Летом в деревню

Александр Чурсин 2
  “Приезжайте лучше к нам, в Простоквашино,  на каникулы, и в гости, по выходным…”;;( из популярного детского мультика). Почти у каждого из нас было своё “ Простоквашино”, где мы с радостью проводили свои летние каникулы, чувствовали себя беззаботно и вольготно, окруженные любовью бабушек и дедушек, и не стесненные ограничениями своей обычной городской жизни. Итак, отправляемся по адресу , из классического Чеховского произведения: “На деревню, к дедушке…”

  После того, как многим читателям понравилась серия рассказов о пионерских лагерях( по хронологии выхода они размещены здесь https://vk.com/wall389303649_197 , https://vk.com/wall389303649_212 , https://vk.com/wall389303649_217 ), будет совершенно логично вспомнить и об еще одной альтернативе летнего отдыха - о деревне. При наступлении долгожданных летних каникул неизбежно вставал вопрос: “ Куда отправить детей?” Это в настоящее время, при наличии финансовых возможностей, можно ехать куда угодно и с кем угодно, а в советское время поездка в соц.страну или в Крым, была пределом мечтаний ( вояж в кап.страну даже во сне не предполагался), также можно было отправиться по туристическим, внутренним маршрутам, но все это предполагало отдых детей вместе с родителями. Одних же их можно было отправить, либо в пионерский лагерь, либо в деревню под опеку старшего поколения, и отправляли на месяц, а то и на все лето. Я всегда завидовал тем ребятам, у кого деревня располагалась в нашей области и куда можно было каждый год ездить, без проблем, а моя деревня была под Воронежем - особо не наездишься. Сколько раз мы с отцом туда ездили - не помню, точно помню, что последний раз в 1987 году, и точно помню, что в 1980 году был, а года других своих нескольких приездов из памяти извлечь не удалось. На днях зашел в интернет, и к удивлению своему обнаружил статью об истории нашего села, с очень оригинальным наименованием - Банное, сведений немного, но зато я посмотрел карту, вид со спутника, и увидел бабушкин дом - чувства нахлынули, я не был там 30 лет. Уже нет в живых бабушки Клавдии ( хотя она мне не совсем бабушка, она родная тетя моего отца, а мне  - не знаю, но я всегда называл ее бабой Клавой), и нет уже того СССР - колыбели всех нас, а в 2016 ушел из жизни мой отец, который напрямую был связан с Банным - он там родился и провел раннее детство, но я все равно продолжаю любить и считать эту деревню своей, давшей мне так много, хоть и не видел её так давно. Пришло время отдавать долги и хотя бы в публицистической статье, пущенной на просторы интернета, рассказать о тех сладостных мгновениях пребывания в деревне, которые уже НИКОГДА не повторятся.

  В самом раннем детстве, которое практически не помню, в деревню мы ездили и с отцом, и с мамой, но все остальные поездки были только с отцом. Добирались в течении полутора суток, на поездах, с пересадкой, а от станции еще и на автобусе. Из Горького, а именно так, дорогая молодежь, назывался наш город, отправлялись часов в 5-6 вечера на поезде “ Горький - Адлер” и ехали на нем сутки. С тех самых пор я полюбил поезда, дальние поездки, когда за окном по несколько раз в день меняется ландшафт и погода. В начале 20 века, вследствии процессов урбанизации, поездами из деревни вывозились огромные массы людей, чтобы потом, изредка и на время, возвращать детей и внуков, новоиспеченных горожан, к своим корням, чтобы помнили.  Вагон, с самого начала, встречает тебя с навсегда запоминающимся запахом титана, который впоследствии устойчиво связывается с железнодорожными путешествиями. Прощание с провожающими, обустройство на месте, знакомство  с попутчиками - и вот ты уже “мчишься”, мерно постукивая колесами, и ждешь традиционного появления проводницы с чаем. В поезде ехать интересно - новая обстановка и новые люди - душа отдыхает от привычного ритма жизни; одно плохо - целый вагон народа и всего 2 туалета, да еще и на остановках их закрывают, очень неудобно. Другим неприятным моментом, лично для меня, являлось невозможность вытянуть ноги и необходимость спать сложившись крючком.

