Почему Донбасс-не Украина!

Вячеслав Третьяков Китаец
22 января исполнится 99 лет со дня важного исторического события- подписания «Акта злуки», которое фактически считается свидетельством о рождении 1 украинского государства. Об этом доцент кафедры политологии и правоведения ГОУ ВПО ЛНР «ЛНУ им. Т.Шевченко» Дмитрий Крысенко.
«Знаки и символы правят миром, а не слово и закон», – сказал Конфуций. За 2500 лет, минувшие с того момента, мировая история подтвердила идею великого китайца о том, что человек (поскольку является в большей мере существом эмоциональным, чем рациональным) мыслит образами. Или символами. И символы эти могут обретать самую разную форму. Есть среди них и такие, которые имеют форму «красных дней календаря». Даты эти могут быть народно-любимыми и неизбывными (как 23 февраля и 8 марта), так и искусственно созданными и навязанными. К числу последних принадлежат и «красные даты», разработанные в кабинетах украинского правительства. Искусственным, впрочем, является и само украинское государство, потому, создав его в 1991 году, новые власти испытывали серьёзные сомнения по поводу лояльности новых граждан – бывших советских людей, говоривших и мысливших, в большинстве своём, по-русски. Примечательным является и день независимости Украины – 24 августа – годовщина Варфоломеевской ночи. «Украину мы создали, теперь бы надо создать и украинцев», – было тогда сказано. С этой целью была разработана (точнее, адаптирована из книг, напечатанных в канадских эмигрантских центрах) новая мифология (идеология), составляющими элементами которой были:
· испоконвечность «украинского народа» (вопреки тому, что само это название было растиражировано на южнорусских землях только в начале ХХ в., а до тех пор местные люди называли себя «русинами» и «малороссами»);
· извечная борьба «украинского народа» за собственное независимое государство (вопреки тому, что идея национального государства и народного суверенитета родилась и утвердилась только в XVIII–XIX веках);
· извечная тождественность западной и восточной ветвей украинского народа и его стремление к политическому единству.
Итак, именно о единстве (мнимом и реальном) в контексте сегодняшней даты – 22 января – несколько слов. В атмосфере «бурлящего котла» идей, в который обратилась Российская империя в начале ХХ века,
узким кружком авантюристов (при щедрой финансовой поддержке властей Австро-Венгрии, нацеленных на развал противника) была придумана идея обособленности южнорусских земель и их «нерусскости» – «украинскости». В результате отречения Николая ІІ от престола и погружения России в хаос, реализация этой идеи значительно упростилась. Однако «отцам-основателям» Украины – С. Петлюре и М. Грушевскому пришлось считаться с петроградским Временным правительством, согласившимся передать им (и то, лишь в форме автономии) только три губернии из девяти, на которые были выдвинуты претензии. Да и сама Украина (УНР) весь 1917 год мыслилась его создателями лишь как автономия в составе обновлённой Российской республики. Примечателен тот факт, что в период Гражданской войны власть Киева на землях, полностью оказавшихся под его юрисдикцией в 1991 году, распространялась очень короткое время (апрель-ноябрь 1918 года) и исключительно при опоре на войска кайзеровской Германии. Оккупировав южнорусские земли, немцы провозгласили на них «Украинскую державу», изгнав прежнее правительство и утвердив «марионеточного гетмана» – П. Скоропадского.
Именно с Германией и её союзником – Австро-Венгрией (точнее, их поражением в Первой мировой войне) был связан дальнейший ход событий. Дело в том, что с 1772 года один из регионов древней Киевской Руси – Галичина – находился в составе «лоскутной империи». О своих русских корнях галичане никогда не забывали, называя себя «русинами» и связывая надежды на будущее исключительно с Россией. Однако в начале ХХ века с помощью репрессий против пророссийски настроенных жителей (десятки тысяч которых были заключены в концентрационные лагеря) и создания партий, проповедовавших идею украинской исключительности, в общественном сознании произошёл перелом.
Крах Австро-Венгрии в конце 1918 года предоставил галичанам возможность самим решать свою судьбу, и выбор был сделан в пользу собственного государства – Западно-Украинской Народной Республики
(ЗУНР). Ситуация осложнялась тем, что на их земли претендовала и гораздо более мощная Польша, с которой пришлось воевать новосозданной Галицкой Армии. В таких условиях глава ЗУНР Е. Петрушевич лихорадочно искал внешней помощи. Обещание такой помощи было дано С. Петлюрой, находившимся в оппозиции к оставшемуся в Киеве после ухода немцев Скоропадскому. Поэтому вышло наоборот – спасать пришлось самого Петлюру, на выручку к которому пришли галицкие войска, в конце 1918 года захватив Киев и восстановив УНР. Парадоксальным образом, две Украины уничтожили третью.
Однако поляки продолжали наступать на Галичину, и её руководство очень рассчитывало на поддержку петлюровцев. В свою очередь, последние предлагали ЗУНР присоединиться к УНР на правах широкой автономии. Именно в таких обстоятельствах 22 января 1919 года произошло объединение («злука») двух Украин. Акт «злуки» был торжественно провозглашён в Киеве на Софиевской площади. Отныне ЗУНР провозглашалась автономной Западной областью в составе УНР.
Правда, радость новых властей омрачало то, что киевляне, наблюдавшие за этим, не испытывали особенного восторга. Большинство из них симпатизировало или белым, или красным, а Петлюру и его «хлопцев» считали обычными разбойниками, явившимися в Киев пограбить.
Имело ли это объединение фактические последствия? Нет, лишь эмоциональные. «Злука» произошла лишь на бумаге. Ни армии, ни правительства двух стран на деле так и не объединились. Не были ликвидированы даже пограничные посты на официальной границе, проходившей по реке Збруч. Оказалось, что «восточные украинцы» (малороссы) и «западные» (галичане, русины) предыдущие несколько сот лет жившие жившие в разных государствах, имели мало общего. Умозрительная «единая Украина» тогда так и не состоялась.
Дальнейший ход событий напоминал трагикомедию, или, скорее, фарс. Петлюра воевал с красными и белыми и не хотел воевать с поляками.
Петрушевич же, ненавидел поляков, а с красными и белыми, наоборот, предпочел бы заключить союз. Именно так и получилось: Галицкая Армия, потерпевшая поражение у себя на родине, и в полном составе оказавшаяся на Киевщине, несколько раз переходила на сторону белых и красных. Подобное поведение объяснялось тем, что здесь они чувствовали себя в чужом городе и чужой стране, и воевать за «Соборную Украину» смысла не видели. В свою очередь, Петлюра также предал своих бывших союзников, заключив с поляками военный союз и отказавшись от прав на земли Галичины.
Таким образом, «злука», оказавшаяся на деле «декларацией о намерениях», закончилась «разлукой». Реально, а не эмоционально, украинские земли были объединены в 1939 году – в составе Советского Союза. В недалёком будущем эти земли будут снова объединены, но уже в исторически обоснованных границах России и под правильным названием – Малороссии и Новороссии.
Беседу провел Вячеслав Третьяков