О вождении машины в США

Рита Форд
Два года назад по американской традиции в канун Нового 2016-ого года я произнесла свою так называемую новогоднюю резолюцию: «Обещаю, что в новом году я начну водить машину». И выполнила своё обещание – с первых чисел нового наступившего года я действительно начала нарабатывать водительский опыт и по-прежнему по сей день продолжаю это делать. До этого восемь лет я находила тысячи причин, чтобы начать водить машину позже. Но на самом деле, положа руку на сердце, можно сказать, что причина нежелания водить машину у меня была одна – это страх вождения машины.
 
Мир автомобилистов, когда мне пришлось в него влиться оказался, не только страшным, каким он мне представлялся раньше, но и занятным, и интересным, я многое открыла в нём для себя. Что же я узнала об этом особом для меня мире за два года пребывания в нём? Вот об этом я и хочу немного рассказать.

Для начала расскажу о стоянках для отдыха, которые у нас в Америке существуют для водителей. Раньше меня всё это не очень интересовало, а раз я сейчас стала водителем, то мой интерес ко всему из мира на дорогах, понятное дело, возрос. В литературе для водителей машин рекомендуют, если меня не подводит моя память, останавливаться и отдыхать во время вождения транспортного средства каждые три часа. Иначе в результате переутомления у водителя снизится так необходимые ему концентрация, внимание, реакция или вообще водитель может уснуть за рулём.
 
Раз всё здесь в Соединённых Штатах, включая леса, поля и так далее принадлежит кому-то, то получается, что взять и остановиться или для отдыха в пути, или тем более для ночёвки абы где здесь не получится. На этот случай существуют специальные места для отдыха. Расскажу, как обустроено место для отдыха, на примере одного из них там, где мы с мужем по обыкновению останавливаемся для отдыха от дороги и вождения машины. Это место отдыха находится в Луизиане недалеко от трассы федерального значения на полпути между нашим домом и столицей нашего штата городом Батон-Руж.
 
В этом месте для отдыха расположено здание, внутри которого есть чистые, красивые и, как и повсеместно в стране, бесплатные публичные туалеты, большая дорожная карта Луизианы на стене, автоматы с напитками и незамысловатой снедью в пакетиках.
 
Но это ещё не всё. Отдохнуть от дороги для людей ведь значит размяться от долгого сидения, поэтому здесь есть аккуратные асфальтовые дорожки для пеших прогулок, проложенные на фоне газона с тщательно подстригаемой травкой.

По этим газонам разрешается гулять людям, а также разрешается выгуливать собачек и кошечек дорожных путешественников. Обычно зоны для отдыха расположены на небольшом удалении от дороги в местах с красивыми природными видами. В месте отдыха, о котором я веду речь, имеется некий природный водоём, но есть и одна местная особенность: им лучше любоваться издали так, как в нём водятся аллигаторы, о чём наглядно говорит предупреждающий об опасности знак с нарисованным аллигатором. Что поделаешь, ведь мы живём в Луизиане, поэтому у нас можно встретить такие предупреждающие знаки у водоёмов. В беседке у водоёма можешь тЫ покушать, а могут, однако и тобОй закусить, если ты не будешь осторожным, подойдёшь близко к водоёму, проигнорировав знак, предупреждающий о возможной встрече с аллигатором.
 
На таких стоянках дальнобойщики могут при желании заночевать в своих грузовиках, ведь у них есть постели, а стоянки, как и вся территория зоны для отдыха находятся под охраной, кругом камеры наблюдения.
 
Мы с моим мужем не единожды останавливались в этом месте для отдыха, но, однако, из обслуживающего персонала «живьём» я за всё это время увидела лишь однажды одну женщину-озеленительницу, высаживающую растения в цветнике. А хозяевам зоны отдыха ведь, наверняка, интересно знать, как людям отдыхается, поэтому можно написать им отзыв по интернету. Я увидела щит, надпись на котором гласила о том, что они были бы рады, если бы люди поделились с ними своими отзывами о зоне для отдыха.
 
