Воспоминание

Татиана Митрофановна Карелина
г. Суздаль 2004 год


Посвящается духовному наставнику
и собеседнику монаху Ионе

Потерять дорогого друга значит лишиться частицы своего сердца.
Я этого не знала до той поры, пока не ушел из земной жизни мой духовный собеседник монах Иона. Душа плакала о великой утрате.  Несколько дней чувство тревоги не покидало меня ни на одну минуту. Дни и ночи думала о нем и молила Господа простить и помиловать душу истинного подвижника благочестия. После девятого дня душа  моя  успокоилась надеждой на милость  Божью, в сердце  осталась  тихая грусть.
Надеюсь, что монах Иона праведник и Господь даст ему место в Небесном Царствии.
Наши встречи невозможно описать настолько они были трогательными и благоговейными. Мы долго не могли расстаться, стояли у ворот монастыря, не зная, что сказать друг другу для утешения.  Нам трудно было решить, кому первому выходить. Он говорил:
- Я должен тебя пропустить первой.
Я ему отвечала:
-  Вы монах, и я должна вам уступить дорогу.
Мы смеялись и, наконец, решили, что монах должен выходить первым. Затем, перекрестив меня, он возвращался в монастырь.
   Я всегда просила монаха Иону молиться обо мне и о моих детях.  Мы молились друг за друга искренне и просто. Хотелось хвалить его всегда. Но при жизни подвижника этого делать нельзя. Однажды я не удержалась.  В дни болезни отца Ионы написала стихотворение «Монах». Прочитав его, он смущенно оценил как хорошее, но только не о нем. Долго пыталась убедить, что вижу его именно таким благообразным старцем. Он не соглашался и твердил:
-Это не обо мне.
Тогда я дерзнула сказать:
-Отец Иона, смиряйтесь, не спорьте - это вы!
И он покорно замолчал, кротко переведя разговор на другое.
Здесь я употребляю имя старец, обозначая его преклонные года.
Старец печалился о своих сыновьях, которые живут за пределами России; о брате инвалиде, о своей бывшей жене, а ныне монахине Варваре. Он печалился обо всех кто приходил к нему за добрым советом и вразумлением. Я посылала к нему всех скорбящих. Отец Иона меня бывало и приструнит:
-Зачем, посылаешь ко мне, я ведь грешник необразованный?
 Однако не отказывал тем, кто очень нуждался в духовной помощи. Подолгу беседовал с каждым человеком, пытаясь понять причину его страданий.
Игумен монастыря благословил, чтобы подвижник благочестия общался с теми, кто нуждался в духовной поддержке. Сейчас хочется умолчать о тех бедах и препонах, которые обрушились на нас. Мы их не замечали по той причине, что наша дружба была сильнее скорбей.
Монаху Ионе было семьдесят семь лет, но никто его возраста не замечал. Душа подвижника была молодой и жизнерадостной. В монастыре он нес несколько послушаний, как надежный монах. Его больное сердце уже не выдерживало нагрузки, и он выразил желание уйти в затвор и принять Великую схиму. В затвор старец не успел уйти. Воин Христов пронес послушно свой Крест до конца.
Часто виню себя в том, что, находясь в его любви, забывала о болезнях и немощах отца Ионы.
Можно теперь представить, как любит нас Господь и как мы неблагодарны Ему. Отец Иона не мог жить без духовной любви. Он молился непрестанно. Я чувствовала, когда монах хотел меня видеть, и шла к нему. Старец улыбался, встречая меня, и говорил:
-Я молился, чтобы ты пришла.
   Однажды я не пошла, хотя и чувствовала, что он хочет меня видеть. Выйдя на улицу, я увидела, монаха Иону, идущего ко мне.  Он опирался на палочку и вел троих детей, которым надо было срочно помочь. Внутренне я укорила себя за непослушание.
Все наши встречи были полны духовного содержания и лишены празднословия. Важность каждой беседы ложилась на сердце трепетным воспоминанием.  Для нас обоих общение давало прилив бодрости и духовной радости, открывало много неизведанного ранее. Отец Иона признавался, что из наших бесед черпает для себя много полезного. Но я не понимала, что могла сказать полезного, для прожившего семьдесят семь лет старца.  Он всегда ждал встречи и общения и как-то особенно старался подчеркнуть, что это для него имеет большое значение.  Это меня смиряло и внушало глубокое уважение к нему. Было очень непривычно принимать такое отношение к себе. Через отца Иону, смиренного монаха, шло утешение  моим детям и мне.
