Цезарь

Борис Успенский 2
               
        Мне хотелось  бы рассказать о собаке по имени Цезарь и поэтому
 начну по порядку.
        Шёл 1994  год.Я недавно перевёз свою семью на постоянное место
 жительство из Эстонии в связи с  неприятными  для  русских  процесса-
 ми,которые там  проходили в 1992-м году.Это совсем другая история и о
 ней нужно рассказывать отдельно.Так вот,мы прожили уже почти  полтора
 года и  шла  весна:был апрель месяц.Снег уже сошёл.Начала пробиваться
 уже зелёная травка и я прибирался около дома,убирая старую  листву  и
 траву.Мой отец,которому  уже исполнилось на этот момент 80-ть лет,как
 всегда сидел за столом и писал свои воспоминания.Вспомнить ему было о
 чём и  особенно  его  интересовала  местная природа,рыбалка,история и
 правила ловли рыбы в наших местах,а также и история нашего Одоевского
 края и,конечно,народное   образование,которому   он  отдал  всю  свою
 жизнь.Мы много говорили обо всём и как то разговор зашёл о собаках.Он
 был охотник,но  назвать его страстным,нельзя,так как времени на охоту
 у него обычно не хватало и он больше созерцал и  наблюдал  природу  и
 иногда принимал участие в коллективных выходах на охотничьи мероприя-
 тия вместе со своим соседом по дому  Петровым  Вячеславом  Николаеви-
 чем,страстным охотником  и большим любителем собак,особенно гончих.Их
 перебывало у него очень много за его также долгую жизнь.Он был моложе
 отца всего на три года.Обсуждая эту замечательную тему,я вспомнил и о
 наших собаках,которые были ранее в нашем доме и отец с горечью  рас-
 сказал о том,как он,хотя и был не большим любителем собак,но очень го-
 ревал о пропаже маленькой собачки,которая раньше жила в  его  доме  и
 которую звали Альфа.Он со временем понял,как же всё таки иногда нужна
 она в доме и много рассказывал о её достоинствах,но это отдельный то-
 же разговор.Разговор  тронул  тогда меня и я рассказал это своему те-
 перь соседу-охотнику.Он помнил и знал об этом случае  и  тоже  в  ка-
 кой-то мере переживал за пропавшую собачку.
        И вот я убирался около дома,а из соседнего дома вышел Вячеслав
 Николаевич,держа что-то  в  руках  и подозвал меня к себе.Я подошёл.В
 руках у него,прижавшись к телу ,был маленький необыкновенно  красивый
 щенок.Темносерого цвета,с  необыкновенными  чёрными  глазами,большими
 широкими лапами,небольшим хвостом и висячими ушками.По своему виду он
 напоминал щенка  настоящей овчарки,вот только немного подводили уши,а
 нос был чёрной пуговкой, мокроватый и холодный
 .    -Вот тебе подарок к дню рождения,-сказал он,протягивая щенка.
      -Какая прелесть!Чудо!Откуда он,кто его мать и  отец,-забросал  я
 его вопросами,беря щенка на руки.
      -Я его привёз сегодня из  Белёвского  района,-стал  рассказывать
 он,-мы там были со своими собаками на выезде и проводили их натаску в
 лесу.Собаки пошли выполнять свою работу ,а я шёл по лесу и  вдруг  мы
 увидели этого  щенка.Он  нам  очень понравился,когда стали рассматри-
 вать,но самое интересное в том,что матери рядом не было.Видно,она ус-
 лыхала собак  и  ушла  или вместе с ними или спряталась ,а он остался
 один.Мы с друзьями стали рассуждать о его породе  и  пришли  к  выво-
 ду,что это  плод любви убежавшей гончей собаки,волка или заблудившейся
 овчарки,потому что окрас,форма ушей и лап подтверждали  это.Вот  под-
 растёт тогда и узнаем,-закончил он свой рассказ.
      -Ну,так как!Возьмёшь подарок?-спросил он меня.
      -Дядя Слава!Ну  как  не  взять  такую красоту и видишь,как я ему
 понравился,-сказал я,ощущая своим телом тепло  маленького  щенка,при-
 жавшегося ко  мне,-беру  без  разговора и большое спасибо за него,вот
 только вы подскажите,как с ним обращаться и чем кормить.
      -Это просто,-сказал он и дал исчерпывающую инструкцию.
      -А как же его назвать?Я слышал,что для каждой породы,есть специ-
 альные имена,-спросил я.
      -Давай назовём его Цезарь,-предложил он,-уж больно он царственен.
      -Согласен,-сказал я,-имя мне это нравится.
      Я принёс щенка домой.Все меня окружили и  стали  его  гладить  и
 рассматривать.Особенно он понравился жене и сыну.Отец,который уже нес-
 колько лет не видел,погладил его тоже и спроил:
      -А как звать его?
      -Цезарь,-сказал я.
      -Ну,что ж,пусть будет жить у нас этот император,-сказал он шутя,
 а мы все засмеялись.
