Эпилог

Катарина Эберманн
Начинать читать надо в следующей последовательности

1.  Меннониты-связь времён. Волга. Ам Тракт - повести,
И по возрастной до  Часть 31. 1867-1870 года - повести,
2.Азия /все части/

3. Депортация /все части/

4.Эпилог




«И Камня на камне не осталось.»

Быль иль небыль, но это не сказка,
Было всё! И колония точно была!


И Камня на камне не останется!
Есть такое словосочетание, оно звучит как предупреждение. Для колонии Ам Тракт это уже свершившийся факт! От неё не осталось и камня на камне!

Там в поле чистом, где хозяин ветер,
Пришёл обоз, и ожила земля.
Лишь млечный путь их труд отметил,
Обоз исчез, и жизнь исчезла вся.

А может всё мираж, и люди там не жили,
Не строили дома и не цвели сады.
И память ту они что сохранили,
Потомкам помнить нет нужды.

Ам Тракт.

Ам Тракт, так мои предки назвали свою новую колонию, которая расположилась вдоль «Соляного Тракта». Это был большой Тракт, по которому осуществляли транспортировку соли от озера Эльтон в глубь страны. По названию Тракта и сама колония получило такое название. Отведённая предкам земля находилась безводной, безлесной солончаковой степи. Заниматься там хлебопашеством считалось невозможным, но иначе смотрели на это сами менониты. Клаасс Эпп о скудной почве говорит, просто её надо культивировать.
Не зря он был награждён в Пруссии медалью, за заслуги в области сельского хозяйства. Свои знания он передавал соотечественникам и учил этих трудолюбивых переселенцев правильно обрабатывать свои новые земли. Без лишних, не всем понятных объяснений, он написал рекомендацию по обработке земли. Такой совет не сложно понять и не специалистам.
;Удобрение есть душа земли, чёрный пар даёт грунту культивирующую силу для истребления корней развивающихся в почве сорных трав. На этих двух факторах зиждется все земледелие степных местностей. Как воздух, солнце и дождь дают растению пищу и рост, так точно они действуют и на землю, если ее чаще разрыхлять. Если мы стряхнём с дерева листья, то помешаем его росту, а если повторим это чаще, то дерево может и совсем засохнуть. Ближнюю пашню можно удобрить навозом; возить же навоз на дальнее расстояние сопряжено с расходами и лишней затратой времени; поэтому дальнюю землю необходимо культивировать черным паром, т. е. распашкой и разбороновкой земли в течение лета два-три раза, чтобы сделать доступной воздуху, солнцу и влаге весь слой земли, в которой произрастает хлеб;.
С самого начала, с первых дней пребывания на новом месте, переселенцы взяли курс на планомерное, по-хозяйски целенаправленное распределение земли. Постоянные замеры, нарезка наделов проходила тщательную проверку. Вот поэтому, когда на распланированных участках появлялись спланированные постройки. Становилось понятным почему их постройки выглядели не так как в соседних русских посёлках, где дома пусть и добротные, но так не смотрелись. Менониты превращали свои участки в сады, и садили деревья перед каждым домом. они защищали от уличной пыли. Искусственный лес разводили и в конце полей, и окружали поля живой изгородью из красивого, но колючего боярышника, препятствующего скоту.

Степи Волги голодными звали,
Там одни лишь росли ковыли.
И не верил народ, они просто не знали,
Что поднять их пришельцы смогли

На глазах поднималась колония,
Ширь полей, готовых домов корпуса,
Сила духа, природы гармония,
Сотворила в степи чудеса.

Позабыли давно про землянки,
Церкви, школы готовы и ждут,
Не осталось бесхозной полянки,
Всё по плану, в порядке всё тут!

