Деревенские будни

Александр Чурсин 2
   “Хорошо в деревне летом, прилипат г….  к штиблетам, выйдешь в поле, сядешь с…. - далеко-о-о-о тебя видать. “ ;; ( народный фольклор, с народным же содержанием - слова из песни не выкинешь). Как говорится - Великий могучий русский язык! В своих произведениях я не использую слов неприличных, а тем более матерных, но порой, когда этого требует творческий замысел, без них не обойтись, хотя и в завуалированном виде (у многих наших классиков можно встретить подобную лексику). Тем более сие актуально, при описании повседневной деревенской жизни 80- х годов, 20 века, где-то на юге России, еще в бытность существования СССР.
   
   Когда наступали летние каникулы, то дети проводили их либо в пионерских лагерях( три рассказа находятся здесь https://vk.com/wall389303649_197 , https://vk.com/wall389303649_212 , https://vk.com/wall389303649_217 ), либо в деревне( первый рассказ о своей деревне я поместил сюда https://vk.com/wall389303649_245 ). Спасибо всем читателям, которые не остались равнодушными к этим сочинения, голосуя своими сердечками и репостами, а паче всего добрыми словами, оставленными в комментариях, которые чрезвычайно важны авторам и вдохновляют на новые свершения. Итак за дело…
   
   Утро в деревне совершенно не похоже ни на какое другое, хотя бы потому, что на часы обычно не смотрят. В городе просыпаешься от будильника, который хочется разбить, растоптать, кинуть об стенку, дабы не мешал досматривать сны в царстве славного Морфея - всем вам сие состояние знакомо. В деревне часы нужны, когда на автобус спешишь, или в магазин, чтобы в обеденный перерыв не попасть, ну и еще на работу в колхоз, и то не сильно за опозданиями следят, и все. Весь ритм жизни подчинен скотине, а та солнышку. Просыпаешься, обычно я спал на веранде, на большой железной кровати, а на дворе куры, утки - шум, гам и солнце вовсю светит. Когда бабушка будила своих внуков, братьев моих, когда в наш приезд они были в деревне ( часто то в армии, то в отъезде), она говаривала:”Хватит спать, солнце светит прямо в зад”. Выходишь во двор, а там вовсю жизнь кипит, все мечутся, и люди, и живность. Бабка вставала часа в 4 утра и начинались хлопоты: корову подоить, а потом с козами и овцами в стадо проводить, птицам пшена накидать, воды налить, теленка отвести ( его отводили на весь день за огород, где забивали колышек с его цепью в землю, и он кормился травкой по радиусу цепи, правда в обед ему приносили целое ведро всяких отходов, все то, что люди не доели) и людям завтрак приготовить. В  деревне основа питания - молоко, яйца, овощи, иногда мясо. На завтрак жареная картошка, яичница, молоко простое, простокваша , и сметана. Когда всему этому пекли блины, жарили в масле рогалики( как пончики, но по форме в виде буквы О, правда сплюснутой - до сих пор помню какие они были вкусные). Трапезничали в основном на улице - в кухне душно, да и мух до черта. Перед скамейкой ставился чурбачок, а на него прямоугольник из ДСП, вот и весь стол, а вокруг на табуретках или на тех же чурбаках оголодавшие люди, то есть я с отцом. И всегда компанию нам составляли нахальные, вездесущие куры, которые клевали с утра до вечера, разбредаясь даже за пределы двора и кошки, которых уже тоже кормили. После завтрака непременно нужно было посетить места не столь отдаленные - традиционная российская будка для медитативных размышлений была пристроена к задней стенке сеновала, со стороны огорода. Перемена питания с городского на сельское, переход на жирное молоко в неограниченных количествах, еще дня 3 создавало проблемы пищеварению. Однажды, баловства ради, я закрыл в этой будке бабушку - она кричит, а у меня свято ангельское выражение лица, сама безгрешность, которая огребла таки от отца свою порцию люлей. Когда бабушку выпустили она окрестила меня таким именем, что я запомнил его на всю жизнь. Бабушка шла и костерила меня, приговаривая:”Ах ты, срань колесная”, этот фантасмагорический образ навсегда запомнился мне - не дай Бог ночью приснится и станешь заикой ;.
   
