Эхо из прошлого

Наталия Уралова
 
Жанр рассказа в прозе Евгения Лобанова

Некоторые писатели создают произведения безвременные и внепространственные, т.е. не привязанные к определенному времени и конкретному месту. К примеру, можно назвать роман Евгения  Замятина «Мы». У Лобанова тоже есть такие сюжеты, например, в повести «Вертушки часто не летают…»  Но большая часть его прозы ограничена пространственно-временными рамками. Нет, в тексте не указанны  даты или города, но какие-то детали, мелочи, движение мыслей отправляют нас к определенным временным отрезкам и  узнаваемой идеологии. Ощущаю его произведения привязанными к конкретной эпохе,  даже если они написаны уже в ХХI веке. В этом нет ничего плохого, ведь и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова тоже повествуют о конкретном времени, но эти книги уже стали классикой и свидетельством из прошлого. А вот Евгения Лобанова мне сложно воспринимать, как классика – он ёще относительно молод и полон сил, но художественной прозы, по его словам,  больше не пишет. «Литература не кормит», - говорит писатель на своей странице ВКонтакте. Его увлекают другие проекты. Как пишет С.А. Тимухин в книге "О людях хороших" (Екатеринбург, 2017 г., 196 с.) :  Лобанов «вносит свой вклад в решение поднятых им же самим задач: организует выпуск сборника рассказов для детей среднего и старшего школьного возраста "От тринадцати и старше" - Екатеринбург, 2007. - 128 с.; организует периодический выпуск международного литературного альманаха "Воскресенье", в котором является составителем и главным редактором (за исключением некоторых выпусков) и издателем; совместно с И. Воротниковым и Е. Извариной организует выпуск периодического критического сборника "Среда обитания", посвященного современной уральской литературе…Кроме всего прочего, он исследует родословную Демидовых, устанавливая фамильную цепочку из предков: Антюфеевы - Антифеевы – Антуфьевы». Не сказал С.А. Тимухин о музыкальном проекте «Нота на карте», задуманном и начатом вместе с Дмитрием Дегтяревым, и о  воспоминаниях «Следы ушедших» (Екатеринбург, 2016 г). Но это ничего не меняет. Суть в том, что взгляды и убеждения его  остались теми же, что и  прежде. Может,  это хорошо, но мне он, судя по его высказываниям,  видится человеком из прошлого, который считает, что литература ему что-то должна за то, что он для неё сделал.
Я познакомилась с Евгением Лобановым в 2011году в Литературном квартале. Кажется, это случилось в День города, в августе. В стороне от  мест для зрителей Евгений показывал кому-то  снятые им городские пейзажи. Тогда  только запомнила его имя и небрежно брошенные слова, что он уже давненько не занимается литературой. В следующий раз мы встретились на семинаре Юрия Конецкого,  в старом ДК Уралмаша.  .  Перед Лобановым  на столе лежала стопка  книжек в белых обложках. Он вдруг вытащил одну из них и, раскрыв на  какой-то странице, протянул мне. Это был рукописный автограф Бориса Рыжего.
Кажется,  на том же собрании мы с Николаем Ганебных пригласили всех присутствующих к нам в «Петроглиф», на место нашей приписки, в  бывший ДК ВИЗа. По-моему, ожидалось какое-то значительное мероприятие.
 Евгений пришел и с тех пор стал нашим постоянным участником. Еще теснее нас связала работа в Международном литературном альманахе «Воскресенье».
Я узнала Евгения, как опытного редактора, искушенного знатока литературы, человека, известного в литературных кругах.
Наше объединение скорее поэтическое, чем прозаическое. Может быть,  поэтому я больше интересовалась стихами Лобанова, чем другими его работами. Прочла парочку-другую. рассказов в «Воскресенье» и на этом успокоилась.
И только в 2016 году мне пришлось познакомиться тесно с лобановской прозой. Евгений предоставил мне полное виртуальное собрание своих рассказов, повестей, пьес и  публицистики, в том числе критических разборов.
А это совсем немало: 10 виртуальных сборников, в которые включено около 200 работ (точнее, 172 + сборник критических статей -32).
 Все эти произведения опубликованы в разное время и в разных изданиях. В такой компановке они существуют только в домашних файлах.
Если судить по названиям виртуальных сборников, то трудно определить, что все они скомпонованы тематически. Чтобы в этом убедиться, надо начать чтение.
«Взрослые игры» – 28 рассказов!!! «Выигрыш» – 5. «Дневник» – 32!!! «На обочине»  - 12.
«Незадачка»  -5. «Неудачи» – 16. «Десятый» – 14. «Свет разбитых зеркал»– 19. «Последний маршрут» - 13. «Тополь» – 28!!!Критика – 32.