Основное причиной переселения была отмена в Пруссии воинской повинности, а правительство России гарантировало всем меннонитам и их потомкам освобождение от воинской повинности, на «Вечные Времена». И эта причина стала, по истине, тоже основной и при распаде колонии.
А потом прикрыли контору иностранных поселенцев, это тоже болезненно прошлась по меннонитам, а особенно не сильно состоятельным, которые от неё зависели.
Но так было не долго!
Ещё шли с Пруссии новые переселенцы, а с колонии уходили кто куда не нашедшие того что искали, что ожидали от новых земель. Уже в январе 1859 Клаасс Эпп-ст. (1803-1881) добился разрешения от императора Александра II на переселение на земельный участок у реки Кондурча в Уезде Самары. И в 1861 переселился туда сам и ещё несколько семей пошли с ним и стало то поселение называться Neuhoffnung (Alt Самара).
К середине восьмидесятых годов колонии были уже вполне жизнеспособными. Но в 1871-году колонисты лишились привилегий и оказались приравнёнными к русским крестьянам. В 1874 году было отменено освобождение от воинской повинности, что особенно задело немцев-меннонитов, поскольку служба в армии несовместима с принципами их вероучения. После обнародования нового закона 18 тысяч меннонитов выехали из России в Америку. Уже в 1874 году законодательство России ввело общую военную службу. Такие новости настораживали меннонитов. Они стали искать новую возможность, пытались найти какой-то способ, получить возможность обосноваться где-то и жить в соответствие с их верой. И таким местом должна стать Центральная Азия. И снова делегаты в Петербург, снова сборы в дорогу. И уже летом и осень 1880 года вагоны с менонитами потянулись в эту сказочную страну Восходящего Солнца. Три месяца пути, три тысячи километров проделали они, стремясь к цели. Они верили в написанное в книги Откровения, что там обретут рай. Но не все дошли до этого сказочного места, и не всё сбылось и там, где мечтали найти убежище и спасения. Предсказания Класса Эпп младшего оказались ошибочными, все славные ожидания возвращения на землю Иисуса, превратились в разочарования. Меннониты столкнулись с враждебно настроенными мусульманскими племенами. И не все и там остались. Кто остался своим трудом смогли организовать возможность жить там, но многие решились, и потянулись в неведомые дали.
В самой колонии с отъездом стольких собратьев, стали высвобождаться культурные и подворные участки. А так как меннониты на правах юридической собственности всей надельной земли могли продавать свою собственность только членам их общества. Вот приходилось просто за бесценок отдавать нажитое. Отсутствие конкуренции привело к тому, что участки продавать стало просто некому. И колонисты были просто вынуждены разрешить продавать участки другим меннонитам Поволжья. Этим воспользовались такие как братья Мюллер, они скупили почти все участки в Ханс-Ау, и фактически этот посёлок перестал существовать, а в другие заселялись все желающие.
Такое положение дел насторожило Правительство, и они посылают к меннонитам Генерал Адъютанта Тотлебен, Севастопольского героя. Он был наделён правом даровать меннонитам кое-какие льготы. И вместе с ним меннониты выработали следующее соглашение, получившее затем высочайшее утверждение:
;Меннониты отбывают воинскую повинность не в военном, а других ведомствах, в местностях преимущественно Новороссийского края и смежных с ним губерний: 1) в лесной страже Министерства гоc. имуществ; 2) в мастерских r. Николаева; 3) в пожарных командах; 4) при госпиталях гражданского ведомства; причём меннониты будут соединяемы в особые группы для предоставления им совместного совершения молитв по уставам их религий, а по окончании действительной службы, в случае войны, будут назначаемы лишь в те обязанности, какие они несли при состоянии на действительной службе, и всегда без ношения оружия вне района военных действий;.
Да поможет Господь Бог всегда и всюду исполнять священный долг мирного гражданина жертвовать всем за Царя и Отечества!
Во время войны 1914-1916 гг., когда все немецкое было в загоне и Петербург переименовали в Петроград, менонитские колонии также получили русские
названия:
Кеппенталь / Сурки, Линденау /Овражное,
Фрезенгейм /Суходольное, Гогендорф /Высокое,
Остенфельд /Порки, Меденталь / Гусевка и Гансау / Каменное.