  К вечеру следующего дня поезд прибывал на станцию Таловая, где мы ждали, аж до 2 ночи, проходящий поезд “Воронеж - Калач”, который и доставлял отпускников до станции Воробьевка. К приходу поезда подходил автобус, развозящий приехавших по деревням, наше село Банное было в конце маршрута. Целый час за окном мелькал однообразный пейзаж - луга, поля, холмы и низины, без резких перепадов, очень небольшое количество водоемов и почти полное отсутствие лесов. Дикое поле - так называли историки эти земли, считавшиеся подбрюшьем России, веками страдающими от набегов кочевников. Освоение их началось в начале 18 века, когда земли щедро жаловались царским вельможам: Бутурлиным, Трубецким, Воронцовым, но в основе своей крестьяне оставались государственными и не имели над собой власти помещика. Полным ходом земли эти заселялись уже при Екатерине, в конце 18 века, когда вследствии присоединения Крыма, была ликвидирована опасность с юга. По свидетельству историков, в 1835 году, 48 семей крестьян - однодворцев, положили начало селу Банное ( селом, наша деревня, стала называться после построения церкви, в конце 19 века). Само название села происходит либо от русского слова “ баня”, или является каким-то переосмысленным местным тюркским наименованием.

  Асфальт кончился - мы приехали, в селе асфальта в то время не было. Вообще, традиционно, дороги являются бедой России, а так ли это однозначно? Когда у нас в деревне проходил дождь, то дорога превращалась в такое месиво ( а в межсезонье еще хлеще и так по всей России), что подумаешь о бедных наших завоевателях, коих сия трясина планомерно засасывала, лишая всяческих сил и желания воевать. Так что, в этом контексте, дороги (вернее их отсутствие), являются щитом России, а сама Россия служит щитом всему миру, об который разбиваются все амбиции очередного “ Повелителя мира”. Создается впечатление, что как только среди властителей появляется очередной безумец, не угодный Господу, то Бог посылает ему мысли о мировом господстве, а значит обязательный променад по нашим просторам и …, остались от “козлика” рожки да ножки. ;

  Необыкновенной чистоты воздух, то первое, что встречает, а вернее сшибает с ног после выхода из автобуса, во всяком случае голова кружилась. От остановки до дома ( местные жители всегда говорят до хаты и нараспев, как украинцы, ведь Украина рядом и влияние ее неизбежно, и по культуре и по крови, так что в своих генах хохляцкий след я ощущаю) добираемся быстро, а во время нашего приезда в 1980 году, мы только вошли во двор, как из кухни выбежала баба Клава со своей невесткой и давай целовать да обнимать, как будто в окошко нас высматривали. И теперь немного генеалогии. Мне всегда хотелось, наверное и вам тоже, узнать про своих предков, выяснить свое генеалогическое дерево, но удалось немного. Мой прадед Гаврила имел 12 детей и свою мельницу, на которой работали без батраков, семьей, и которую отняли при коллективизации, хорошо, что еще не выслали в Гулаг. Баба Клава и мой дед, умерший от ран в госпитале во время войны, единственные известные мне его дети. Мать отца, моя бабушка, трагически погибла ( задохнулась в придавившем ее стоге сена, когда дергала траву для скотины), когда отцу было 3 года. После смерти моего деда и бабушки, их детей: отца, его брата, и двух сестер - отдали в детдом, и впоследствии отец оказался в Горьком, его брат в Светловодске, под Калининградом, а сестры в Муроме - вот так раскидывались многие семьи нашей страны. В деревне осталась бабушка Клава с сыном, неудачно выпавшим из грузовика насмерть, и его жена, тетя Наташа с детьми, моими троюродными братьями и сестрами. Трех сестер: Валю, Галю и Татьяну, вышедших замуж и живущих, кто в соседнем селе, кто в Воронеже, а кто и в ГДР, в месте базирования советских войск, я практически не видел, все контакты были лишь с братьями - старшим Виталиком и младшим Сашкой.