Первый сборник я прочла, как говорится, «от корки до корки» «по долгу службы» как читатель. «Взрослые игры» - это житейские и не совсем обычные истории. Записывала название каждого рассказа, а напротив – замечания. Из 28 произведений впечатление на меня произвели только пять:
Вертушки часто не летают.(!!!)
Лотерея
Пропавшая диссертация(!!!)
Роман ценой в три миллиона
Читателям рекомендую – с тех пор как прочла сама –«Вертушки часто не летают».
 Это рассказ, а не очерк. Все элементы композиции на лицо. Но у меня сложилось впечатление, что события разворачиваются в годы гражданской войны.
Женщины жертвуют собой ради спасения детей и мужей.
Одна моя подруга, будучи студенткой мединститута, вышла замуж за мнс с мизерной зарплатой. Она получала стипендию и подрабатывала где-то, но средств все равно не хватало, а когда родилась дочь, ей и вовсе пришлось  бросить работу. Деньги мужа уходили на оплату съемной квартиры, а на еду ничего не оставалось. Чем-то помогали родители, но жили они далеко от города – в деревне за пределами нашей области – приезжали в гости очень редко, но всегда что-то привозили из съестного.  Супруги ждали родных с таким же нетерпением, как герои рассказа  - вертолета. Гостинцев хватало ненадолго, денег в долг уже никто не давал, и моя подруга перестала  кормить мужа. Он приходил вечером и ложился спать голодным. В конце концов разразился скандал, и тогда подруга сказала мужу почти  те самые слова, которые произнесла Юлька: «Долг мужика  - кормить и защищать семью».  И мнс, преодолев свои амбиции и природную лень, нашел подработку: стал по ночам разгружать вагоны на вокзале. Видимо, из самой тяжелой ситуации всегда можно найти выход.
Женщины заставы могли  развести  огород, обратиться на солдатскую кухню, заставить  мужей охотиться, ведь горы населены зверьем так же, как и равнинная местность.  Но автору рассказа  нужно было смоделировать такую ситуацию, которая должна привести к трагической развязке. Поэтому я восприняла это повествование как  некую притчу о женской и мужской сущности. Но финал разочаровал. На мой взгляд, мужчины, спасая свою честь, должны были пустить себе пулю в лоб, потому что не справились со своей мужской  задачей, своим предназначением: кормить и защищать семью. Но у них не хватило ни мужества, ни мозгов осознать свой позор, и вместо насильников они расстреляли своих жен.

Захватывающее чтение. Я открыла для себя Лобанова-писателя. Сначала у меня в голове вертелась ассоциация с Джеком Лондоном. Сама не знаю почему. Возможно,
я с такой же жадностью поглощала в своё время книги автора «Моби Дика»  Но потом я перешла к следующему сборнику, и изменился мой угол зрения.

Если вам захочется лучше познакомиться с творчеством Евгения Юрьевича, советую начать со сборника «Дневник» . Это рассказы о подростках- школьниках: о первой любви, о первых разочарованиях и победах, о школе и учителях.
Конечно, нельзя сказать, что все вещи удались автору. Что-то читается на одном дыхании и вызывает бурю эмоций («Далматинец», «Инок», «Ксена», «Льдинка»), а другие вещи кажутся банальными и   скучными. Кое-что морально устарело («Лифт на 17 этаж»: что такое пейджер, сейчас знает вряд ли кто из школьников) . Где-то встречаются неувязочки.
В нескольких рассказах  представлена  тема подросткового суицида, которую писатели  разрабатывали еще в советское время (Галина Щербакова), но у Лобанова все иначе:
жёстче, трагичнее, страшнее.
В целом, для автора характерно проникновение  в подростковую психологию,  реалистическая мотивация поступков героев, неплохое знание среды. Но с другой стороны, это тоже в прошлом. Таких школьников больше не существует. Современные дети смотрят на жизнь иными глазами: хорошо знают, чего хотят и куда надо шагать. Говорю об этом со знанием дела, потому что несколько лет подряд работаю с подростками.

