Молитвы об Уме

Игорь Ко Орлов
Нас восхищают чудеса и красоты мира, наблюдаемые в нем.  Чудо же из чудес, данное человеку, есть ум - дивный подарок Божий. 

Умение видеть сокрытое, но важное, картину мира бОльшую, нежели видят глаза, испытывать озарения, верные догадки, различать правдивое от ложного, добро от зла, закономерное от случайного, правильно познавать мир, ставить верные цели и решать важные задачи – все это, порой кажущееся повседневным, не чудо ли по природе своей?
 
Бездонен океан познания: за каждой познанной волной, открывается новая, бОльшая, непознанная. Оценивая достижения и заблуждения человечества, вдумчивые люди замечают, сколь долгим бывает путь к решению, знанию. Порой находится оно не одним человеком, и даже не одним поколением людей. Просто кто-то довершает начатое другими.

Ума много не бывает. Жизнь ставит новые задачи, до решения которых еще надо дорасти. И ум – наш друг, светлый и скромный – дорастает; решения находятся.


В молитвах, этом чуде богообщения, есть, среди многого важного, просьбы и об уме. Ибо, коль Господь даровал этот дар, то и укрепить в нем может, и вразумить, как его правильно направить и применить. Потому и просим у Создателя.

Посыл не только в словах самих молитв, но и в светлых божественных мотивах души, которые Бог, смотрящий в сердце человека, видит прежде всего.

Разными бывают молитвы об уме. Услышим несколько историй об этом, которые, может, уже и знакомы. Не лишним будет вспомнить.


ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ.
Шломо (1) был сыном царя Давида от любимой Бат – Шевы (2), унаследовавшим престол его. Ему открывались непростые задачи правления…

 То было славное время объединенного Царства Израиля. Объединение страны и народа – всегда сила. Слава эта, кроме прочих, имела и духовные причины. Ибо царь считал себя ответственным перед Богом за свои деяния, и эпоху ту, недаром, называют эпохой теократической монархии. Царь людей есть Бог, царь земной лишь ставленник Его. Которого можно заменить, как например, первого царя Шаула (3), если тот осуществляет свою, а не Божью Волю.

Давид был помазан на царство, будучи родом из простых пастухов. Но не карьерные амбиции и борьба за власть привели его к царству, а сердце, любящее Бога и верность Ему. Кроме того, Давид оказался талантливым царем, поднявшим мощь своего государства и объединившим народ.

Однако, Давид, ставши царем, совершил и несколько нечистых поступков ради своей любимой женщины, Бат- Шевы: соблазнился, обманул и убил верного своего воина Урию, законной и любимой женой которого была Бат-Шева. 

Ни в этом сила Давида, нет.  Ни в том, что он пленился красотой женщины, и ради того, чтобы быть с ней пошел на преступления. Нет, ни в этом.
 
А во вразумлении и покаянии.

 Осознавши ошибочность своих поступков, посредством духовной помощи пророка Натана, не заявляя, что «я - царь, а значит мне все положено», Давид упал перед Невидимым, но Зрящим Господом и рыдал сердцем: «Помилуй меня, Господи, по великой милости Своей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…». Этот плач сердца, если его услышать в 50 Псалме Давида, будоражит душу слышащего и вызывает восторг силой покаяния.

Совершить нечистое может всякий, страсти в каждом из нас не слабые. Не просто бывает и уйти от последующего умного самооправдания, повышенной любви к себе, излюбленной веры в собственную непогрешимость. Но мелковато, хоть и широко распространенно.
 
А вот осознать разумом и покаяться сердцем -  сила сильных. (Не о ней ли просим в строчках молитвы: "Господи, даруй мне разум видеть мои прегрешения"?). Давид сделал это!

Бог, лишив его одного ребенка от любимой женщины Бат-Шевы, той, ради которой он совершил проступки, подарил ему второго: Шломо. От той же женщины.

