Долгое эхо детства 13 ч

Эми Ариель
Продолжение

(Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2015/04/30/2086)
Предыдущая  12  часть
http://www.proza.ru/2018/01/17/2280

                Постепенно Гриша привык к студенческой жизни, её трудностям и радостям. Главное было -  всё успеть.
 
         На первом курсе сразу же началось серьезное приобщение студентов к инженерному делу, закладывались основы  инженерного мышления. Вот тут и пригодились знания и навыки, приобретенные в техникуме, особенно беспощадная школа Павлова. Студентов основательно и требовательно  готовили к будущей практической деятельности.  В институте была полувоенная обстановка. Правда, студенты ЛИИЖТа в то время не одевались в форменную одежду, как, например, горняки или студенты водного транспорта, но перед началом каждой лекции отдавался почти военный рапорт лектору, а профессора и доценты носили железнодорожную
генеральскую форму.

                Второй семестр закончился  учебно-производственной  практикой по геодезии на станции Толмачёво под Ленинградом. Там у института была построена собственная производственная база.   Все погожие дни студенты проводили на полевых работах, в ненастье выполняли камеральные работы. Обстановка была очень приятной, по вечерам устраивались лекции, концерты, другие мероприятия, было очень весело и как-то безоблачно.  Полученные же на практике навыки Грише  реально пригодились в будущем  во  время практической работы.

                По завершении практики студентов распустили на каникулы. Опять начались мытарства из-за сложностей с железнодорожными билетами, правда, раз в год студентам ЛИИЖТа полагался бесплатный проезд по железной дороге, но  проблемы с местами в поезде это не решало.   И вот, наконец, нагруженный всевозможными продуктами, о каких дома и мечтать не приходилось, Гришка оказался дома. Там текла размеренная полунищенская жизнь. По вечерам традиционно все собирались у  Аврома, вспоминали всякие истории, смеялись и подшучивали друг над другом, играли в карты. Днем молодежь всей ватагой ходила на Днепр, пропадали там целыми днями.  Ася в тот год заканчивала свой учительский институт.   Направление на работу она получила в деревню в западную часть области, вошедшую в состав СССР только в 1939 г.  В  те годы туда всё ещё был ограничен свободный въезд (нужен был специальный пропуск), и  пограничники там в любой момент  вырастали, как из-под земли,  и могли потребовать на проверку документы.   Лёлька же заканчивала 10-й класс той же вечерней школы, что и  Гришка.   Была она худенькой, лёгкой,  и   Гришка её часто в шутку катал на плечах. Взрослые подтрунивали над ними, но ребята пока оставались просто старыми  добрыми друзьями, дружили, как двое мальчишек.

                Гришкины   ровесники, в том числе и Лёлька,  тем летом  окончили школу и встали перед выбором профессии.  Лёлька, как и другие девочки  семьи, с благословления дяди  Миши  выбрала учительскую профессию, конечно же, физмат. Как и в случае с Гришкой, поступала она не одна – в областной педагогический институт на физико-математический факультет отправилась со своими кузинами. Таким образом, опять сформировалась «семейная команда», только теперь уже девичья. Это обстоятельство имело свои преимущества – девочки могли  держаться вместе,  вместе снимать жильё, питаться, еженедельно ездить домой и привозить продукты. Это создавало определённую экономию средств, которых у всех не хватало. Первоначально за обучение следовало платить, но потом девочек от внесения платы за учёбу освободили.  Учиться предстояло четыре года.
 
                Во второй половине 1952 г. незадолго до смерти Сталина в стране сложилась тяжёлая обстановка. Раскручивалось известное дело врачей, в обществе  стали проявляться антисемитские настроения.

                Надо сказать, что в этой  части  Белоруссии (как и в Северной, Центральной России и дальше на Восток) жители не знали еврейских погромов даже в самые черные времена.  Соседи жили рядом, бок о бок, с незапамятных времен, семьи знали друг друга до дедов-прадедов, и никаких трений никогда не возникало.

- Ты, Злата, не знаешь, еще молодая, а твой батька и дед, и прадед  знали, и браты твои старэйшыя  знают, - говорила бабка Закариха, их давняя  соседка.