Из других сборников хочется выделить те рассказы, которые произвели впечатление на меня как на читателя.
В «Выигрыше» обратил на себя внимание рассказ «Охота на мамонта». Автор сообщает, что история, о которой пойдет речь, «вполне правдивая, но странная».
Несмотря на заявление, Евгений Лобанов с хорошим чувством юмора описывает совсем фантастическую ситуацию: «...Мамонт, стоя посреди пустыря, разрывал ногами и хоботом снег и ревел от голода». Позже «прибывшие на место происшествия представители МВД, прессы и возмущенные члены Общества по защите животных обнаружили два десятка странных мохнатых существ, размахивающих палками в ритуальном танце, совершаемом ими возле котлована, на дне которого покоился загнанный мамонт». Речь идет о животных, вымерших 11 тысяч лет назад. Но не это самое удивительное в этой правдивой истории, а странные мохнатые существа, исполнявшие ритуальный танец вокруг котлована. Правдивая история превращается в аллегорию, над которой надо подумать, прежде чем перейти к следующему рассказу.

В сборнике «На обочине»  зацепил рассказ «Прости меня, Закат». И не одну меня. На «Прозе.ру»  вокруг него разгорелась дискуссия. Участники пытались понять, что же привлекло их в этом повествовании?
Одни считали, что все дело в «розовости», другие утверждали, что «розовость - лишь прием. На самом деле здесь вопрос маски. И то, что она прирастает. И то, что прошлое все равно нас догоняет, как бы мы ни старались от него отвернуться и его отбросить».
Сам автор отвечал: «А для меня это прозвучало немного по-другому. Я бы сказала - с христианской точки зрения. Что возмездие рано или поздно ПРИХОДИТ. Всегда. И еще: я, конечно, ханжа - однако именно потому, что героиня извращенка («заигравшаяся в игры»), симпатии к ней у меня с самого начала не возникло. Вот честное слово...».
На самом деле, всё дело ни в «розовости», ни в приросшей маске, ни в возмездии… Дело в чудно закрученном сюжете, в главном герое, который  чем-то неуловимо  напоминает миссис Марпл, но в брюках, дело в непохожести на наши отечественные истории, в каком-то привкусе французского детектива)): изящного, тонкого, легкого, но запутанного))) Дилетант случайно раскрывает дело, которое оказалось не по зубам доблестной милиции.
Я люблю французские детективы из ХХ века, и этот рассказ пришелся мне по вкусу.

Из пяти сказочных миниатюр сборника «Незадачка» мне понравились три: «Север не доступен»,
«ХУДОЖНИК, РИСУЮЩИЙ УЗОРЫ НА ЛУЖАХ» и «Экзамен». Добрые, милые, легкие в чтении, написанные с юмором, они вызывают улыбку и тёплые приятные воспоминания о детстве.

Следующий виртуальный сборник «Свет разбитых зеркал»  состоит из новелл, которые можно назвать притчами:: «Зов песочных часов», «Крылья», «Любовь к бабочкам», «Рай», «Старуха Ассоль», «Сундук», «Хочешь?» и другие.
При;тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное наставление или премудрость. С помощью притчи Евгений Лобанов старается донести до читателя свой жизненный опыт. Я долго думала над миниатюрой «Крылья». Скала и Город у её подножия чуть не убили Птицу, отобрав у нее крылья. Но стоило Птице вырваться из плена, получить у неба новые крылья и покинуть насиженное место, как Скала стала разрушаться и в конце концов исчезла совсем. Каждый читатель вправе по-своему истолковать эту аллегорию, но суть её понятна каждому.
На мой взгляд, главным произведением сборника является памфлет «Город собак».
Сам автор пишет на сайте «Проза.ру»: «Вообще, это памфлет. История, как в 90-е в Екатеринбурге, уральском Чикаго, шел передел города. Практически каждый из «героев» «Города Собак» - реальное, абсолютно узнаваемое лицо. Ну а ветер из военного городка - вспомните 1979-й и пресловутую эпидемию сибирской язвы в Свердловске».
Если честно, я никого не узнала. Поэтому, читая, постепенно теряла интерес к событиям, описанным в произведении. Некоторые эпизоды казались мне лишними, подробности – ненужными, повествование - неоправданно затянутым, хотя понимала, что для автора важны каждый поворот сюжета, каждая деталь, любое слово. Более 15 лет минуло с тех событий, о которых говорит Евгений Лобанов,  и сдаётся мне, что с течением времени будет всё меньше читателей, способных узнать в «героях» реальных людей. Опять эхо
из прошлого.

