Критиковать или просто читать?

Наталья Сурнина 2
    Я внесла  предложение на одном из собраний лито при ИжГТУ  «Прикосновение»: использовать формат панегирика для  вечеров, специально посвященных одному автору.  Как филологу откликаться на призыв выступить с критикой на самодеятельных авторов?  Конечно, умолчать об ошибках невозможно: если  ударение в слове нарушает орфоэпическую норму, его необходимо исправить , но   тогда и строчку надо поправлять, переделывать, иначе ритм нарушается.  И я убеждена, что делать всё это надо до публикации. Это работа корректора и редактора. Это не критика.  Для критики нужен материал. Если создан художественный мир, есть герой со своим миросозерцанием, - можно садиться за статью об авторе. Какая же может быть критика на пару стихотворений, да еще в коллективном сборнике, где все авторы вносят плату за публикацию?   Не всегда возможен критический разбор и тех  сборников, которые авторы самостоятельно готовят к печати, не  проходя  никаких обсуждений в кругу компетентных людей. И целью издания поэтической книги часто являются далекие от литературы  задачи, а иногда это просто   один из способов самоутверждения.   Что же тут критиковать? Разве что  отсутствие   редакционных коллегий…   
     По поводу  отношения филологов к  стихам,  которые звучат в литературных клубах или литературных объединениях нашего города.  Мне кажется, авторам давно пора взрослеть.    Ну что вам чьи – то мнения? И даже дипломированные? Вы же знаете, почему пишете, для кого, о чем.  В многотомном исследовании своего времени - романе «Былое и думы»  Герцен писал: «Видеть  себя  в печати – одна   из самых  сильных  искусственных  страстей  человека, испорченного  книжным  веком.  Но  тем  не  менее решаться на  публичную  выставку  своих  произведений – нелегко  без  особого  случая.» Будем считать таким «случаем» творчество моих друзей и знакомых, постоянную работу над любимыми книгами.Так чего искать оценок, «разборов», критики,  вступительных статей?  Помните, у Пушкина: «Ты царь, живи один». В чем смысл   оценки филолога? Для юного поэта – ожидание благословения на поэтическую дорогу. Вы не юны, дорога давно определилась,  половина её пройдена, вы профессиональным   литератором, который  пишет и одновременно работает в журнале, издательстве, на ТВ и радио и проч.,  не станете - такой  путь не для вас.  Указать на «блошки?  Для образованного человека, находящегося  в среде людей высокообразованных, – это важно, я согласна,  текст должен быть подготовлен для рафинированного читателя.  Остается одно: услышать похвалы. Конечно, они нужны поэтам.  Но есть ли  живое существо, которое бы в них не нуждалось? Недаром русский народ говорит, что доброе слово и кошке приятно. Это питание для  творческой личности, это  подтверждение в   наличии творческих способностей, сомнение в  котором  всегда может возникнуть (особенно после критики).  Мне представляется,   (быть может, неверно?), что пишут, чтобы в точном емком слове, в художественном образе,  в сопоставлении с другими эпохами и  авторами   осмыслить, оценить, понять  то, что взволновало, что не отпускает, что задело душу, что вносит дисгармонию в  настроение. Это какая – то поэтическая терапия. Одни   едят что – то вкусненькое, заедая проблемы, другие  сидят с другом за бутылкой,   третьи   плавают в бассейне, четвертые  полтора часа по телефону  рассказывают маме – и т.д…. Вариантов тьма. Вы выбрали  творческий путь освобождения от  неприятных открытий  о мире и людях.  Вы высказываете всё – не собеседнику, противнику (врагу?), а   белому листу. Здесь вы откровенны, открыты,  мечом размахиваете, сносите головы, раздаете всем сестрам по серьгам. Еще и еще раз  вспомнив, что всё покроет  могила, что каждый  из нас имеет пусть другие, но тоже грехи,  вы заканчиваете стихотворение, не обязательно  это сказав прямо словами.  Вы свободны. Конечно, я (как филолог) высоко ценю то, что избран творческий путь, по моему мнению, высокий, не рядовой, тем более путь словесного творчества.  Но разве  такие стихи нуждаются в оценке?  Они выполнили свою задачу. Вы можете гордиться тем, что дано вам свыше писать стихи, что  волнует вас ритм и гармония, что  ложатся у вас слова не просто со смыслом и рядком, в размер, но   вы можете написать стихотворение. Этого вовсе не мало.  Человек вы разносторонне одаренный, в том числе немалым  житейским талантом. Это еще одна жемчужина в венце. Носите с гордостью.  Забудьте о холодности филологов.
     Друзья, наверно, у многих  сведения о русской критике замкнулись на имени Белинского. Быть может, есть в дальней памяти триада Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Обычно именно такие люди  имеют привычку сетовать на отсутствие критики в современной литературе. Быть может, вы захотите найти в интернете или в библиотеке работы крупных современных критиков. Именно о них  писал Павел Басинский:  «Критика есть. Умная, честная, методологически верная.  Но впечатление при этом создается такое, что  критика есть, е самого критика нет.»   Читатель, по мнению известного уважаемого литературного критика,    ждет просто совета, читать  ту или иную книгу или нет.
    Наверно,  не все представляют накал  литературной борьбы в современных журналах и изданных книгах, блогах и конференциях в интернете. Вот, например, Павел Басинский выведен Виктором Пелевиным под именем Бисинский в романе «Generation „П“»  и утопил его в дерьме («…мы видим сидящего над дырой худенького мужичка с похмельным лицом, украшенным  усиками подковой. …Мужичок поднимает взгляд  в камеру и говорит об особом пути России, Пушкине, Чаадаеве, Вяземском. В этот момент раздается громкий   треск, доски под мужичком подламываются и он обрушивается в яму». А еще он изображен  в  рассказе  Пелевина  «Краткая история пэйнтбола в Москве». Под именем Павло Басиня фигурирует в повести Владимира   Сорокина «День опричника». В свою очередь, Басинский изобразил Пелевина в «Русском романе» как модного писателя Виктора Сорнякова, автора книги «Деникин и Ничто»( понятно, что это «Чапаев и Пустота» Пелевина»)
      И друг на друга  писатели – критики пишут немало. Вот, например, список критических работ на произведения доктора филологических наук сотрудника Пушкинского Дома писателя и критика Евгения Водолазкина:
 Юрий Николаев. Водолазкин, Соловьев и Ларионов (О книге Евгения Водолазкина «Соловьев и Ларионов») // «Новая газета». — 2009. — № 123.
Татьяна Морозова. Стать Лавром (О книге Евгения Водолазкина «Лавр») // «Знамя». — 2013. — № 4.
Janet Fitch. The Russian Soul. Станислав Секретов. Ровесник века (О книге Евгения Водолазкина «Авиатор») // «Homo Legens». — 2016. — № 2.
Анна Маглий. Евгений Водолазкин. Дом и остров (О книге Евгения Водолазкина «Дом и остров, или Инструмент языка. О людях и словах») // «Вопросы литературы». — 2016. — № 4.
     Откуда берутся критики? С юмором пишет об этом Эрнест Хемингуэй в романе «Праздник, который всегда с тобой»:
-Послушай,  раз ты не можешь писать,  почему бы тебе не заняться критикой?
-По – твоему, стоит?
-Это будет отлично, - сказал я ему. – Ты сможешь писать, когда тебе вздумается. Тебя будут читать и уважать.
-По–твоему, из меня может выйти хороший критик?
-Не знаю, хороший ли.  Но критиком ты стать можешь. Всегда найдутся люди, которые помогут тебе,  а ты будешь помогать своим.
-Кому это – своим?
-Тем. С кем ты водишься.
-Ах, этим. У них есть свои критики….И ведь ничто  не помешает мне одновременно заниматься творческой работой.
-Ничто на свете. Разве что  требования,  которые ты будешь предъявлять в своих критических статьях,   окажутся слишком большими для тебя самого.
      Когда читаешь эти страницы романа Хемингуэя, то чувствуешь, что тяжесть  десницы  критиков  не раз  им была испытана.
      А вот как пишет о создании критических статей поэт 19 века:
…быстро пробежав докучную тетрадь,
Ты только мертвого, пустого одобренья
Наложишь на неё холодную печать;

