Отзыв о повести Михаила Анчарова Сода-Солнце

Инна Ермилова
                Возвращение к себе.

Всё началось с задания выполнить творческую работу по мотивам произведений Михаила Анчарова. Умом я понимала, что это поможет мне подняться в литературном творчестве на ступеньку выше, поэтому, без особого энтузиазма правда, прочла сборник Михаила Анчарова. Он включал повести: «Этот синий апрель», «Теория невероятности», «Золотой дождь», «Сода-солнце».

 Повесть «Сода-Солнце», жанр которой Михаил Анчаров определил как фантастическая, изначально не впечатлила меня. Более того, мне был совершенно не понятен финал произведения. Удивительно, но со временем я почувствовала желание перечитать книгу внимательнее, с карандашом в руке. При повторном прочтении появились некие смутные догадки, возникло желание поделиться своими мыслями.  А совсем недавно прочла в одной статье высказывание о том, что если кому-то сложно читать настоящую фантастику, то виноват не автор, а интеллект читателя и порадовалась тому, что нахожусь на правильном пути.

В широком смысле фантастика – это целое отдельное направление в искусстве, главным отличием которого является нереальное допущение, лежащее в основе сюжета. Сам термин фантастика имеет древнегреческое происхождение и переводится как «искусство воображать». В литературе им принято называть направление, основывающееся на фантастическом допущении в описании художественного мира и героев. Этот жанр рассказывает о созданиях и событиях, которые в реальности не существуют. Образы часто заимствуются из фольклора и мифологии.
Общеизвестно, что любая мифология представляет собой некий набор мифов и символов, которые в форме метафор, аллегорий, иносказаний играют огромную роль в художественной литературе. Без понимания их языка невозможно понимание литературы и искусства. Ведь что такое символ? «Символ - намёк, отправляясь от которого сознание читателя должно самостоятельно прийти к тем же „неизречённым” идеям, от которых отправлялся автор». Думается, что именно по этой причине символизм характерен для творчества Михаила Анчарова.

 В повести «Сода-солнце» автор остаётся верен себе, он использует в повествовании символы, таким образом уходя от реальности или завуалировав её. Один из них – «солнце» присутствует в самом названии.  В большинстве культур - это основной символ созидательной энергии. Кроме того, я была поражена, что Анчаров, будучи атеистом (ведь в одном своём стихотворении он писал: «... мы по жизни брели безбожники, мушкетёры и сорванцы …» обратился к библейскому сюжету, причём очень тщательно замаскировав его в тексте: «По моим предположениям, письмо будет вскрыто несколько раньше…. Говорят, то же самое случилось с Евой…».

В дополнение к явным элементам фантастики в повести у меня родилась собственная версия того, почему Михаил Анчаров отнёс повесть к этому жанру. В своих рассуждениях я отталкивалась от утверждения автора: «…в каждом человеке живёт как бы два человека…». Я считаю, что это ключ к пониманию повести, которым я не смогла воспользоваться при первом прочтении.

Для воплощения своего замысла Анчаров делает центральными фигурами повествования сразу двух героев. Это Владимир Андреевич - учёный с именем в археологии и его давний сослуживец, в прошлом лётчик по прозвищу «Сода-Солнце»- дилетант в археологии. Существуют достаточно правдоподобные, на мой взгляд, версии, что прообразом героя Сода-солнце стал закадычный школьный друг Михаила Анчарова Юрий Ракино, который впоследствии пропал без вести на войне. Ведь Михаил Анчаров в интервью делился своими воспоминаниями: "Мы вместе с Ракино писали заявление на имя Ворошилова, мы были из разных военкоматов. Мы очень с ним дружили... еще по школе. Он на год позднее меня кончал, хотя был старше на год. Поэтому я год учился в архитектурном. А когда началась война, он попадал под призыв сразу, а я ушел из архитектурного. Мы написали письмо с просьбой объединить нас в одном военкомате. И мы проходили вместе комиссию. Летчиками хотели стать. Ну вот, он подошел, а я - нет. А когда я получил из своего военкомата повестку, а он из своего, то оказалось, что нас разнесло...".

Помимо этого у меня возникло собственное предположение, что герой Сода–Солнце -                воплощённая мечта двадцатилетнего Владимира Андреевича, «скромного технаря, помогавшего заносить хвост серебряной птички». И скорее всего, судя по портрету Сода–Солнце: «Худощавый, с близко посаженными карими глазами, удачливый в начинаниях и ласковый с девушками» - это воплощённая мечта самого Михаила Анчарова.

