Зима в Твери

Станислав Тараненко
Зима все не начиналась. На Трехсвятской все также сидели портретисты, а старый трамвай, поменяв очередных хозяев, превратился в «крошку-картошку». Настроение было подстать погоде, средняя полоса и так очень даже дождливая, а затянувшаяся осень вообще влезла в декабрь. Мокрые вечно грязные улицы, серые здания, отражение огоньков новогодней иллюминации в лужах на дорогах, дед морозы  - короткими перебежками  с подхватыванием полов своих шуб по грязи и жижи - дворовых проездов. Небо свинцовым кожухом накрывшее город, сбрасывало, то колючий мелкий дождь, то ледяную кашу из снега с водой, все это роскошество небес сопровождалось резким ветром. Календарь показывал новогодние каникулы, и хотя настроения не было, приходилось искать хоть малые поводы, что бы к курантам быть с вдохновленным на будущий год лицом.
Уворачиваясь от потоков воды из под колес, пролетавших мимо машин -  чудом умудрился поймать маршрутку. День был тяжелым, и под конец вообще обрушился целый ряд проблем, которые ждали именно праздничных дней. В теплой маршрутке нашел местечко, устроившись поудобней, стал рыться в сумке в поиске кошелька.  Заглянув в вовсе отделы и отворив все молнии, пришел к выводу, что кошелек остался на работе. Помну, давал Сереге в долг пару сотен и кошелек так и остался лежать на столе. В спешке окончания рабочего дня совершенно про него забыл. Я прокричал водителю, что бы тот остановил  автобус и поднялся в порыве выйти, но в этот момент меня кто-то взял за рукав куртки. Я оглянулся на такое нахальство и увидел молоденькую девчушку. Она приветливо улыбнулась и протянула мне пару бумажных десяток, а на мой недоуменный взгляд, сказала, что видела, как я роюсь в сумке и пришла к выводу, что я забыл деньги…, она просто решила помочь. Я взял деньги, так как мне совершенно не хотелось возвращаться на работу, да и пока я искал кошелек, маршрутка успела довольно далеко отъехать от места моей посадки. Плюхнувшись обратно, на мною же нагретое сиденье, я поблагодарил девушку. Девушка оказалась тоже студентка, и едет так же с работы, как и я, только она ехала на день рождение к подруге, и в связи с замечательным настроением, и близостью нового года – она решила мне помочь. Тверь, а именно там происходили все эти события, город не очень большой, но довольно вытянутый и разбившая его надвое - Волга, делает автобусное сообщение довольно продолжительным. Иной раз с противоположного берега, в набережной видишь место, куда нужно попасть, но из-за особенности дорог и мостов… путь может занять довольно продолжительное время. Так и с моей поездкой за бесплатно по случаю доброты человеческой… вроде и рядом, а ехать на маршрутке около сорока минут.
Про тверские маршрутки нужно рассказать отдельно. Прожив в Твери, пять с лишним лет, я так до конца не понял на каком принципе и чем руководствуются составители и прокладчики маршрутов.   Помню мужичка, подвыпившего, с работы, пытались посадить в маршрутку, а он  криком орал на всю улицу  … -Не поеду!!!  Спрашиваем,  - Почему? Он в отказ, машет руками, кричит. По прошествии времени, выяснилось, что хотя маршрутка и ходит по кругу, мы его не в ту сторону  пытались посадить, а протяженность круга около двух часов! 