Ресторанов и кафе на этом месте для отдыха не предусмотрено. Зато есть беседки, под навесом которых   можно расположиться и перекусить на открытом воздухе. Есть кран с питьевой водой около каждой беседки и гриль. Уголь, правда, надо прихватить с собой самим, если планируется барбекю в дороге. Столы и скамейки есть в каждой беседке. Устроители зоны отдыха, как мне представляется хотели угодить всем: есть такие беседки и в более обособленном месте. Мало ли кому-то больше нравится уединиться от остальных людей.
 
Продолжаю рассказывать о том, чтО мне нравится в моём новом мире, где я проживаю два года – мире дорог, автомобилей и водителей авто. Здесь в США вдоль дорог зачастую высаживают дорогущие рулонные газоны. И не только в черте города, а что меня поражает больше всего, что и повсеместно вдоль дорог. Посаженные вдоль дорог газоны регулярно с помощью специальной техники время от времени тщательно стригут подобно тому, как люди стригут свои газончики около своих домов. Но площади то несравнимы!

Часто сохраняют куртины или природных цветов, или подсеивают семена дикорастущих цветов. Я точно об этом не знаю, но благодарна всем, кто этим занимается. Мне нравится изобилие цветов вдоль дорог в Луизиане, но, когда я вслух восхищаюсь цветочными полями вдоль дорог, мой муж по обыкновению вспоминает о том, что в штате Миссури, где ему довелось когда-то жить, придорожных цветов якобы намного больше, чем здесь в Луизиане. Незабываемым зрелищем для меня стали цветочные поляны вдоль дорог в мае месяце во Флориде, куда мы с мужем ездили отдыхать своим ходом на машине. В памяти о том времени отложилось следующее: чистые красивые машины движутся по великолепным дорогам, по бокам которых море разливанное всевозможных цветов. Я понимаю, что это моё чисто женское восприятие автопутешествия.
 
Однажды, когда я только ещё готовилась к сдаче теста для получения водительских прав и учила правила дорожного движения, помню, когда я дошла до места, где было сказано, что штраф за выброс мусора из машин на обочины может достигать до пяти тысяч долларов, у меня от изумления округлились глаза. Штраф в пять тысяч долларов – это, конечно, максимальный штраф для случая масштабного замусоривания, но всё же… Но, однако, кому-то это, к великому моему сожалению, всё нипочём – они всё равно мусорят. И тогда в наших краях люди, провинившиеся перед законом, ходят и тщательно собирают каждую выброшенную мелочь на обочинах.

По причине очень жаркого климата в наших краях редко увидишь на дороге велосипедиста. Однако для них во многих местах существуют шикарные велодорожки. Мало ли кому-то захочется проехаться на велосипеде. Надо заметить, что за десять лет моей жизни в Соединённых штатах мне удалось увидеть, я так думаю, не более пяти велосипедистов. Однако на тот случай, если кому-то хочется ездить на велосипеде, то пожалуйста – для этого созданы идеальные условия: выделена специальная полоса для велосипедистов и поставлены дорожные знаки, обозначающие этот факт.

На дороге имеется ребристая полоса для того, чтобы предупредить водителя о съезде с дороги на обочину: от соприкосновения шин с этой ребристой полоской издаётся специфический звук, как предупреждение водителю, что он съехал с проезжей части. В тёмное время суток разделительная полоса на дорогах светится отражающими свет маленькими штучками, названия которых я не знаю, но которые приводят меня в восторг. Я имею в виду инженерное решение для разделительной дорожной полосы для тёмного времени суток. Все дорожные знаки тоже изготовлены с использованием светоотражающих материалов и хорошо видимы ночью.

Не знаю, то ли это от того, что все в Соединённых Штатах за рулём, поэтому мир дорог американцы постарались сделать для себя таким привлекательным, продуманным и комфортным. Американцы ведь почти что отказались от железных дорог в пользу автомобильных. Не знаю. Но мне всё, как здесь обустроена среда обитания для водителей очень нравится.