Постепенно, и вроде, так не заметно происходили изменения в колонии. А колонисты шли в разные дали в поисках лучшей доли.

Долго предки бродили по свету,
На конях обогнули планету.
И на Волге, Кавказе, на море,
Было всё им и радость, и горе!

В неизвестные дальние дали,
Они бодро и смело шагали.
Кустанай, Кулунда, и Сибирь,
На земле не объятая ширь.

До Амура дошли спохватились,
Реки Азии схоже звучат-удивились!
Аму-Дарья-одну реку Азии звали,
Сыр-Дарья-там вторую так величали!

Нет не просто всё это- не верю!
Их обидеть, судить-я, видно, не смею.
Немцы шли в необжитые дали,
После них дали те оживали!

Не скитальцы они, не изгои,
На их долю досталось такое!
Всё что сами постигли, узнали,
Всем народам в пути познанья отдали!

Бог решил учесть предков так видно,
Пусть все это поймут и не будет обидно.
Слишком долго земля просыпалась,
И в забвенье пока оставалась!

Долго это понять не могла я,
Всё искала ответ- что за сила такая!
За какие им прегрешенья,
Оказалось- то, Божье решенье!

В октябре 1918 года на Волге была создана «Немецкая трудовая коммуна», а потом на её базе Автономная Республика Немцев Поволжья, провозглашённая в 1924 году. Трудолюбивые и самостоятельные немецкие колонисты, привыкшие жить зажиточно и независимо, изначально воспринимались коммунистами как «классово чуждые». Не говоря уже о немецкой интеллигенции, преимущественно имевшей дворянское происхождение. Уже с конца двадцатых годов против российских немцев начинаются репрессии. В начале тридцатых годов огромный ущерб немецким сёлам нанесло раскулачивание, повлёкшее за собой разорение хозяйств, высылку, а иногда и физическое уничтожение колонистов. Особенный размах репрессии приобрели в 1936-1939 годах, когда многие немцы были обвинены в шпионаже в пользу Германии, арестованы, сосланы или расстреляны. В конце тридцатых годов за пределами АССР Немцев Поволжья были закрыты все немецкие национально-территориальные образования– сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном языке стали обучать на русском. Партийное руководство наконец-то получило то, что хотело: документ с информацией о подрывной деятельности классово-враждебных элементов. Уже не стало сенсацией участившиеся посещения Колонии Ам Тракт всякого рода гостей в дорогих каретах и даже в очень обычных дрожках. Простых пролёток и дрожек стало больше, но пассажиры этого транспорта становились другие. Одежда их всё сильней и сильней настораживала жителей колонии, которые не меняли свои гардеробы и моды в течении всего памятного каждому времени. А гости были всё чаще в кожаных плащах, фуражках. И держались они как-то по-новому, казалось, что колонисты приехали к ним и не наоборот. Они не пытались слушать, а всё делали чтоб их слушали. Когда единую и не делимую менонитскую колонию раздробили так что трудно было понять, как теперь называется село и к какому уезду относится. Вроде и стоят дома на месте, а нет теперь у них новые русские названия и уездное правление новое и руководят ими уже не выбранные колонистами старшие и министры, а совсем из других мест и министерств. Так незаметно, вроде, а колонию разорили. Когда поток эмигрантов стал чаще покидать родные места, коммунисты распорядились провести серьёзное исследование положения в немецких колониях. Вести его было поручено И. Ф. Гебгарту, старому немецкому коммунисту, человеку умному и опытному. Неправильная оценка хозяйственного положения немецких колоний, как сплошь кулацких, привела в ряде районов к недопустимым перегибам. Все новые районы немецкого расселения захлёстывала эмиграционная стихия: Сибирь, Казахстан, Урал, Амур, Украина столкнулись с проблемой немецкого «исхода», но тогда эти зловещие планы не удалось претворить в жизнь. Такие планы ещё были и царского правительства, ещё тогда стоял вопрос о переселении немцев за Урал, но тем планам не получилось осуществиться. Большевики, провозгласив право наций на самоопределение, применяли в отношении немецкого населения России «классовый подход». А между тем жизнь в колонии Ам Тракт набирала обороты. Допустить в колонии зажиточных людей система не могла. Уже, наверно все стали понимать, что грядут другие, тяжёлые времена, и у этих времён будут не менее ужасающие названия. До них доходили слухи о зачастивших гостях и возможных переменах. И эти страшные и тяжёлые времена не заставили себя ждать. Их можно так разделить, как годы коллективизации, раскулачивания, депортация. Никак не могли привыкнуть колонисты к новым словам, таким как кулаки, коллективизация, но им очень скоро объяснили это на практике. Как-то по посёлку не торопясь ехала пролётка, в ней сидели молодая девушка и парень. Они что-то обсуждали, иногда приостанавливаясь, девушка всё время что-то писала в тетрадь, а молодой человек оглядывал местность что-то ей диктовал. Как потом выяснилось, они не заходили в администрацию и такой же вояж они проделали и в других посёлках. Потом была версия, что они проводили своего рода инвентаризацию колонии. Отмечали на их взгляд богатые и не очень поместья. Даже говорили, возле кого останавливались, к тем потом приходили.
28 августа 1941 года был издан Указ «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья». И за 20дней, с первого по двадцатое сентября 1941 года всё немецкое население Республики немцев Поволжья =, а также Саратовской и Сталинградской областей было погружено в товарные эшелоны и отправлена в места высылки. А за депортацией последовала Трудовая Армия.