Давид потерял и другого сына, Авшалома (4), рожденного от жены Маахи. Авшалом  восстал против него, царя и родного отца. Желая усмирить непокорного сына, Давид не хотел смерти его.  Давид, как любящий отец, милостиво простил сына, и приказал воинам своим не убивать его. Но те перестарались. Горестно плакал о потере Авшалома Давид. Он очень хотел, чтобы мальчик его остался жив. Настоящий отец! И как не вспомнить еще про блаженство милостивых.
 
Был милостив к Давиду и Господь, даровав ему  сына – Шломо, от любимой жены. Давид знал, по пророчеству Натана, что не ему, Давиду, очень мечтавшего об этом почти всю жизнь, а сыну Шломо дано благословение построить Храм во славу Господа в Иерусалиме.  Что тот и сделал. И главным наставлением Давида Шломо было держаться Бога всегда и твердо выполнять заповеди Его.

 Каково духовное наставничество отца сыну, умудренного опытом царя юному?


...Шломо вступив на престол после смерти Давида, видел сон дивный, что общается он с Господом и готов Тот исполнить просьбу его (5).  Шломо ответил Сущему: «даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?».

У Шломо была возможность просить, о чем угодно: о долгой жизни, о богатстве, о душах врагов своих.  Но он просил себе разума, чтоб уметь судить, молил об уме.

Не умно ли само такое желание и просьба?  А такое отношение к народу?

Восхищение вызвала у Господа молитва Шломо. Такая, духовно зрелая, просьба молодого царя, такое желание. Даровал Он Шломо и разум просимый, и много другого в придачу. Стал Шломо одним из мудрейших людей. Да, и богатейших тоже.

Услышим ли мы у МНОГИХ нынешних политиков и глав государств, от которых немалое зависит в мире, подобные молитвы об уме, осознанность и силу покаяния, такое отношение к своему народу?

Отчасти, потому, возможно, и не в славное время живем, а трудное.

 
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ.
Варфоломей родился в семье людей праведных, очень почитавших Бога. И то, что сам он был столь благодатным, в немалой мере, заслужено было верностью Богу со стороны его родителей – Кирилла и Марии.
 
Добрым и милостивым был мальчик. Да вот беда, грамота не давалась ему, не давалась учеба. Пытался читать написанное – не понимал смысла. Пытался пересказать прочитанное – не мог.

Горевал Варфоломей.

А в школе и того хуже. Дети-то ведь озорные, а по озорству и обидеть, и оскорбить могут. А каково чувствовать себя, когда одноклассники кричат тебе каждый раз: «Варфоломейка – дуралейка». Очень переживал Варфоломей. Да сделать ничего не мог. Не работает ум, и все тут, как его ни напрягай.

Оставалась одна надежда. На Господа.
 
Что можешь сделать сам – сделай. Что не можешь, а нужно, – попроси о том у Господа благословений и помощи. И получишь просимое, коль о БОЖЬЕМ просишь.
 
И Варфоломей просил. Долго просил. Но безрезультатно. Он все также плохо учился и не схватывал, не усваивал знания.

Совсем тягостно стало Варфоломею. Он очень хотел успевать в учебе. Очень.

Не умным перед другими хотел казаться Варфоломей, не СЕБЯ превозносить, а грамотным быть в жизни.

Каков мотив совсем еще юного отрока?!
 
И вот, однажды, он пошел разыскивать пропавших коней и встретился ему по дороге старец. Рассказал ему о своем горе Варфоломей. Успокоил его старец, помолился вместе с ним и отпустил с благословением, сказав, что получит тот просимое.

Вернувшись домой, Варфоломей почувствовал, будто пелена спала с его глаз: он стал разуметь, понимать, быстро читать. Это было просто чудо, рожденное долгой молитвой об уме.