Наш с мужем дом находится в лесу. Когда мы сворачиваем с хайвэя, то едeм до дома по грунтовой дороге.  Время от времени эту дорогу выравнивают, подсыпают по необходимости дополнительные порции грунта, поэтому дорога всегда в отличном состоянии. А ведь это всего лишь грунтовая дорога, пролегающая в лесу и ведущая к домам всего то тринадцати хозяев. Про все остальные дороги, которые мне довелось видеть и непосредственно ездить по ним могу сказать, что они ровные, как зеркало. Настолько ровные, что я однажды даже отважилась накрасить тушью глаза, когда муж вёл машину на скорости 55 миль в час и у меня всё получилось. А вот к описанию российских дорог, к моему большому сожалению, как мне кажется, подходят слова из песни Андрея Макаревича о поворотах в судьбе человека: «Вот новый поворот. Что он нам несёт? Пропасть или взлёт?»
 
Но чувство взлёта при вождении машины, к слову сказать, мне теперь знакомо. Оно никаким образом не связано с неожиданным препятствием на дороге, а скорее наоборот – связано с тем, что дороги идеальны для вождения на высоких скоростях. Надо сказать, что я от природы не являюсь любительницей высоких скоростей. А здесь в Америке есть множество автотрасс, где лимит скорости движения – это 70 миль в час. Вот именно на таких участках дорог, когда возникает при вождении машины уже совершенно другой звук от сцепления шин с дорогой, чем-то отдалённо напоминающий мне звук, когда ты сидишь в салоне самолёта, а он набирает полную мощь на взлётной полосе; когда в боковых стёклах перед твоим взором всё мелькает так быстро, что ничего невозможно разглядеть; когда кажется, что ещё чуть-чуть и машина взлетит я и познакомилась вплотную с чувством близким к чувству взлёта. Для меня, как для человека, чувствующего дискомфорт при больших скоростях – это настоящий экстрим, связанный с преодолением своего природного страха больших скоростей. Но, как постепенно стало для меня ясным, оказалось, что некоторые водители, любящие как раз в отличие от меня высокие скорости, ловят от вождения машины на таких высоких скоростях самый настоящий кайф. Зачастую они обгоняют меня, едут со скоростью 75 миль в час. Пять миль – это отступление по превышению разрешённого лимита для скорости, которое здесь не является наказуемым, и поэтому при желании некоторые водители пользуются этим нюансом в своей практике вождения.
Я же обычно ни жива, ни мертва веду машину на скорости в 70 миль в час, а совершить маневр по смене полосы в таких условиях могу только, собравшись с духом и сжав всю мою волю в кулак. А иногда и вовсе на скоростных трассах при большой загруженности дороги транспортом я выбрасываю белый флаг и прошу моего мужа везти машину.
 
Правду говорят, что к хорошему быстро привыкаешь. Летом 2017-ого года я побывала в Башкирии, и езда по башкирским дорогам показалась для меня неким ужасным экстримом с «непередаваемыми очучениями», как шутил когда-то Евгений Петросян.
Живя в России, я порой слышала о штрафах водителей за превышение лимита скорости. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что в Соединённых Штатах существует материальное наказание водителей за то, на определённых участках дорог ты ехал медленнее, чем было указано на дорожном знаке! Помимо этого, на тебя будут ругаться все остальные участники движения так, как из-за тебя им тоже придётся или сбрасывать скорость, или обгонять тебя.
   
Помню, мой папа когда-то шутливо говорил о том, что когда ты за рулём, то недовольно говоришь о пешеходах: «Ходят тут всякие». А когда ты наоборот пешеход, то говоришь всё с тем же чувством недовольства обо всех водителях: «Ездят тут всякие». По этому поводу хочу заметить, что   пешеходов в Америке мало, особенно вне больших городов, поэтому все без исключения водители к ним относятся трепетно и бережно, как к редким вымирающим экземплярам, обитающим планету Земля.

Однажды я видела здесь человека, мужчину-инвалида без обеих рук с железными крюками вместо них и он, я была немало тому  поражена, водит машину сам.  А в некоторых штатах здесь на водительские права сдают тесты, если я не ошибаюсь, начиная с 14 лет, но в основном с 16 лет. В общем, все за рулем, включая инвалидов с крюками вместо рук, детей и на ладан дышащих старичков.  Надо и мне стать «настоящей американкой» - научиться как следует водить машину и быть с ней «на ты». Пока мне до этого ещё, ох как далеко.