   Чем заняться в деревне городскому пацану после завтрака, когда погода почти всегда ясная, обязанностей никаких ( гость, как никак),и впереди около 3 недель абсолютной свободы? Для начала нужно осмотреться, привыкнуть к новой, негородской обстановке вокруг, а таковой ее делает, в первую очередь, наличие шумящей, носящейся живности. Куры - самый многочисленный и неугомонный атрибут здешней жизни - носятся, квохчут и постоянно клюют. Они как городские голуби - никогда не бывают сыты. С утра до вечера снуют везде, роют лапками землю, выискивая провиант и присматриваются то правым, то левым глазом. Бегают они быстро и очень забавно. Однажды коту бросили потроха от зарубленной курицы, так он вынужден был прижаться к земле и впоследствии ретироваться, потому как целая толпа кур набросилась на требуху - никогда не думал, что они будут есть своих соплеменников. Яйца они могут снести и в своем родном курятнике, и на сеновале, и в козьем загоне - поэтому наличие яиц проверяли несколько раз в день, а они не чета магазинным ( крупные, желток почти оранжевый) - свежие яйца были всегда. Петушиное кукареку, звучало не только с утра, а практически весь день. Раз мне довелось поучаствовать в куриной казни - впечатлило. Тетя Наташа взяла миску с пшеном и рассыпала его себе под ноги, тут же примчалась стая кур и давай клевать, не поднимая головы. Выбрав подходящую, тетка хватает ее за бока и передает мне, а потом еще и вторую, которую держит сама. Куры, застигнутые врасплох, вначале присмирели, пытаясь осознать происшедшее, но поскольку ум у них куриный, то сей процесс не дал результатов, и лишь когда первой отрубили голову, со второй началась истерика - еле удержал. Тогда я впервые увидел, как обезглавленное тело, хлопая крыльями, подпрыгивает на траве, а одинокая голова открывает и закрывает клюв - сцена из фильма ужасов. Впоследствии туши замачивали в горячей воде, чтобы легче было ощипывать. Кстати, в тот же день я решил проверить реакцию кота на свежую кровь, притащил его к полену, на торце которого тетка орудовала топором, и абсолютно инфантильный, поначалу, кот, почуяв свежую кровь, превратился в кровожадного монстра, стал вылизывать и злобно мяукать - я был в шоке!
   
   Другими представителями птичьего мира, гораздо более малочисленными на нашем подворье, были индюки, утки и гуси. Несколько штук индюков, гораздо более крупные, чем куры, прогуливались ежедневно по двору, издавая забавные звуки и смешно тряся, как бы соплей под клювом. Также пара уток с утятами не спеша дефилировали туда сюда. Были еще и гуси, а вот они более агрессивны и я, когда был поменьше, получал от них своеобразные укусы ( они больно щипались клювом). Последними из птичьих обитателей нашего двора были ласточки, которые свили себе гнезда в хлеву, прилепив их к деревянной балке на потолке. Дверь в хлеву почти всегда была приоткрыта, да и в закрытом состоянии имела достаточные для вылета щели. Летают ласточки быстро, выделывая различные пируэты, особенно если заметят идущего по двору кота, то пикируют на него как истребители - бедный кот спешит ретироваться. Раз я, озорства ради, поднес к гнезду кота, тот сразу лапу хотел погрузить на кладку яиц - вовремя я успел оттащить этого котофея, а ласточки, все это время, кружили вокруг нас по хлеву и громко кричали.
   
