Зов площадей. Глава 3

Леонид Бликштейн
1. Я закончил прошлую главу обещанием рассказать о тех радикальных изменениях, которые произошли в хлебном снабжении Франции в 1760х/1770х годах и о связях между этими переменами, проектом Просвещения, новой рыночно ориентированной экономической теорией физиократов и наступившей спустя двадцать пять лет Французской революцией.

2. Начнем с самих изменений. Лучше всего их описывает в своей книге, опубликованной в давние доперестроечные времена (1982 г.), американский историк французской хлебной торговли 18 века Стивен Каплан, наблюдения которого я использовал в прошлой главе. Поэтому предоставим ему слово.

“Идеальный для распространения идеи о голодном заговоре климат сложился в результате двух радикальных мер в 1763 и 1764 гг. , которыми королевское правительство отказалось от ответственности за выживание населения, которую оно несло с незапамятных времен. До тех пор монархия однозначно поддерживала политику снабжения зерновых рынков, в большой степени, как гарантию социальной стабильности (ср. ответственность римских императоров за снабжение зерном столицы империи и других больших городов ЛБ).

С тем, чтобы добиться чтобы зерно поставлялось на рынки регулярно, в достаточном количестве, достаточно хорошего качества и по цене доступной для массы покупателей, хлебная торговля подвергалась множеству мер правительственного контроля и регулирования. Этот “полицейский” надзор за хлебоснабжением являлся одной из главных забот властей на всех уровнях. “Либерализационные” законы 1763/1764 гг освободили зерновую торговлю, разрушив весь этот полицейский механизм во имя природных прав собственников и политической экономии, ориентированной на экономический рост. Королевское правительство тем самым разрушило свой неписанный договор с потребителями и обьявило, что отныне выживание является делом, о котором должны заботиться только они сами.

Либерализация привела к тяжелому кризису выживания, который превратился в общий социально экономический, политический, интеллектуальный и моральный кризис (Liberalization led to a severe subsistence crisis that turned into a general crisis, at once socioeconomic, political, intellectual, moral). Либерализация по своей природе имитировала ряд признаков нехватки хлеба.  Открыто поддерживая спекуляцию и более высокие цены, позволяя новым дельцам со стороны войти на рынок, разрешая ассоциации (“компании”), продвигая тайные соглашения, и запрещая полиции подавлять эти явления, которые до этого рассматривались как антиобщественные преступления, новые реформы привели к распаду системы хлебоснабжения.

По мере того, как рынки были предоставлены самим себе и цены росли, среди покупателей наступил панический ужас, который ухудшил дезорганизующие последствия либерализации. ...Углубляющийся кризис снабжения, принесший с собой экономический застой, безработицу и нищету, вызвал политический кризис на уровне низов и на уровне верхов.” (Kaplan, 1982, 52).

3. В 1770 г. итальянский мыслитель и экономист аббат Галиани опубликовал "Диалоги о торговле зерном", в которых обрушился на абстрактные теории либералов физиократов, утверждавших что свободный рынок обеспечит массы хлебом по доступным ценам за счёт исключения из процесса монополий и коррумпированных правительственных чиновников (о том, что такое негативное влияние чиновных взяточников было вполне реальным, а не выдумкой физиократов свидетельствуют события 1725 г. описанные в прошлой главе).

4. Произведение Галиани опубликовал его друг, редактор знаменитой Энциклопедии Дени Дидро, который под влиянием Галиани переосмыслил свою позицию и перейдя от идеологии свободного рынка к идеологии антирыночного демократического популизма, тем самым обозначил наметившийся разрыв между будущими жирондистами (учениками физиократов)и будущими якобинцами (выступавшими за жесткий государственный контроль над рыночными ценами ради выживания народных масс)

4. К полемике на эту тему подключились и такие крупные мыслители, как Тюрго, Кондильяк и Кондорсе и известные банкиры и экономисты, такие, как Жак Неккер, чья отставка с поста генерального контролера финансов, т.е. говоря современным языком министра экономики и связанная с ней отмена ограничений на рост цен на хлеб через 20 лет, в 1789 г. послужили одним из поводов к народному мятежу и к штурму Бастилии, начавшему Французскую революцию.

5. В следующих главах мы подробно рассмотрим доводы той и другой стороны в этом знаменательном споре. 



Примечания.

2. См. Steven L. Kaplan, The Famine Plot Persuasion in Eighteenth-century France, 1982, p. 52.