Но, однако, есть у меня и хорошие подвижки в деле освоения мира машин. На сегодняшний день я чётко поняла, что содержать свою машину в чистоте здесь в США легко и просто. Всевозможные мойки для машин разбросаны повсеместно и их довольно много. Помыть и вытереть насухо стёкла своей машины можно, как оказалось, на любой автозаправочной станции, пока бак заполняется бензином. И надо-то для этого всего лишь одно нехитрое приспособление: палку с поролоном для помывки и с полоской резины для того, чтобы высушить только что помытые автомобильные стекла.  Ёмкости с мыльной водой на автозаправках всегда услужливо приготовлены для всех нуждающихся в этих услугах.  Остаётся только удивляться, как так случилось, что когда-то в России мальчишки намывали окна машин, пока те стояли у светофоров с горящим красным светом?! Ведь это было всем неудобно, да к тому же, на мой взгляд, всем рискованно. Теперь, увидев в другой стране, как это просто делается я ещё больше недоумеваю по поводу того вида детского труда.
 
БольшУю часть своей жизни американцы проводят на колёсах. Уже приспособились к этому каждый по-своему. Одни мои знакомые, например, даже читают Библию во время езды в автомобиле. Он за рулём, а она в это время читает ему, например, историю про Марию Магдалину. Я была тому свидетелем. Или они молятся вместе за здравие всех друзей и знакомых. А нам с мужем они удивляются, почему мы не молимся, как они, когда едим в машине.

Ну, что поделаешь. Когда мы едeм с мужем в машине, у нас совсем другая ситуация. Когда муж за рулём, а признаться, он лихач, обожает большие скорости, не упустит случая, чтобы обогнать кого-нибудь, то я молюсь за нас, чтобы мы остались живы и здоровы.

А когда я за рулём, то мы оба молимся опять же за нас потому, что я водитель-новичок и поэтому мы очень нуждаемся в Божьей помощи. Говорю об этом с улыбкой на устах.

Живя в России, а именно в Санкт-Петербурге, я пользовалась публичным транспортом, ни машины, ни водительских прав не имела. В Америке, где я очутилась публичный транспорт есть, но без личного авто здесь прожить невозможно, особенно, если ты живёшь не в мегаполисе. Даже не знаю плохо это или хорошо.  Системы способов передвижения людей в США и в России сильно различаются. Для Соединённых Штатов, думаю, очень подходит фраза Остапа Бендера о том, что автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения. В самую точку. Наверное, писатели Ильф и Петров услышали это мнение об автомобиле во время своего путешествия по Америке.

Мир автомобилистов, к которому я примкнула недавно – это по-настоящему особый мир, мир со своими специфическими жестами у водителей, мир, где говорят на особом языке. Недавно слушала прямую трансляцию на ютубе популярного русскоговорящего блогера, проживающего в Калифорнии в США, Михаила Портнова. Один из зрителей задал Михаилу вопрос о том, бывает ли у Михаила так, что он не может понять что-то на английском языке. Оказалось, что бывает. Михаил признался, что попробовал как-то раз почитать американский аналог российского журнала для автомобилистов «За рулём» и не смог понять, о чём там пишут так, как в статьях использовался по преимуществу водительский слэнг.

Услышала когда-то, что вновь прибывшего в Соединённые Штаты иммигранта можно сравнить с ребёнком.  Вот иммигрант начал учиться разговаривать на английском языке, сначала лепечет, как дитя, коверкает по-своему фразы, не может выговорить некоторые слова, его сложно понять. Но постепенно иммигрант учится и овладевает иностранным языком. А вот, иммигрант, подобно ребёночку, который учится делать свои самые первые шаги, сел за руль автомобиля и учится искусству его вождения. Кругозор и возможности расширились и у того и другого, когда ребёнок, наконец-то, научился ходить, а иммигрант ездить на машине. Да, всё это так. Следую этой аналогии, я расцениваю так, что я на данный момент времени являюсь как будто бы ребёнком-подростком.  В освоении английского языка, а также в освоении автомобильного мира и всего, что с ним связано мне ещё расти и расти. Что ещё мне предстоит познать и увидеть в мире авто Америки, как говорится, поживём, увидим.

Луизиана, США
2018