Большим человеком стал потом Варфоломей, великим сподвижником земли Российской -  Сергием (6). И учителем - наставником очень многих других больших людей: и князей, и влиятельных бояр, и известных сподвижников. И на великую битву, положившую конец игу долгому и мучительному, земли нашей, войско благословил, и монахов – воинов в помощь дал.

Может быть и кто-то из тех, что когда-то в детстве звал его «Варфоломейкой – дуралейкой», приходил потом к нему, уже умудренному и прославленному сподвижнику Божьему, за благословением. Игумен Сергий не помнил зла, прощал и благословлял.

И сейчас, перед каждым новым учебным годом, учащиеся могут в Храмах послушать молебен об уме, обращенный к их Небесному покровителю, Сергию Радонежскому.  Когда ум светел - и учеба в радость.


ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ.
Ванька Сергиев родился в бедной и благочестивой семье в Архангельской области. С детства был добрым и отзывчивым пареньком, сочувствовал людям в бедах, мечтал, как вырастет и будет помогать нуждающимся, чем сможет.

Отец его – Илия, - не смотря на крайнюю финансовую нужду, очень хотел дать сыну образование. Ум, образованность всегда нужны человеку. Ум - это дар Божий, которым стоит дорожить и применять правильно. Илия нашел деньги и направил сына Ваню в Архангельское приходское училище.

Все бы хорошо, но учиться Ванька не мог. Хотел, но не мог. Как человек совестливый, он понимал, что подводит отца. Тот с трудом нашел деньги, чтобы отправить сына учиться. А сын, он, Ванька, не может.
 
Какова совестливость у столь юного парня? И каково горе, глубоко прочувствованное им?

Слышали бы мы плач Ваньки, видели бы его ночью молящегося Господу об уме!
 
Что мог еще поделать этот мальчик, который не способен был прочитать книгу, не мог понять смысл, не успевал по многим предметам из-за этого? Искренна, глубока, была молитва Вани Сергиева об уме. И долгой.

И даровано ему было просимое. Будто свет пришел, будто лампочка зажглась, будто с очей ума его сняли вуаль, увеличили резкость умственного зрения. Теперь ум заработал, ожил, засветился.

Ваня не только выучился грамоте, не подвел отца, но и закончил училище с отличием и без экзаменов поступил в семинарию, а затем, закончивши и ее с отличием – в Академию. Ваня продолжал учебу, которая давалась ему теперь просто, легко, с удовольствием.

Ваня учился всю жизнь свою и учил других, в чем сам был силен. Да и помогал людям существенно. Сколько приношений и пожертвований от богатых, влиятельных господ проходило через его руки! Одной рукой брал – другой даровал неимущим. И стал великим святым земли Российской, которого многие люди уважительно и с любовью звали отцом Иоанном (7). Смотря сейчас на фото его, замечаем ясный светящийся взгляд его глаз, свидетельствующий об уме и прозорливости.


Завершая истории и рассказ, вот, что напоследок.

Ум – дивный дар Божий. И коль помним о том, пытаемся использовать его по предназначению Божьему, да по мотивам души светлым, то и ум  светел, и созидаемое им. И молитвы о сем благодатны.



(1) Шломо (евр.) – (ударение на последнем слоге) имя царя Соломона (10 в. до н.э.). Имя переводится как «мирный», «цельный».

(2) Бат- Шева (евр.) –  любимая жена царя Давида – Вирсавия (греч). Имя означает «дочь клятвы»

3) Шаул (евр) – по - гречески звучит как Саул. Первый царь Израиля (11 в. до н.э.). Имя означает «одолженный у Бога»

(4)Авшалом (евр) – имя означает «царь мира». Сын царя Давида от жены Маахи из Хеврона.

(5) Эпизод, описанный здесь, рассказан в 3-й книге Царств Библии.

(6) Варфоломей – имя, данное при рождении будущему игумену Сергию Радонежскому (1314 -1392)

(7) Иоанн Кронштадтский (1829 -1908) – священник, настоятель Храма, духовный писатель. В 1964 году канонизирован в чине Праведного.