Практически все маршрутки идут по кругу, без конечных остановок. Круги такие, что за день водитель нарезает их всего три – четыре. Помню, занесла меня нелегкая  в незнакомый район, дело  вечером, смотрю, едет моя «2», я счастливый сажусь.  К тому времени я уже знал, что все маршрутки идут по кругу. Едем, вроде к центру, и смотрю  улицы знакомые, и вот уже волга замаячила где-то впереди, и тут маршрутка сворачивает на одном из очередных перекрестков и пошла прочь от центра. Я сижу, думаю, она сейчас, скорее всего вокзал зацепит, и в мои районы направиться. Но не тут то было. Смеркалось, зажегся свет в маршрутке, люди входили,  выходили, в пути я уже был примерно около часа. На переднем сиденье сидел молодой человек лет двадцати.  Он вошел примерно минут пятнадцать назад, и тоже явно был не в курсе, куда маршрутка едет. Он стойко не показывал вида, хотя пару раз кидал испуганные взгляды в наступившие ранние, зимние сумерки за окном. А за окном заборы становились все выше, а фонарей становилось - все меньше. Маршрутка выбралась в частный сектор, и, судя по видам из окна, шла по направлению к окружной питерской трассе. Я честно сказать уже устал волноваться и думал лишь о том, на сколько долго продлиться мое путешествие.  В конечном итоге вылезая на своей остановке, я глянул на часы и отметил про себя, что я еще хорошо отделался. Вся дорога заняла один час сорок семь минут.  В освещенном салоне отъезжающей маршрутки, я увидел лицо с потухшими глазами  молодого человека, впавшего в апатию.  У местных я потом пытался выпытать подробный маршрут этого номера, но никто точно так и не смог показать мне на карте, какими весями меня катали. 
Осень, плавно перешедшая в зиму, даже в последних числах декабря не хотела сдаваться. Сопливый нос не вылечивался, ботинки не высыхали и на душе было так же мерзко, как и на улице. День начинался с серых сумерек, тумана висящего в трамвайных и троллейбусных проводах. Серая гладь грязной воды в Волге сливалась с небом, трубами индустриальных районов  и глазами спешащих на работу людей. Даже новогодняя мишура и елки по площадям и в городском саду не смогли разбавить это беспролазной и не отмываемой серости. Прохожие, кутаясь в теплые куртки, прикрывшись зонтами, прятались за остановками от пронизывающего ветра.  Последний день уходящего года мало чем отличился от всех предыдущих, только народа стало на улицах больше, и на лицах читалось больше озлобленности и временами обреченности. Я, как и всем кто подрабатывает, а не работает – выпало «счастье» подрабатывать именно 31 декабря, единственным хорошим событием стало накрытие столов на работе, да крохотная сумма в конверте от начальства по случаю несомненного праздника. Пробираясь  через завалы людей перед маленьким рынком на бульваре,  я набивал пакеты всяким, вкусным к новогоднему безобразию. Безобразие должно было быть грандиозным. Нам на новогоднюю ночь оставался большой дом с пятью комнатами на первом этаже и двумя комнатами на втором. Хозяйка наша уехала к своей приятельнице в другой город, и весь дом был в нашем распоряжении. Мы с женой подумали и решили пригласить как можно больше народа. Студенты страсть, как любят хорошо отдохнуть, а по тому, когда мы кликнули в группе о приглашении всех желающих, в первый же день набралось более тридцати человек. Единственным условием для приходящих к нам гостей, было – карнавальный костюм и бутылка любого спиртного. 
Эх, молодость моя золотая!!! Я с таким удовольствием все это вспоминаю, с таким трепетом перебираю в голове.…  По рыночку я шатался довольно долго, народа обещалось быть много, и продуктов тоже надо было соответственно купить. Жена всячески помогала, и на подмогу, к ней, пришли три девчонки с ее группы. Весь обвешанный пакетами, немного хмельной после корпоратива,  с постоянным - «не забыть купить», передергиваемый звонками на телефон от жены, с дополнением к списку купить, я наткнулся на елочный базар в самой глубине бульвара.  В лужах и осенней грязи стояли последки предновогодней распродажи  лесных красавиц. У мелькнула мысль, купить елку. У нас правда в одной из комнат была елка с игрушками, гирляндой и звездой на макушке. Как всегда мой романтизм не дал мне спокойно пройти мимо. Поставив пакеты на землю я прошел вдоль куцего ряда с представленным товаром. Остались  только либо маленькие не больше метра высотой ободранные и тощие как анорексички,  или настоящие ели, высоты в два, а то и в три человеческих роста, они закутанные и перевязанные бечевкой лежали вдоль деревянной ограды, импровизированного  базара.  И я решился. Я подошел к стоящему неподалеку  мужику в костюме рыболова-охотника.  Выбрал самую большую, самую пушистую, самую огромную, и скромно поинтересовался стоимостью. Мужик скороговоркой, заученным текстом предложил взять две елки по цене одной. Я ему разъяснил, что мне две не нужно, да и одну мне тоже особо не нужно, но хочется порадовать себя в столь мерзкую погоду хоть одним атрибутом праздника.  Мужик назвал стоимость, потом померил шагами, сломал цену вдвое, а когда я грустно посмотрев на него, и взялся за свои пакеты, он с таким же грустным лицом сказал – Забирай даром, и с новым годом тебя.   Я честно сказать прибалдел от такого  щедрого подарка, и  пока мужик не передумал, поскоренькому решил  скрыться с глаз.
