на работу занести её в школу.
 Поздоровавшись с Тамарой Ивановной и получив кивок, я над самым ухом услышала: "ЗВОНО-О-О-О-К!" Её крик заглушил сигнал начала уроков и заставил меня невольно присесть в книксене.
 Оправившись от звукового шока, опаздывающие ученики (и я вместе с ними) принялись было бежать, когда услышали новую сирену: "КУД-А-А?!"
 
 По этой команде прижались к полу и замерли все, находившиеся в коридоре.
 "МАМАША! СМЕННАЯ ОБУВЬ?!"
 Прокатилось раскатом грома как отбой тревоги для учеников, и они побежали по классам.
 А я, заикаясь, пыталась объяснить, что вот хотела передать ребёнку...

 «ЧТО-О-О?» - новым разрядом громыхнуло где-то под потолком и ударило со всей мощью по моим барабанным перепонкам.
 – Вот… тетрадка… с домашним заданием…
 Дальше последовала команда:
 - КЛАСС? ФАМИЛИЯ?!

 Я чуть было не назвала свой 10"Б" 1970 года выпуска, но замешкалась.

 Тогда Тамара Ивановна, вырвав из моей руки тетрадь и прочитав ответ на первой странице, кивком указала мне на дверь, куда я выходила пятясь, не переставая кланяться.

 Курс молодого бой..., то есть родителя, был, по-моему, с треском провален.

И одна только мысль утешала: как хорошо, что я преподаю не в этой школе.
«Армейская дисциплина», длившаяся у сына до девятого класса, задачу свою не выполнила. В десятом он сбежал в другую школу. А всё потому, что Тамара Ивановна считала, что «тупее учеников только их родители».
И тут с ней не поспоришь.
 ______________________________