      Маленького Цезаря мы поместили на кухне,постелили ему старое оде-
 яло и уложили на место.Так началась его жизнь в нашей семье.
      Он очень быстро рос,ел всё подряд и очень любил хлеб в любом виде.
 Обследовал всю кухню,радостно встречал меня после работы,когда я брал
 его на руки.Руки очень любил и всегда старался забраться на них.Эта
 привычка осталась у него по сей день.
      Я часто видел собак,которые любили целоваться или вернеее лизаться.
 У Цезаря такой неприятной привычки не было.Он действительно  был  Це-
 зарь и  не любил лизать руки у всех.Он был выше этого.Только иногда в
 знак признательности и благодарности снизходил до  того,чтобы  просто
 лизнуть руку,но не больше одного раза.Вскоре нам пришлось перевести в
 будку на улице,так как стал баловаться,грызть  всё  подряд  и  делать
 приличные уже  лужицы  во  всех  местах комнаты не зная определённого
 места,хотя мы и требовали от него этого.Он вилял хвостом,лез на руки,
 делал всё что угодно,но место не признавал,а свой уголок очень любил.
        Жена очень переживала,что я так быстро  посадил  его  на  при-
 вязь,но другого способа у нас не было.Цезарь первое время очень пере-
 живал,поскуливал,но вскоре привык.К членам семьи относился очень при-
 ветливо,всех знал  и очень любил.Врагов у него не было,кроме двух ко-
 тов,которые жили у нас в это время,но и к ним постепенно  привык,зато
 чужих котов и кошек терпеть не мог и рвался с привязи.
        -Когда же он залает?-спрашивала жена меня,-Почему он не лает?
  Смотри сколько времени прошло,а он только хвостом крутит.
        Я и сам удивлялся.Щенок рос на глазах и превращался в  необык-
 новенно красивого  пса,с любопытными большими чёрными глазами,волчьим
 окрасом и необыкновенно красивым пушистым хвостом,котырый всегда под-
 нимал по  боевому  увидев  чужого кота,а вот ушки у него так остались
 висячими.Первое время я ходил с ним гулять,что он очень любил,особен-
 но на  нашу  знаменитую Соборную гору,где когда-то был собор,а теперь
 возведена стелла в знак признательности заслуг  наших  предков.В  его
 повадках чувствовалось что-то от гончей и охотника,но дикого.Он бегал
 до одурения,если можно так сказать и подбегал ко мне высунув  язык,но
 тут же срывался опять,  увидев в руках у меня поводок Одно только его
 прельщало-кусочек хлеба,да и то,схватив его бросался  бежать.Удержать
 его на  поводке  было страшно трудно и мы приходили домой оба высунув
 язык.Сила в его ногах была изумительная,он не  раз  рвал  цепь,увидев
 кота,а также  научился  рыть землю лапами,делая в жаркий день большие
 ямы и скрываясь в них.
      Прошёл год.Он  так и не лаял и вот однажды тёплой ночью нас раз-
 будил чей-то лай,да такой неистовый и  настойчивый,что  пришлось под-
 няться,одеться и  спуститься  во двор.Наш дом был полутороэтажный.Лай
 раздавался около будки Цезаря.Это лаял он,но причина  его  возмущения
 мне не  была  видна.Я  зажёг фонарь и увидел пригнувшегося к передним
 лапам Цезаря,лающего в землю.Когда пригляделся,то увидел большую жабу
 равнодушно сидящую  перед  ним  и  не  реагирующую на его возмущённый
 лай.Он впервые видно увидел её,это странное существо, и видно  от  но-
 визны и  необычности выразил и своё удивление и возмущение своим изу-
 мительной красоты голосом.Этот голос уже мы никогда на могли  спутать
 и говорили:это наш Цезарь подаёт голос.Так началась и его многолетняя
 служба по охране дома.Охраник он был замечательный,с прекрасным  слу-
 хом,такой же памятью на людей и их голос.Особенно он любил жену,обла-
 давшую сильным своеобразным педагогическим громким голосом.Услышав её
 голос более  чем  за квартал,чему я очень удивлялся всегда,он начинал
 лаять и требовать,чтобы она быстрее шла к нему и был очень ревнив,ес-
 ли она  разговаривала с кем нибедь слишком долго,не довая лаем разго-
 варивать,от чего жена всегда ему говорила:
       -Цезарь! Да  замолчи,дай поговорить,сейчас приду,-на что он за-
 молкал на минуту,слушая  её  голос,но  потом  опять  продолжал  звать
 её.Приходилось разговор заканчивать.
       Вообще-то он был очень добр ко всем и чтобы его как-то  настро-
 ить против  чужаков,я  договорился с другим соседом попугать его пал-
 кой.Сосед Сергей взял палку, оделся пострашней и пошёл к нему.Пёс ви-
 лял хвостом,с  интересом  глядя  на него,но когда получил от него не-
 сильный удар палкой,стал на  него  рычать  и  рваться  с  цепи,громко
 лая.Учебная цель  была  достигнута.Теперь  все чужие и незнакомые для
 него были враги,а соседа невзлюбил на всю жизнь.
