письмов ред. лит

Константин Савинкин
                Здравствуйте, товарищи.
Я  хочу  высказать  своё  мнение  о  статье  41, четвёртого  раздела  проекта  «Основ  уголовного  законодательства  Союза  ССР  и  союзных  республик».  По-моему, следует, пора  отказаться  от  смертной  казни  как  высшей  меры  наказания  за  любые  преступления, предусмотренные  пунктом  первым  данной  статьи.
Какие  аргументы  я  могу  привести  в  пользу  этого.
Во-первых, мы  провозглашаем  человека  главной  ценностью, и  в  то  же  время,   узаконенное   уничтожение  человека, хотя  бы   только  в  особых  случаях, даёт  повод  усомниться  в  нашей  искренности,  и  провоцирует  появление  не  менее  веских  мотивов  для  уничтожения  человека  или  надругательства  над  ним  в  согласии  со  своими  внутренними  законами. Разумеется, рассуждения  человека  перед  совершением  преступления  не  часто  бывают  столь  мучительны, как  у  Родиона  Романовича  Раскольникова. Однако  подобие  его  умозаключений, чаще  всего  нечёткое, а  иногда  лишь  подсознательное, свойственно  каждому  и  каждый   имеет  перед  своим    духовным  оком  пример, кто  - Наполеона, кто  -  Гитлера, кто  -  Сталина, кто  -  Пол  Пота, а  кто  и  статью  уголовного  кодекса. А  таких  узаконенных  примеров  быть  не  должно  впредь, имеющиеся  же  в  прошлом  должны  осуждаться, как  античеловеческие.  Человеку  с  детства  надо  преподносимые  ему  моральные  постулаты  подкреплять  наглядной  невозможностью  их  несоблюдения.
Во-вторых, юристы  говорят: когда  эффект  привыкания  к  наказанию  выше  эффекта  самого  наказания, то  кара  не  достигает  цели, даёт  результат  обратный  желаемому.  А  выше  ли  будет эффект  наказания -  смертная  казнь  -  эффекта  привыкания  при  столь  опошленном  понимании  жизни  и  смерти, какое  мы  имеем. Если  совесть  и  душа  - химеры, то  не  смерть, а  жизнь  превращается  в  наказание.  Печально, но  и  вера, и  наше  атеистическое   «якобызнание», являющееся  верой  наоборот, всё  поставили  с  ног  на  голову.
Превратили  человека  в  ничто.  Одни  веруют, другие  «якобызнают».
«Ибо  абсурдно».  Да  разве  ж  смерть  -  кара  преступнику, глумление  над  жизнью  и  стремление  к  смерти  превратившему  в  алогично  выведенное  и закреплённое  раз  навсегда  кредо  прозябания!?
Некоторые  учёные  считают: и  алкоголизм, и  наркомания  не  что  иное, как  неосознанное  стремление  к  смерти. Именно  подверженные  этим  порокам  люди  - основные  носители  преступности.
В-третьих, мы  не  думаем  об  исполнителях  приговора. Я  уверен, это  сплошь  искалеченные  души. Даром  такое  не  проходит. Особенно  когда  впоследствии  выясняется  невиновность  осужденного. Примеров  и  в  нашей, и  в  зарубежной, я  думаю, практике  более  чем  достаточно.  Одного  этого  аргумента  должно  бы  хватить  для  отмены  смертной  казни  - это  уже, в-четвёртых.
И  по  всему  по  этому  я  предлагаю  начало  статьи  41,  четвёртого  раздела  записать  так  в  окончательной  редакции  «Основ…»
Исключительное  наказание  - пожизненное  заключение  в  колониях  для  преступников  лишь  данной  категории.
Предчувствую, найдётся  достаточно  желающих  упрекнуть  меня  в  пустопорожнем  умствовании. Мол, так  ли  ты  заверещишь, когда  тебя  коснётся. Может  быть, заверещу  безобразней  кого-либо. И  всё-таки, убий  и  не  убий,  не  совместимы.  Я  никому  не  желаю  стать  ни  жертвой, ни  преступником, ни  палачом. Уверен, знаю: предложенное  мной  уменьшит  число  первых  и  вторых  (со  временем)  и  враз  исключит  третьих.  Тысячелетия  уголовной  практики  опровергли  принцип  око  за  око, однако  не  убедили  и  в  необходимости  подставлять  правую  щеку  после  удара  по  левой.  Но  как  будто  ничего  похожего  ни  на  то, ни  на  другое  я не  сказал.
Во  фразе  «Казнить  нельзя, помиловать»  мы  должны  договориться  ставить  запятую  перед  последним  словом, без  каких  либо  исключений. И  только  так  добьёмся  правовой  грамотности.
                Константин  Савинкин.
19 декабря  1988  года.
 (письмо  отправлено  в  этот  же день  в  «Литературку»).
__-----______---------