Но были две проблемы, первая – тяжелые пакеты с продуктами, а вторая проблема была в елке, длиной она была метров пять с лишним, в обхват не помещалась и весу была что чугунная болванка. «Беда вечная  со мной» как говаривала моя бабушка. Но сдаваться я не привык и взяв елку на буксир, и пытаясь идти по газонам, что бы не сильно ободрать, начал двигаться к дому. Помну две дороги проезжих, как переносил в начали пакеты, потом закидывал дерево на спину и сгибаясь в три погибели переносил. Потом пил с каким-то мужиком за новый год в дворике, через который решил срезать.  И наконец, добрался до нашего дома. По чести сказать, у меня кончились силы еще задолго, как я свалил пакеты с продуктами на крыльце,  я представлял себе, как меня будут искать и как найдут в объятьях елки…
к тому времени, когда я припер елку, гости стали уже приходить. Народец  делился на группы, часть, в основном девочки шли на кухню готовить и накрывать на стол, а мальчики топили огромный мангал для шашлыков, и боролись с лесным чудом, которое оказалось самое, самое, самое красивое и самое новогоднее которое мне приходилось видеть. По случаю того что на улице было очень сыро и холодно мы решили поставить елку в центральном зале дома. Потолки были в доме высоченные,  и мы не боялись сильно испортить красоту, отпилив у елки комель. Через час мы всей гурьбой наряжали, вешали гирлянды, сами мастерили игрушки из подручных средств. Две собачки, также принимали участие в всеобщем хаосе. Засевши под кроватью, они по очереди выскакивали и хватали за одежду, проходивших мимо, доставляло это им не меньше удовольствия, чем и народу, который всякий раз от неожиданности, подпрыгивали до потолка.  Салаты стаяли во всех возможных местах, нарезки фрукты, куда только можно было пристроить тарелку, везде делался фуршет,  в центральном зале стоял большой стол на нем строем стояли бутылки с алкоголем, и весь разный… все приносили кто, что мог, так водка соседствовала с мартини, а вино с самогонкой(подарок соседки по  улице) ближе к двенадцати все стали наряжаться в костюмы, на правах  хозяина  дома, я  единственный был без костюма, ну как без… у меня была большая треуголка символ императора!!!  Кого у нас только не было,  и снежинки, и белочки, и пираты, и доктора, и фокусник, и золотая рыбка,  железный дровосек в тщательно покрашенной серебрянкой - картонной лейке. Жена нарядилась в птеройда… ну так она себя назвала, это было типа ящерицы… карнавал был знатный, а если учесть, что знакомая принесла профи-грим… да еще и разукрасились мы все!!!! В двенадцать мы хлопнули десятью бутылками шампанского , разлили по стаканам, (фужеров на всех не хватило)  с криками, смехом двинулись к выходу. На улице у нас был заготовлен фейерверк. Распахнули дверь и обмерли не в силах пошевелиться, задние наседали, а мы, открыв рот наблюдали как, кружась в воздухе,  огромные - размером с ладонь - хлопья снега покрывают  ту старую, всю серую, грязную, прошлогоднюю землю….