И вот так на истории немцев Поволжья была поставлена окончательная ТОЧКА!

Трава такая- Перекати Поле.

Я их сравнила с перекати поле,
В степи растёт эта трава.
Травы такой там просто море,
Они детьми их собирали на дрова.

Трава росла и набирала силы,
Зелёным куст с весны стоял.
Но летний зной по вытянул все жилы,
А осенью и куст засох и лист опал.

Зимой их ветром с корнем вырывало,
И гнало по степи куда-то прочь.
И времени цвести кусту так мало,
Закон природы, тут уж не помочь.

Мне мама говорила, как они ходили,
Верёвкой преграждали путь.
Перекати Поле так ловили,
Топили печь, чтоб степью пахло чуть.

Трава такая- Перекати Поле.
Она была и есть, и будет так всегда.
История о предках, и в ней столько горя,
Не повторится там она уж никогда.

Там в поле чистом, где хозяин ветер,
Пришёл обоз, и ожила земля.
Лишь млечный путь их труд отметил,
Обоз исчез, и жизнь исчезла вся.

А может всё мираж, и люди там не жили,
Не строили дома и не цвели сады.
И память ту они что сохранили,
Потомкам помнить нет нужды.

Не приняла их степь, за то, что иноверцы,
Или за то, что с верою живут.
Они для местных были как пришельцы,
Да видно, их нигде не ждут.

Ушли бесследно сами или разогнали,
Америка, Манджурия- чужие им края.
Кто в Азию ушёл, кого в Сибирь, прогнали.
А жили ж раньше, как одна семья.

Гуляет ветер, по степным просторам,
Покоя ветру нету потому,
Кресты с могилок смотрят вслед с укором
Для них нет дела никому.

Могилы предков в этом подтвержденье,
И всё там точно не мираж,
Мы им обязаны своим рожденьем,
Их помнить- Долг, потомки наш.





Я рассказала вам о колонии Ам Тракт, колонии моих предков,
Полностью прочитать мою работу вы сможете страницах ПРОЗА, РУ

Начинать читать надо в следующей последовательности

1.  Меннониты-связь времён. Волга. Ам Тракт - повести, 13.08.2017 12:14
И по возрастной до  Часть 31. 1867-1870 года - повести, 28.11.2017 00:09

2.Азия /все части/

3. Депортация /все части/

4.Эпилог


Ваша Катарина Эберманн