       Пёс взрослел,матерел,но  оставался  всё  время очень доброжела-
 тельным и любящим членов нашей довольно большой семьи,учитывая и при-
 езжающих в гости.Особенно он полюбил нашу соседку по квартире из Тал-
 линна,которая приехала к нам отдохнуть.Галя,так её  звали, увлекалась
 рыбной ловлей  и  ходила  почти  каждый  день на рыбалку на нашу реку
 Упу.Так он узнавал её по  походке  и  начинал  просить  рыбку,которую
 страстно любил  и  продолжает любить,как и хлеб.И вот она уехала и не
 приезжала три года,а когда приехала,то он узнал её по первому слову и
 радости не было конца.Он нарезал круги около будки,его церемониал пе-
 ред едой,дожидаясь вкусного гостинца  и  получив,тут  же  успокаивал-
 ся.Гостей очень любил всё время и очень ему нравилось ,когда приезжа-
 ла моя старшая сестра с внучкой отдыхать и ему гостинцев  доставалось
 больше и чаще.Его все любили и любят до сих пор,хотя прошло с его по-
 явления у нас более 12-ти лет.Два раза он совершил и неприятности для
 нас,но они произошли по нашей вине.Как я уже говорил,он был страстным
 охотником в душе,но диким.Однажды он сорвался с цепи,а  нас  не  было
 дома.Он долго бегал по двору,а затем выбежал по саду в сад соседа и к
 дальней соседке,очень прекрасной женщине Варваре Алексеевне  Толмачё-
 вой и  стал  гоняться  за  курами.Задавил  несколько  штук,но есть не
 стал,а закопал про запас.Откуда у него такая практика?Я  не  знал  об
 этом.Пришлось нам  восполнит  нанесённый ущерб.Я его отругал.Он вроде
 понял и даже ему было стыдно за совершённое.Это я видел по его краси-
 вой морде.Избавиться  от такой привычки,будучи охотником в крови,он не
 мог и сорвавшись снова через несколько лет  задавил  опять  несколько
 кур,но получил за это удар от кого-то и у него сорвали клок шерсти на
 шее.Я очень боялся,что он не выжевет,но ,как говорится,зажило"как  на
 собаке".Пережили мы тогда за него прилично.
      Когда ему исполнилось 12 лет,  он стал плохо слышать и сразу мир
 у него  стал менее интересным.Стал меньше лаять,меньше реагировать на
 разговоры и стал более спокойным.Доживая свои годы он сохранил и свои
 тёплые чувства  и  к первым рукам,которые почувствовал впервые,встре-
 тившись с людьми-это руки Вячеслава  Николаевича  Петрова,который  не
 дал ему пропасть в лесу и одичать и выполнить свой собачий долг.Такие
 чувства и у Петрова к  нему.Он  часто  заходит  к  нему,приносит  ему
 хлеб,гладит ,анализирует и почти уверен,говоря:
      -Смотри,Борис,а я вот  думаю,что  он  всё таки радственник  вол-
 ку.Посмотри на его"полено",таких хвостов у собак не бывает,да и холка
 и конституция у него волчья,а вот доброта и уши от настоящей гончей.
      Я с  ним соглашаюсь,потому что мнение такого специалиста и охот-
 ника не подлежит сомнению,а в прочем мы никогда об этом и не  задума-
 вались,потому что  Цезарь это наш настоящий член семьи и я благодарен
 ему за всё.
      Цезарь прожил более 14-ти лет и вот однажды весной я пришёл в дом,
где он жил (я к тому времени получил квартиру), вошёл во двор из которо-
го хорошо была видна будка и увидел, что он положил голову на лапы, как
всегда, и ждал меня и не вышел мне на встречу. Я подошёл к нему, позвал,
 но он не пошевелился. Я коснулся его головы, она была тёплая, а глаза
были закрыты. Я понял, что он не дождался меня и умер, ожидая меня бук-
вально несколько минут назад. Я вытащил его за лапы, но он не пошевели-
ся и слёзы буквально брызнули у меня из глаз. Я откровенно плакал - так
 тогда  было мне его жаль. Я не стеснялся этих слёз - мы были только
вдвоём и я никогда не думал, что так любил его, так сжился с ним и не
представлял, как же я теперь буду жить без него. Я поднял его на руки,
как он любил, и отнёс его в сад под дальнюю яблоньку. Я копал ему могилу
и продолжали литься слёзы.На дно положил в яму свежей травы, как он любил,
и стал закапывать. Он очень любил наш сад, любил капать со мной землю, 
но он никогда не бегал по вскопанному участку. это был настоящий, любящий,
умный друг. Этот день в нашей семье был траурным, жена плакала, как и я.
Вот такая история нашего любимого Цезаря, настоящей собаки, прекрасного
защитника и охранника дома. Больше я не заводил у себя собак. Прощание с
ними слишком тяжелы, как и с родными людьми.