Русский авось

Петр Панасейко
                Одноэтажное кирпичное здание школы в селе Берёзовом построили ещё в 1900 году. Одновременно посадили и школьный сад, стараясь подражать Летнему Саду в Петербурге. За сто лет  деревья выросли. Да так, что из-за них не видать  стало саму школу.

                При Советской власти за садом смотрел учитель по труду, а по совместительству – садовник. Деревья, как и люди, имеют недостаток: со временем стареют. Также они и болеют, превращаясь, по сути, в трухлявое дерево. На их место сажают новые. Однако всё это осталось в прошлом, когда исчезла навсегда не только власть Советов, но и социализм уступил место дикому капитализму.

                Первого сентября 2000 года с началом нового учебного года в сельской средней школе появился новый директор Максим Михайлович Моисеев. Тридцатипятилетний педагог до этого занимал должность завуча в школе соседнего села.  Почему он уехал с родного села, где родился и вырос, и куда вернулся после окончания педагогического вуза, особым секретом не было.

                С первой женой-учительницей он расстался год назад и женился на учительнице с Берёзовки. К ней и переехал. Сделал это, надо отметить,  своевременно. Накануне директор Берёзовской школы ушёл на заслуженный отдых, и районные школьные власти предложили ему возглавить «осиротевшую» школу (прежний руководитель возглавлял её ровно пятьдесят лет). Уходя, тот просил преемника следить за школьным садом, как за своим. Особенно не «обижать» берёзки.

              Несмотря на обещания, Моисеев не очень обращал внимание на сад, его интересовала успеваемость учащихся и количество золотых медалей, получаемых ими. Более того перестал доплачивать учителю труда, смотрящему за насаждениями вокруг школьного здания.

           Шли годы. После очередной морозной зимы весной несколько берёз не зазеленели как обычно, а стали сохнуть. Первой тревогу забила жена директора:
           - Максим, пригласи необходимых работников, чтобы убрали безопасным способом эти три усохшие берёзки. Пока они не упали на голову учащимся.
           - Что ты говоришь, Маша? Ты же знаешь, что сейчас никто просто так ничего не делает. Везде нужны деньги и только деньги. Это в советские времена я приглашал в школу шефов, и они, как миленькие, делали всё что требуется. Но тебе, Машенька, спасибо, за информацию, завтра же я приму соответствующие меры.

             Завтра наступило. Меры состояли в том, что учитель труда обнёс территорию вокруг указанных берёз с учётом их высоты специальной лентой. Рядом появилась табличка, предупреждающая всех, что подход к деревьям запрещён.

             Однако «принятые соответствующие меры» не понравились председателю родительского комитета Степанову:
              - Не шути, Максим Михайлович, детям твоя лента и табличка «до лампочки». Сруби эти берёзки и посади новые.
              - Согласен! Собирай деньги с родителей, и берёзок ты этих не увидишь. Посадим новые.
               - Нет, дорогой товарищ, так не пойдёт. Ты – директор, требуй деньги в районе. Иначе за последствия будете отвечать вместе.
               - Что вы все ко мне пристали с этими берёзами? Они сто лет стоят, и ещё столько же простоят. Завтра же свой «БМВ» буду ставить возле них. Можете спать спокойно.
               - Не шути, Максим Михайлович, и не надейся на «русское авось». Лучше убери трухлявые эти берёзы. И тогда сам сможешь спать спокойно.

               На этом они расстались. Утром сын Степанова вместо стола учителя всё глядел в окно, чем насторожил учительницу Моисееву:
               - Вася, скажи нам, что интересного ты увидел в окне?
               - Интересней, Людмила Павловна, и быть не может. Посмотрите сами.

               Подойдя к окну, женщина ахнула, увидев автомобиль мужа, оставленный поблизости от спорных берёзок. Вечером она стала упрашивать его, больше этого не делать. Ибо в случае, если дерево упадёт на транспортное средство, умышленно оставленное в небезопасном месте, страховая компания просто откажется возмещать вред владельцу. Но муж с доводами жены не согласился:
               - Перестань паниковать, Маша. Прежде чем поставить туда свой автомобиль, я берёзы осмотрел: они вполне простоят ещё пару лет. А там мы их и уберём «с глаз долой».

              Наступила очередная осень. Начался новый учебный год. В один из дней, несмотря на то, что по радио сообщили о возможном сильном ветре в ближайшие дни в районе, автомобиль директора школы оказался на старом небезопасном месте.

             Ближе к обеду Моисееву пришлось прервать урок математики и выбежать на улицу спасать свой «БМВ».  Увы! Было слишком поздно: берёза, упавшая под натиском ветра, фактически разделила автомобиль пополам. И что самое страшное, не поперёк, а вдоль. В связи с чём, транспортное  средство восстановлению не подлежало.

            Члены родительского комитета во главе со Степановым пришли к единогласному мнению: директору дешевле обошлась бы порубка и вывоз со школьного двора трёх старых-престарых деревьев, чем покупка нового автомобиля. Сын же председателя комитета всё допытывался у отца, почему их директор понадеялся на авось, а не приказал срубить представляющие угрозу для окружающих деревья? Тот, подумав, ответил: «Как тебе сказать, сынок, ваш директор – русский человек, а в России давным-давно привыкли надеяться на авось, то есть, с расчётом на случайную удачу. Но её может и не быть».

21.01.2018 г.

Фото из Интернета