В сборнике «Последний маршрут» рассказы объединены темой геологического прошлого Евгения Лобанова. Учился он в Горном институте ( «Первая девчонка геофака»), поколесил по геологическим маршрутам Северного Урала («За полярным кругом»), побывал в разных передрягах («Трубач») – впечатлений накопилось не на один рассказ.
В сборнике их чёртова дюжина.
. С.А. Тимухин в книге "О людях хороших"  пишет : «Особенно запомнился рассказ "Последний маршрут". Помню его хорошо до сих пор без перечитывания: поразил он меня простой и суровой правдой - напоминанием, что все мы люди, в сущности, находимся на грани жизни и смерти, и с любым в любой момент может случиться все, что угодно». Действительно, трагический исход событий, описанных Евгением Лобановым, оставляет глубокий след в памяти.
Но меня заинтересовал  другой геологический рассказ – «Инок».
Это история пятнадцатилетнего подростка, поехавшего стажером в геологическую экспедицию и по неопытности  потерявшего в тайге. Казалось бы, типичная ситуация: пошел человек в лес по грибы и заблудился. Плутал-плутал и вышел к лесной сторожке, где уже несколько лет жил в одиночестве то ли беглый зек, то ли просто отшельник. Через некоторое время он показал подростку дорогу к людям.
Но в таком виде эта история показалась автору слишком простой, и он вводит в рассказ еще одну тему  - испытание одиночеством.
Герой рассказа –  не типичный школьник. Он пользуется популярностью у одноклассниц, и это его тяготит. Хотя, по мнению психологов, «в период с 10 до 15 лет ведущей деятельностью подростков становится общение со сверстниками. Именно в их сообществе реализуется главная потребность этого возрастного периода – получить признание своей личности, найти свое место,  быть «значимым», возникает интерес к противоположному полу. Подростки активно ищут друзей, выясняют отношения, меняют компании» (http://adolesmed.szgmu.ru/p/87/?m1=16&m2=3).
Тем не менее, Инок с удовольствием принимает предложение дяди отправиться в экспедицию.
Но и там он попадает под прицел молодой практикантки, которая, заигрывая, подсмеивается над юношей и тем самым вызывает у него раздражение.
Потерявшись в тайге, парень не ударяется в панику, не падает духом, не сходит с ума,
а пытается выйти к людям. И в то же время мысли его меняются, он по-другому начинает думать о своих одноклассницах и отношениях с ними.
Встреча с отшельником заставляет подростка окончательно понять, что человек – существо, в первую очередь, социальное и в одиночестве жить не должен.
На мой взгляд, сборник рассказов «Последний маршрут» - это реальные истории из жизни геологов, осмысленные автором  с позиции целей и задач, которые стоят перед литературой.
Следующий сборник под названием «Тополь» состоит из самых разных рассказов, о некоторых из них очень хорошо сказал один из читателей сайта «Проза.ру» Бестия: «Это потрясающе! С каким мастерством Вам удается живописать, именно живо писать, такие разные сцены из жизни. Вас легко и интересно читать. Но Ваше чтиво совсем не легкое. Оно заставляет задуматься над очень серьезными вещами. Стереть с лица улыбку и подумать о том, что где-то в эту же минуту двадцатипятилетняя гимнастка-чемпионка, быстро листая свои спортивные воспоминания, готовится к выходу на подиум  в стриптиз -баре, что 30-летняя учительница смущенно смотрит в глаза старшекласснику, которого ей предстоит обучить урокам плотской любви, что пожилая учительница литературы провожает взглядом свою ученицу, не узнавшую в закутанной в десять шуб, с багровыми от мороза щеками, торговке яблоками свою прежнюю всегда подтянутую, цитирующую Шекспира, Людмилу Юрьевну…»
Забавным показался рассказик «Блюз ночного звонка».  Две одиноких женщины и один мужчина  ошиблись номерами и вступили в разговоры по телефону с чужими людьми, как со старыми знакомыми. В результате этих промахов шесть человек изменили свою жизнь к лучшему: «Спустя час Колька с Серегой, сидя в комнате, приговаривали остатки французского коньяка. Юлька с Ольгой на кухне строгали салат. Ирина с Игорем стояли на балкон, обнявшись, и следили за медленно удаляющимися обрывками билета на утренний поезд».
Это даже не рассказы, а маленькие новеллы, зарисовки, этюды, которые перемежаются в сборнике с другими, более крупными вещами, из которых видно, что Лобанова-писателя волнуют вопросы социальной несправедливости, нравственности, морали, культуры.
Художественная литература всегда принадлежала и принадлежит к сфере досуга, хотя, по мнению литературоведов, выполняет при этом несколько функций: познавательную или гносеологическую; оценочную или аксиологическую; воспитательную, которая складывается на основе познавательной и оценочной функций; эстетическую; функцию самовыражения. 
Особая роль эстетической функции определяется тем, что без нее невозможно существование всех других функций – познавательной, оценочной, воспитательной. Если текст не затронул внутренний мир читателя, не вызвал заинтересованной эмоционально-личностной реакции, художественная истина произведения, его нравственные уроки, заключенная в нем система ценностей могут быть совершенно не восприняты.
Евгению Лобанову не всегда удается с первой страницы увлечь читателя, повести за собой, заинтересовать развитием сюжета. Мне сложно было следить за взаимоотношениями героев  «Птицы залетной», пока не дошло до сути.  Но не всякий читатель сможет преодолеть этот барьер.
В свою очередь, рассказ «Тополь» зацепил с самого начала и не обманул ожиданий, хотя мне виделась совсем другая развязка.
Со мной солидарна одна из читательниц сайта «Проза.ру» Оляпка Наталья Люльчак:
«В отличие от других, прочитанных мной у Вас рассказов, этот все же заражает... нет, неправильное слово... скорее закладывает зерно оптимизма, не сеет, а именно закладывает, на тот случай, когда вдруг будет совсем плохо».
Преодоление одиночества – одна из важных тем в творчестве Евгения Лобанова.
В финале героиня рассказа Осина произносит знаменательные слова
— Дети всегда повторяют ошибки родителей. Так вот — за то, чтобы мы не повторяли ничьих ошибок...
И если взглянуть под этим углом на все рассказы сборника «Тополь», то фраза эта является ключевой в понимании авторской позиции и задач, которые ставил перед собой Евгений Лобанов, реализуя одну из важных функций литературы – функцию самовыражения.