Иногда мы спорили.  Старец, спохватившись, укорял себя и просил у меня прощения, а я у него. Он очень любил детей, обнимал и ласкал их. Молился за тех, у кого детей не было, исполняя просьбы бездетных. Однажды он сообщил радостную новость, что родился мальчик у тех за кого он молился. Супруги хотели сына. Одной женщине он сообщил обличительные подробности ее грехов, она была в ужасе, но благодарна за духовную помощь. Старец обличал с любовью и кротостью, поэтому было не обидно.
Однажды отец Иона пришел ко мне с великой радостью, сказав, что нашел причину моих скорбей. Он дал мне книгу афонского Старца Паисия, где говорилось об истоках зла и убедительно просил попытаться найти истинные корни бед. С интересом, прочитав духовные поучения Старца Паисия, я не нашла того, что искала. Однако была очень благодарна за книгу. Позднее мне попалась тонкая книжица, в которой я нашла то, что искала. Мы вместе размышляли о прочитанном и радовались находке. Монах был удовлетворен, что я осознала волю Божию о себе. Только сейчас пришло понимание, насколько снисходил к моим немощам старец.
    Наверно сейчас уместно вспомнить и о первой нашей встрече в храме монастыря. После службы отец Иона заговорил со мной, спросил:
-Что нового происходит в мире?
Пожав плечами, я ответила:
-Не знаю, хоть и живу в миру.
   Монах был прост, казался незаметным, обычным. Сам про себя подвижник говорил:
-Я не похож на монаха и мне часто об этом говорят.
   В монастырь он пришел в преклонном возрасте. Внешность его была  благообразной, черты лица благородные: добрые карие глаза, смуглое лицо, борода и черные, длинные с сединой волосы.  Роста выше среднего, худощавый, по-военному подтянутый. 
Отец Иона очень тепло и с пониманием воспринял мое творчество. Стихи он слушал, стараясь понять глубину написанного, иногда поправлял, просил изменить слово и, наконец, сказал:
-Ты должна писать обо всем, что происходит интересного в твоей жизни.
Однажды я попросила его молится о нас после смерти, когда Господь призовет его к Себе.  Он благодушно согласился.
Почти год он болел и был между жизнью и смертью. Все свои болезни переносил кротко и смиренно. Господь прибавлял месяцы его жизни за ту любовь, которую монах дарил всем. Мы приносили ему лекарства. Заботились, как могли.
При последней встрече, отец Иона выглядел очень болезненным. Однако старался спрятать свое состояние за обычной веселостью. Мое сердце тревожилось уже тогда, когда на обычную молитву у окна его кельи не последовало ответа «аминь». Просила братию открыть дверь, так как возможно у старца сердечный приступ. Но мои тревоги улеглись после того, как через несколько минут подошел отец Иона и успокоил меня.
Праведная жизнь монаха была для всех очевидна. Многие искренне скорбят о кончине отца Ионы. Но мы верим, что молитва старца не прекратилась.
Монах Иона подвизался в Свято-Васильевском монастыре города Суздаля и похоронен в монастыре, 12 декабря 2003 года.

Мой искренний единодушный духовный наставник и собеседник!
Господь призвал тебя в дни Рождественского поста, чтобы в светлые дни Рождества Христова, ты радовался вместе с Господом на небе, созерцая его лицом к лицу. Никто не сможет отнять этой духовной радости любящего сердца.
Я верю вместе с другими помнящими тебя,
 что наши надежды оправдаются, и ты подашь
из Вечности весточку своей любви к нам.
Во все дни своей многоскорбной жизни ты старался с кротостью и смирением исполнить святую заповедь:
«Да любите друг друга»
которую Господь наш Иисус Христос
дал для истинных христиан.
Аминь.