О ревности с любовью

Евгений Смотрицкий
О РЕВНОСТИ – С ЛЮБОВЬЮ

По определению Бертрана Рассела, крупнейшего мыслителя ХХ века, «ревность, без сомнения, является особой формой зависти – завистью по отношению к любви. Старики часто завидуют молодым; когда это так, они способны на жестокость».

По большому счету, ревность – недостойная тема для разговора. Но поскольку есть такой феномен в нашей жизни, да еще приносящий столько огорчений, то наверное нелишне будет все же в нем разобраться. Как говорят философы – это один из человеческих экзистенциалов.

В чем абсурд ревности? В том, что она, как правило, беспочвенна. В противном случае это уже не ревность, а измена и справедливая реакция на нее другой половины. Но измена – тема отдельного разговора.
 
Справедливости ради необходимо отметить, что ревновать могут не только супруги. К сожалению, это разъедающее чувство присуще людям, образующим любые малые социальные группы. А разве дети не ревнуют маму к папе или наоборот. Что уже говорить о мачехе и отчиме, которые почему-то a priori рассматриваются как “похитители детского счастья». А ревность начальника к своим коллегам! Но нас прежде всего, безусловно, интересует ревность в отношениях мужчины и женщины.
Чем, собственно, плоха ревность? Много чем, это правда. Поэтому справедливо говорят, что ревность – это яд любви, тень любви, «чудище с зелеными глазами», «пережиток прошлого», наконец. Ревность – это посягательство на свободу любимого человека, ревность – это отношение к любимому как к собственной вещи, т.е. превращение любимого субъекта в объект. Ревность – это эгоистичная любовь-для-себя вместо жертвенной любви для другого. Ревность плоха тем, что унижает, унижает всех: супругов, детей, окружающих.

К сожалению, история столь богата, что в ней можно найти любые примеры. Не исключение и тема ревности. Вспомним хотя бы испорченные жизни Наполеона III, Авраама Линкольна, Льва Толстого. Постоянные придирки и скандалы отравили их семейную жизнь. Многие, наверняка, вспомнят что-то свое…
В жизни нельзя быть слишком серьезным, в том числе и в отношении к чувству ревности. Я, например, когда вижу удивленно-встревоженное лицо жены – мне приятно, ибо обо мне думают, что я МОГУ, и чувствую, что я все-таки дорог. Может я обольщаюсь, ведь не спросишь, но как хочется думать… Когда я вижу несколько превышающие норму знаки внимания ДРУГОГО к моей жене – опять мне приятно: мой выбор правильный, и не только мне она нравится. Речь, конечно, не идет о «тяжелом флирте», а лишь о том, что не переходит границ приличия.
 
Так или иначе, ревность можно сравнить с пряностями, которыми сыт не будешь, только отравиться можно, ежели в большом количестве, но в меру и определенным блюдам они придают особый аромат. Так и ревность, без которой человеческие отношения становятся пресными.


Газета «БВ», Днепропетровск,
№ 44, 15 июня 2000 г