Как же происходит первая встреча героев? Вполне реальная история. Однажды поздно ночью одинокий путник вышел к костру археологической экспедиции да так и остался работать в ней. Новичок интересовался проблемой дьявола, причём не сказочного, а вполне реального. Конечно, ночные беседы, блики от костра способствовали разговорам о мистическом, неизведанном, в том числе и о происхождении, страшно сказать – дьявола. Ведь проблема борьбы Добра и Зла интересовала человека всегда.
Владимир Андреевич, погрузившись в невесёлые мысли, также размышляет об этом, наверняка зная, что дьявол спешит человеку на выручку в пору меланхолии. Недаром уныние считается смертным грехом человека. В такие минуты людские души распахнуты перед Сатаной, дьяволом или Люцефиром– по имени первой утренней звезды. Так как, по библейскому сюжету, во время пребывания в раю это был самый светлый и яркий ангел.  В тоже время как учёный-приверженец логики, пытается прогнать свои мысли, бросив фразу, думается мне, самому себе: «Оставьте нас всех в покое и идите своей дорогой…».
Я понимаю этот эпизод так - учёный запрещает себе думать о сущности дьявола. Прогоняет себя другого от себя же сегодняшнего. Здесь Анчаров создаёт два потока - действительного и ирреального бытия.
 
А что происходит далее? Вернувшись из экспедиции, археологи не без изумления обнаруживают ночного незнакомца в роли нового научного сотрудника.
Да не было никакого новичка! Я думаю, на самом деле это означает, что возвращение к своей ставшей привычной и не радующей больше работе, всколыхнуло у маститого учёного протест против    повседневной рутины и желание чего-то необычайно дерзкого, новых идей, подобно предположению Сода-Солнце об ученике Леонардо де Винчи.

Осмелюсь предположить, что ещё одно свидетельством моей правоты является экспедиция в Тургай, которая состоялась с целью проверки гипотезы Сода-Солнце. Туда, где учёный с именем проводил свои первые в жизни археологические раскопки, то есть здесь налицо возвращение к истоку, началу профессионального пути героя. В то время, когда он не страшился научных сенсаций.
Михаил Анчаров, избегая прямого назидания, создаёт образы, которые будят воображение, подвигают к размышлениям, что собственно случилось и со мной! К примеру, та странная находка учителя и ученика! Почему зеркало? Автор вновь вводит в повествование очередной символ. Зеркало как символ имеет те же характерные черты, что и реальное зеркало. Оно является символом воображения, а также сознания и его способности отражать реальность видимого мира. Философы ассоциируют зеркало с мышлением, поскольку оно является инструментом самопознания и отражением универсума.
 
В кульминации повести, следуя классике фантастического жанра, Михаил Анчаров прибегает к аллегории. Автор рисует картину ада как антипода рая. В этом, на мой взгляд, вновь просматривается едва уловимое возвращение к библейскому сюжету. Так кто же на самом деле змей-искуситель, пробравшийся в райский сад, как ни сама Ева- прообраз человека? Михаил Анчаров, прибегнув к фантастическому приёму утверждает, что самый страшный враг себе – сам человек, его помыслы и деяния.
В повести часто звучат минорные ноты:
"Выпусти соловья из клетки - он взлетит и упадет мертвый, сделав глоток неба."
«… он ушёл, оставив лёгкое ошаление и непонятную тоску;
«Я его теряю, на этот раз навсегда».

Владимир Андреевич пытается переосмыслить свою длинную творческую жизнь и понимает, что в ущерб истине совершено много ошибок в погоне за ложными сенсациями. И причина тому кроется в нём самом.
А как же надежда, которая всегда свойственна творчеству М. Анчарова, ведь она, как известно, «умирает последней»? Это произведение также не стало исключением в этом смысле.Рядом с реальным героем – учёным с пятидесятилетним научным стажем в самый драматический момент находится его любимый двадцатилетний ученик, у которого все научные открытия ещё впереди. И важно, что наставник как эстафету   передаёт ему своё самое главное знание о том, что так легко и заманчиво сбиться с верного пути, чтобы впоследствии прослыть научной знаменитостью.
               
                ***

С сожалением закрываю ставшую настольной для меня последнее время книгу Михаила Анчарова. Не исключено, что при следующем прочтении я открою в ней ещё что-то новое для себя, ведь я потихонечку росту.

 В заключение вновь хочется вернуться к запомнившейся цитате повести " Сода-Солнце":«…в каждом человеке живёт как бы два человека…».Фантастика Михаила Анчарова - это игра воображения; тончайший, как лезвие скальпеля, интеллектуальный инструмент; неординарный для своего времени авторский ход; способ соединить прошлое, настоящее с будущим в рамках небольшой, но удивительно ёмкой по содержанию повести. Считаю, что использование этого жанра позволило автору рассмотреть проблему Добра и Зла с высоты полёта (ведь недаром главный герой повести – лётчик)и в тоже время - изобразить её с точки зрения микрокосмоса внутреннего мира человека.В этом своеобразие данного произведения и загадка его. Поэтому читатель, который любит сложное чтение, неизбежно будет возвращаться к Анчарову снова и снова.

21.01.2018