  А теперь несколько слов о нашем доме и дворовых постройках, возможно описание сего предмета выудит из глубины вашей памяти, дорогой читатель, драгоценные эпизоды вашего детства. Раньше все дома в селе были глинобитными, где-то в 60-х стали строить щитовые( каркасные) дома. Пол дома у нас занимал зал, а вторая половина была на 2 комнаты - спальню и проходную бабушкину. К дому была пристроена летняя веранда с крытым крыльцом. Минуя крыльцо, где оставляли обувь, попадаешь на веранду, в правой части которой была устроена комната ( 2 кровати, сундук, маленький столик и стул, стены и потолок оклеены пленкой - вот и все ее убранство), а в левой кладовка. Заходя в дом, попадаешь в проходную комнату бабушки ( вешалка, высокая металлическая кровать, стол и буфет), прямо по курсу спальня ( 2 кровати, стол и тумбочка с черно белым телевизором), а направо зал ( диван, шифоньер, сервант и стол). По центру дома, влезая своими боками во все комнаты, господствующе располагалась русская печь, с короткой ( я туда не убирался) лежанкой в спальне и топкой с подтопком в комнате бабушки. Печь, потолок и стены побелены известью; окна и двери окрашены синим цветом; на коричневом дощатом крашенном полу, по всему дому, узкие, сантиметров по 60, полосатые половики; над каждой кроватью ковры, но не обычные, а из гладкого плотного полотна, вроде бы плюшевые, с красивым сельским пейзажем; в каждой комнате, в красном углу ( напротив двери) иконы, а на стенах большие застекленные рамки, усыпанные множеством маленьких фотографий ( деревенская традиция). Снаружи дом обшит вагонкой, пирамидальная крыша покрыта шифером, а веранда с крыльцом - железом. Вот так, дюже не богато, как у многих, выглядел наш дом в 80-х годах, прошлого века.

  Дом, окруженный с двух сторон небольшим палисадником, располагался в углу дворового участка ( все остальные постройки стояли по периметру участка, образуя приличный внутренний двор), перпендикулярно к дому было расположено, под одной шиферной крышей, зимняя кухня, баня, курятник, сарай - с отдельными входами из вне и глинобитными стенами, белеными снаружи и внутри известью. Следующая постройка, имеющая те же глинобитные стены и шиферную крышу, объединяла загон для скотины, сеновал и помещения для сельхозорудий и всяких железяк, и было построено под прямым углом к предыдущему. И, наконец, яблоневый сад, огороженный штакетником, располагался перпендикулярно к последнему строению, замыкая внутренний двор. За сеновалом раскидывался большой огород, а далее сенокосные угодья и луга, луга, луга - село заканчивалось ( наше домостроение находилось на перекрестке улицы Комарова, по обе стороны которой стояли дома односельчан и дороги, уходящей в луга, за деревню). Со стороны улицы, закрывая двор от любопытных глаз, вдоль сада и до палисадника, тянулся глухой, высокий, дощатый забор с воротами и калиткой.

  Электричество в село провели в 60-х годах, а вот газ был привозной, в баллонах ( сейчас уже построен газопровод), и питал обычную газовую плиту, стоящую на кухне, на всякий случай была и электроплита, а в печи летом готовили редко. Вместо  холодильника был вырыт погреб с глинобитными стенами, где всегда было холодно. Там хранили: овощи, соления, варения, молоко и т.д. Воду доставали из колодца, вырытого в саду, воротного устройства, так что понятие “водопровод”, означает: достать воду из колодца, перелить в ведро и принести куда надо. Так, что захотелось постирать, в баню или просто умыться - бери ведро и таскай, а нужно горячую - еще и грей. Наверное многие из сегодняшней, “ рафинированной” молодежи, и не справятся с этой проблемой, будут, по привычке искать кран, а его и нету! Наверное уже поколение моего отца, вырванное войной из деревень и раскиданное по городам страны, уже не могло быть полностью адаптировано к сельской жизни, хотя и наведовалось время от времени в родные места, то что взять с тех, кто сюда и дорогу не знает...Приедут и будут беспомощно глазами хлопать и тыкать в свои гаджеты. ;

  При Хрущеве селянам стали выдавать паспорта, а то раньше и уехать никуда не могли, а при Брежневе стали платить пенсию - бабушка получала 40 рублей. Источниками дохода помимо зарплаты в колхозе ( колхоз расплачивался и продуктами), были выращивание и сдача на мясо телят и поросят. Также занимались изготовлением и продажей пуховых платков - стригли коз и овец, пряли пряжу. Платки довольно выгодно продавались в райцентре и ближайших городах.

  Вот в такую необычную обстановку я попадал, когда далеко не каждый год мог вырваться из города и поехать в деревню, на родину отца. В следующий раз я поведаю о различных эпизодах сельской жизни.

©                                               (А.В.Чурсин)

P.S. Спасибо за Ваше внимание, каталог всех произведений, опубликованных ВКонтакте, со ссылками, здесь https://vk.com/wall389303649_505.