   Обедали так же, во дворе, окрошку с кислым, светлым квасом или щи, хотя тетка упорно называла это борщом ( наверное местное наименование), хотя здесь напрочь отсутствовала свекла, непременный ингредиент обычного борща. Похлебка наливалась в большое эмалированное блюдо и мы его деревянными ложками с батей опорожняли ( железные ложки тоже были, но первое обычно ели деревянными, хотя и не очень удобно - она в рот не влазит). На второе жареная картошка, нарезанные свежие огурцы и помидоры, с подсолнечным маслом или сметаной ( майонеза, насколько я помню, никогда не было, также и макароны были не в чести, хотя домашнюю лапшу делали сами). На третье, традиционное молоко - оно там вообще везде и всегда, чай употребляли не часто, какао варили, а вот кофе не было - дефицит, особенно в деревне. После обеда я обычно вызывался отнести пойло теленку, благо идти недалеко, за огород, метров 200. Большое, литров на 12, оцинкованное ведро, наполненное остатками борща, хлебом, молоком, картофельными очистками, в общем сборная солянка, позвякивало в руке и звук его мигом поднимал на ноги, лениво лежащего и жующего ( они всегда жуют, потому и жвачные) телка, который тут же начинал мычать, словно боялся, что его не заметят. В считанные минуты он вылизывал дочиста все ведро, а когда вынимал из него голову, то часто дужка зацеплялась за маленькие рожки и наш герой начинал мотать головой в разные стороны, пытаясь выбраться из плена. Теленок любил, когда его гладили по вытянутой шее, в районе горла, правда ладонь сразу становилась жирной. Первый мой контакт с теленком, в осознанном возрасте, был очень забавным. Теленок начал по мне приближаться, чтобы познакомиться ;, а я испугался и побежал, а он за мной. Самое интересное то, что он был прибит за цепь колышком в землю, поэтому бежать мог только по кругу, но я, почему-то тоже бежал по его окружности, и лишь на втором круге осознал, что надо сойти - физический контакт животного и городского маленького мальчика не состоялся, теленок обиженно мукнул ;.
   
   В послеобеденное время у нас, как в Италии, фиеста. Захожу однажды в дом, в бабкину комнату, а там из-под кровати ноги торчат, я сразу не понял, а оказывается бабка любила бросить фуфайку под кровать и самой лечь на часок - другой, там прохладно и мух поменьше. Сам я мог поваляться на веранде, где и ночью спал, но непременно брал с собой кого-нибудь из кошачьих, кто не успел убежать. Вообще к малым сим я до сих пор не равнодушен, а тогда … Когда только приезжал в деревню, то ничего не подозревающие хвостатые ластились, давались на руки, добровольно ограничивая свою свободу, на которую я все более и более покушался, аки тиран - каждый день нужно было какого-нибудь кота потискать. К концу пребывания уже все кошачьи обходили меня стороной, от греха подальше. Вот и засыпал на кровати с котом, а то и с двумя, правда просыпался один - усатые благополучно смывались. Проснешься, потянешься, и еще долго валяешься, рассматривая замысловатый украинский  пейзаж на ковре : хаты, горшки на плетне, деревья - по телу разливается нега, истома и полный покой, ничего не беспокоит - состояние абсолютного счастья и безмятежности ( как сейчас этого не хватает ;). Кстати, почти на всех коврах были малороссийские пейзажи, а на телевизоре, в спальне, еще и небольшой барельеф с Богданом Хмельницким и датой Переяславской рады - 1654, год воссоединения Украины с Россией. Да и говор у нас в селе очень похож на украинскую напевную речь ( дома называются хатами, говорят не пойти в магазин, а пойти до магазина и т.д.), Воронежская область граничит с Украиной. Да и границы эти в то время - так, одна условность. Один народ, одна культура, одна история, одна кровь, одна Вера - в моем понимании, в тогдашнем СССР, Украина, Белоруссия и Россия, самые близкие друг другу республики, почти одно и тоже, а сейчас…!? Надеюсь, что все равно, рано или позже, вся эта националистическая мразь сгинет в небытие, а отношения с Украиной будут еще лучше.
   
