письмов ред. лит

Константин Савинкин
              Уважаемые  товарищи, здравствуйте.
В  «Книжном  обозрении»  №45,11  ноября  1988  года  я  прочёл  статью  Поэля  Карпа  «Смятение  и  звуки».  Он  пишет  в  четвёртом  разделе  статьи:  «Писатель  находит  своих  читателей, но  и  читатели  находят  своего  писателя».  Соглашаемся.  Ниже  читаем.  «И  пусть  его  (Пикуля В.С.  -  К.С.)  история  вовсе  не  такая, как  была  на  самом  деле, чего  его  невежественные  читатели  обычно  знать  не  могут, самая  иллюзия  доступного  понимания  истории, а, значит  и  современности, привлекает  истосковавшихся  по  нему  людей».
Отношу  это  на  свой  счёт  и  на  счёт  всех  неискушённых  в  вопросах  истории.  Однако  послушаем  людей, которых  в  этом  нельзя  упрекнуть.
«Он  делает  очень  полезное  патриотическое  дело. Я  бы  сказал, что  его  романы  сыграли  немалую  роль  в  нынешнем  усилении  тяги  к  истории».  Б.А.Рыбаков, академик.
«Будучи  профессиональным  историком, я  крайне  критически  отношусь  к  любому  труду  по  истории, научному  или  художественному. В. Пикуль  является  самым  документально  точным  историческим  романистом  из  всех  крупнейших  представителей  этого  жанра. Я  лично  проводил  научную  проверку  его  романа  «Фаворит»  и  могу  ответственно  засвидетельствовать, что  он  не  только  не  уступает  по  точности  научным  монографиям, но  превосходит  их  в  этом  отношении. Что  касается  недостатков, о  которых  порой  говорят  некоторые  мои  уважаемые  коллеги-историки, то  они, конечно, есть. Имеются  и  некоторые  неточности. Но  их, пожалуй, не  больше, а  меньше, чем  в  некоторых  научных  монографиях  или  диссертациях». Н.Н.Молчанов, доктор  исторических  наук.  Стр.90,92  «Роман-газета» №14, 1988.
Это, во-первых. А  во-вторых,  дело  ли  литературных  критиков  предъявлять  претензии  к  документальной  стороне  художественного  произведения?  Пикуль -  писатель, и  потому  «невежественному  читателю»  важен  критический  анализ  литературных  достоинств  и  недостатков, написанного  им, а  не  подобные  смехотворные  упрёки. 
Повезло  Льву  Толстому, что  он  не  современник  Поэля  Карпа, а  то  и  ему  досталось  бы  за  батальные  сцены, а  ещё  больше  за  карту  поля   боя  при  Бородино, вводящую  в  заблуждение  читателя  романа-эпопеи  «Война  и  мир».  Пишу  я  вовсе  не  для  защиты  В.С.Пикуля, тем  более что  он  в  вряд  ли  нуждается   в  опекунстве  некоего
Савинкина.  От  критиков, подобных  Карпу, вреда  ему  немного.
Пишу  единственно  для  защиты  естественного  права  любого  читателя  читать  ему  угодное, чтобы  не  быть  невежественным.  Нам  можно  и  нужно  подсказать, но  не  бездоказательным  назиданием, а  толкованием  толковым  (тавтологии  не  избежать, ибо  толкование  и  бестолковым  бывает). И  потом, разве  есть  такие, что  читают  только  Пикуля?  По-моему, и  сам  Карп  кое-что  ещё  почитывает. Но  он  очень  беспокоится, что  миллионы  читателей  не  сумеют  отделить  зёрна  от  плевел  и  так  и  умрут  в  приятном  заблуждении  с  «занимательной  примитивизацией  исторического  бытия»  под  подушкой.  Нет, Карп  совсем  не  запрещает  пропускать  книги  Пикуля  к  читателю, он  выдерживает  стиль  статьи  в  духе  времени, позволяющем  каждому  «сметь  своё  суждение  иметь», он   пишет:
«Чтобы  предотвратить  духовный  ущерб  от  подобных  сочинений, надо  не  править, не  «улучшать»  авторов  и  тем  паче  их  не  запрещать, а  выпускать  и  другие  книги, идущие  навстречу    потребностям  читателей, но  более  близкие  к  истине  и  к  искусству».
А  кому  дано  знать, что  и  к  чему  ближе? Нельзя  исключить  и  такой  мысли: наши  истины  ближе  к  искусству, а  искусство  ближе  к  истине.  Мы  же  все, без  исключения, смотрим  на  мир  и  на  себя  в  нём  очень  неодинаково, да  и  видим  очень  редко  одно  и  то  же.
  И  если  «невежественный  читатель»  станет  прислушиваться  к  этаким  наскокам, то  что  он  будет  читать?  -  Одни  эти  рекомендации.  Лев  Толстой  не  любил  Шекспира, Тургенев  - Достоевского, Твардовский  -  Маяковского, Маяковский  - Александра  Безыменского («морковный  кофе»), Станислав  Куняев -  Высоцкого, Поэль Карп  не  любит  Пикуля.  Тот,  у  кого  память  такими  фактами  гуще  засеяна, назовёт  множество   подобных  примеров.  Что  ж  нам  остаётся?  Изучать  максимы  Карпа?  А  вдруг  «духовный  ущерб»  увеличится?  Тем  более  что  мы  не  знаем  отзыва  Евгения  Евгеньевича  Сазонова*   о  нём.  Однако  вернёмся  к  статье.
«Обоснованные  упрёки, которые  критика  адресует  Пикулю, справедливей  адресовать    его  читателям, которым  не  терпится  получить  упрощённые  объяснения  сложных  исторических  событий  и  явлений». Корче  говоря, читатель  представлен  олухом, способным  только  запоминать, но  не  сопоставлять, не  думать. Автор  в  таком  случае  либо  гений, пробившийся  сквозь  неописуемый  мрак  нашего  сознания  (Карп  далёк  от  таких  выводов), либо  подобие  своих  убогих  почитателей  (Карп  и  с  этим, по  видимости, не  согласен:
«…он  если угодно, бунтарь, и в  этом  его  сила»).  Но  другого  ничего  не  выведешь  из  приведённого  высказывания.  Да  и  не  в  ярлыках  дело.  Мы  не  берёмся  судить  «выше  сапога», мы  жаждем  критики, товарищи  критики.
                Константин  Савинкин.       19  ноября  1988  года.
*некто вроде Пруткова, прописан на 16 стр. "Лит.газеты"
(Письмо возвратили под надуманным предлогом.Цитирую "Л.Г. не публикует...отклики читателей на выступления других печатных органов.Подпись А.Дангулова" - Почти уверен, она родственница С. Дангулова, пописывавшего в те времена прозу."Ну как не порадеть родному человечку"
Будет врать-то, господа.