И не узнаешь здесь простого выраженья
Тоски, мой бедный ум томившей много лет;
И примешь за игру иль сон воображенья
Больной души тяжелый бред
         Два тысячелетия тому назад о  назначении критики Гораций  писал:
Стану же должность бруска  отправлять я: сам  он не режет,
Но зато  он железо  острит. – Сам  писать я не  буду,
Но  открою  другим,  что  творит  и  питает  поэта,
Что  прилично,  что  нет, в чем  искусство  и  в чем  заблужденье!

      Я  не  критик,  я  внимательный  читатель.  Очень  многое  я  читаю  не  потому,  что  мне  нравится,  а  как   филолог,  для  литературного  кругозора,  в  том  числе и  то,  что  не  люблю  (это  читаю  особенно  внимательно).  Я   думаю,  что  каждый  читающий – свидетель  чуда,  уверенный  в том, что  вышедшая  в  свет  книга  всегда  будет  прочитана каждым  по – своему,  об  этом  писала Борису  Пастернаку  дочь  Марины  Цветаевой   Ариадна  Эфрон  в  одном  из  писем:  «Ты  писал,  как  ты  мог и  как  хотел, дай  же  мне  почитать  так, как  я  могу  и  хочу».  Я  против  деления  читателей  на  рафинированных  снобов  и  непритязательные  массы.     Кем  же  должен  быть  критик – апологетом  или  судьёй?  Заступничество, обращение  к  светлой  сердцевине  личности  или    снижение   ради  самоутверждения?   Уважение  к творческой индивидуальности  или стремление  к развенчанию  руководит  им?
        Начиная  критическую  статью ради  отыскания  истины,  не  забывают  ли  порой  о  том,  что  творческая  индивидуальность  не  поддается  определениям. Истерзанные  непониманием  критиков,  поэты  иногда довольно  едко  определяют  суть  их  статей,   как  сделал  это  Пастернак:  «Ясно,   что  это  наука,  которая  классифицирует  воздушные  шары  по  тому  признаку,  где  и  как   располагаются  в них  дыры,  мешающие  им  летать».    Великий  русский  поэт  Евгений  Боратынский,  стихи  которого, как  известно,  пестрят  самоопределениями  «я не  гений»,    «Не  ослеплен  я Музою  моею…»,   «Мой  дар  убог  и  голос  мой  негромок…»,  писал:  «Полезна  критика  строгая,  а  не  едкая.  Тот  не  любит  искусства,  кто  разбирает   произведение  с эпиграмматическим  остроумием.   Ещё  замечу,  что,  разбирая  сочинение,  не  одной  публике,  но  и  автору (разумеется, ежели  он  имеет  дарование)  нужно  показать  его недостатки,  а этого  никогда   не  достигнешь, ежели  будешь  расточать  более  насмешки,  нежели  доказательства,  более  будешь  стараться  пристыдить, нежели  убедить  сочинителя».   Можно  ли  в здравом  уме  принять  на  себя  такие  полномочия?  Поэтому:  я  не  критик! Мои  «почеркушки»  скорее  призыв к  сопереживанию.  Тот,  кто  умеет  быть  счастливым  над  книгой,  тот  обладает  истинным  сокровищем,  освещающим  жизнь.