Закончив чтение рассказов Евгения Лобанова, я задумалась о том, зачем автору понадобилось писать такое немалое количество произведений этого жанра? Что это ему принесло? К какому результату привело? В поисках ответа  обратилась к сборнику критики и нашла объяснение в предисловии к роману «Формула Декарта»,
написанном Сергеем Колосовым.
«Многочисленные рассказы и повести, написанные им (Е. Лобановым) в 90-е годы, были своеобразной подготовкой, проверкой сил, а самое главное – возделыванием не освоенных еще толком никем художественных пространств. В его произведениях происходило личное осмысление происходящего. Исследуя отдельные судьбы людей, отрывки их жизни, переплетения с другими судьбами, он подходил к более широкому видению, когда за жизнью обычных людей проступала жизнь целой страны».
Таким образом, стало понятно, что, работая с малыми жанрами, писатель подходил к своему основному  предназначению: воссозданию в литературе смутного времени в истории нашей страны – периода 90-х годов ХХ века. После романа «Формула Декарта», завершенного в 2005 году и  охватившего события  с 1979 по 2001 год, Евгений Лобанов   ничего более значимого не  написал.
Как пишет Сергей Колосов, «касаясь, главным образом, событий в уральской столице, писатель создал произведение поистине всероссийского значения, где широко и ненавязчиво освящается последнее (надеюсь, совершенно последнее) Смутное время в России. В нем видится редкая объективность и разноплановость взглядов, помогающая читателю более трезво обратиться назад, в прошлое. Без понимания прожитой жизни, бывших ошибок и достижений, последующее продвижение – духовное и материальное – невероятно. Роман Лобанова дает редкую возможность буквально месяц за месяцем, и даже день за днем вспомнить последнюю четверть ушедшего века».
Вероятно, в создании такого эпического произведения и состояло предназначение Евгения Лобанова. По словам писателя, ему предсказывал этот поворот в судьбе журналист, автор книг, главный редактор журнала «Уральский следопыт» в 70-80 гг. ХХ века Станислав Мешавкин.
«Так, по сути, и получилось, - написал спустя 17 лет  Евгений Лобанов, - «Формулу Декарта» я закончил в 2005 –м, бросил писать в 2007-м».