   К вечеру сельская жизнь заметно активизируется, ожидается возвращение стада с пастбища. Я намазав кусок батона смородиновым вареньем ( таскал я такие бутерброды из кухни днями напролет, уж очень мне это варенье понравилось), отправлялся к дороге встречать скотину. Из-за поворота, поднимая клубы пыли, плелось стадо - в воздухе висело бесконечное блеяние и меканье - хозяева выходили встречать. Я всегда удивлялся способности наших полутора десятка коз и парочки овец знать, где их жилище. По дороге они еще неоднократно заруливали по сторонам, дабы пощипать листочки, как будто целого дня им было мало. Загоняя коз в хлев, тетка следила, чтобы чужих не было, а то иногда прибивались ( как она их определяла - опыт), коз закрывали, а я иногда подкармливал их яблоками, которые они смешно перебирая губами брали с ладони, смотря своими узкими зрачками. Если взять козу за рога, то можно с ней потягаться - наклоняешь ее голову в разные стороны, а она сопротивляется. Маленьким, я даже пробовал ее оседлать. Кстати, если козлята родятся зимой, то на первое время, их забирают в хату и устраивают маленький загон в подтопке, под тем местом печи, где готовят пищу в чугунках. Не успеешь управится с козами, как на подходе главная кормилица, ее протяжное мычание не заставляет себя ждать. Неспешно переваливаясь, с полным выменем, корова подходит четко на свое место ( за кухней), даёт себя привязать и ждет дойки - вымя полное молока, если не подоить, то может погибнуть. Тетка вначале обмывает соски, смазывает вазелином и надоивает целое ведро, под бдительным оком пары котов сидящих рядом. Они же сопровождают доярку с молоком до кухни и ждут своей доли. Парное молоко процеживают от случайного сора через марлю и часть перегоняют с помощью электрического сепаратора на сливки и обрат, который как молоко, только абсолютно лишен жирности. Его дают теленку, да и самим можно пить. Другие части оставляют для питья и сквашивания. Из сливок, в деревянной, цилиндрической ступе, совершая возвратно поступательные движения специальной взбивалкой с крестообразным концом, взбивают сливочное масло ( несколько раз видел этот процесс). Все убирают в погреб, а оттуда на следующий день достают уже холодненькое. Распределив всю живность по их местам обитания, садились ужинать люди. Разнообразия не много, чай не ресторан, жареная картошка с яичницей, молоко, блины, часто делали вареники с творогом, картошкой или с вишней, в общем голод никогда не грозил. Рядом с людьми лакали своё молоко коты, 4 кота вокруг одной миски и кошка с двумя котятами у другой. Помимо своих котов постоянно приходил кот соседский, у себя его почему-то  не кормили. Бабка с теткой еще какое-то время колготились ( суетились- мест. диалект) на кухне, а я отправлялся побродить перед сном. За кухней мирно жевала свою жвачку корова ( когда я ее увидел в первый раз, в малых летах, то назвал ее слоном ;, видать очень большой показалась), а рядом прижимался теленок, которого уже привели с выпаса. Обычно отвести и привести телка дело не сложное, он вполне послушен, я сам справлялся с этим, но один раз случилось приключение. За теленком ходил отец и они уже подходили к дому, как животное взбунтовалось… Он стал скакать, орать, хвост крючком и побежал, а отец его цепь держит, пробует остановить - тщетно, телок бежит и тащит за собой присевшего на корточки отца, прям как на водных лыжах за катером, только пыль столбом.
   
   Темнота быстро накрывала деревню, причем ночи были очень тёмные, источники света лишь окна домов и разумеется никаких уличных фонарей ( для деревни слишком жирно считалось). Селяне укладывались спать, перед телевизором задерживались редко, да и смотреть там особо было нечего, всего-то пара телеканалов, не то, что ныне. Помню раз перед телевизором засиделись мы с братом допоздна - я тогда первый раз посмотрел фильм ” Экипаж” и был впечатлен. А вообще телевизор часто был сломанным, поначалу меня это напрягало, а потом...я практически забывал о его существовании - других занятий было много. Вообще телевизор мои деревенские родственники особо не жаловали, лишь когда появились первые латиноамериканских сериалы ( “Рабыня Изаура” и т.д.) интерес пробудился на немного. Зато сильнее он был проявлен к телесеансам Кашпировского и Чумака - ставили банки с водой, различные крема, эскулапы заряжали все это, а народ лечился. Но очень скоро шарм новизны проходил и селяне возвращались к своим обязанностям.
   
   Вот таким был обычный летний день в нашем селе, где я проводил часть своих каникул. Но рассказал я вам далеко не всё, продолжение следует…
©                ( А.В.Чурсин)

P.S. Спасибо за Ваше внимание, каталог всех произведений, опубликованных ВКонтакте, со ссылками, здесь https://vk.com/wall389303649_505.