 « Знать» – это означало  обладать какими-то особыми, чуть ли не мистическими способностями. Соседи  считали, что ещё Златин и Веньямина прадед, родоначальник большой семьи, «знал»,  к нему обращались, если вдруг  случалась какая-то беда с коровой или другим домашним скотом  или какие-то иные неприятности по хозяйственной части.  Старались не ссориться, потому что  люди из этой семьи  что-то «знали».
 
                Разгул бандитизма в годы гражданской войны и довоенные репрессии никак не были связаны  с национальностью, от них одинаково страдали все люди, попавшие  в жернова истории.  Все вместе работали в колхозе, в городке. Никому тогда национальность не помешала стать колхозником, студентом самого лучшего ВУЗа, офицером, судьей, директором школы, даже депутатом Верховного Совета СССР.   Когда началась война, старые и малые оказались в эвакуации, а молодые – на фронте, где бок о бок проливали кровь за Родину. В Узбекистане и на Урале местные жители вообще не знали, что такое антисемитизм. Правда, когда там  появились высланные немцы и поляки,   некоторые из них начали распространять антисемитскую пропаганду и подучивать местных, тогда и пришлось впервые столкнуться с бытовым антисемитизмом,  иногда такое случалось и в послевоенные годы.  С бытовым антисемитизмом  и разбирались по-бытовому – хорошей потасовкой, ибо ребята держались вместе, их было много, и они могли за себя постоять  и наподдать обидчикам.  Но, несомненно, было одно – для государства все граждане были равны, и в этом никто не сомневался.
 
               Но тогда, в 1952 г.,  голову подняли тёмные силы и низменные элементы.  В Ленинграде сложилась очень   неприятная обстановка.  Иногда бывали случаи агрессивных выпадов толпы против евреев на улицах и в общественном транспорте.  Даже в институте почувствовалось негативное отношение к еврейским студентам, были такие, кому хотелось их унизить и подмять, потому что казалось, что это можно и нужно.  Подобные настроения, нагнетаемые властями, проявлялись во многих регионах.  Не обошло это и областной город, куда поступила учиться Лёлька. На её поток поступило немало еврейских ребят и девочек, причем вступительные экзамены они сдали очень успешно.  Но всем им было устроено унизительное собеседование у декана, на которое собрали только ребят еврейской национальности, как ненадёжных.   Это было отвратительно.  Запомнился страшный случай, когда толпа буквально чуть не растерзала еврейку, домработница которой покончила с собой.     Это самоубийство никак не было связано с хозяйкой, у девицы были проблемы с психикой и неудачи в любовных  делах, но в трагедии поспешили обвинить хозяйку, а суд над ней превратился в судилище. Люди были подавлены, не чувствовали себя в безопасности.

                Зимняя сессия второго курса у Гриши началась в этих неблагоприятных условиях. Самый сложный экзамен предстоял по сопромату, происходил он по  такой системе – в аудиторию, в которой было много досок, запускали по 5-6 человек, каждому разрешалось иметь только кусок мела в руке. Подходил преподаватель, на доске записывал условия задач. Студенту предлагалось решить 10-15 задач. Гришка попал к человеку, который явно хотел с ним разделаться. На потоке у них он не преподавал, и вообще Гришка его видел впервые. Как выяснилось потом, во время войны он преподавал в Новосибирском институте военных инженеров ж.д. транспорта. Гришка решил более десяти задач и отбил первый удар. Тогда экзаменатор подкинул ему ещё пять задач, после того, как  Гриша одолел и их, ему вывалили очередную порцию – ещё пять задач и так далее. Шесть часов экзаменатор испытывал Гришу и, наконец, убедившись, что ему не сломить знающего и способного студента, попросил  зачётку и, поставив пять баллов, наконец, отпустил его.  Несмотря ни на что, сессию Гриша сдал отлично и поехал на каникулы домой.

                На каникулы съезжались все ребята и весело проводили время вместе. Лёлька, у которой  в студенчестве сильно изменился  образ жизни, сразу поправилась, стала очень женственной и привлекательной и уже не походила на худенького мальчишку. Она снимала квартиру вместе с родственницами и каждую неделю ездила домой. В институте девочки почти не позволяли себе никаких развлечений, хотя их  областной город  понемногу отстраивался и  превращался в крупный промышленный и культурный центр.  Все развлечения были дома, на каникулах, когда съезжались знакомые, родственники, друзья. Кроме того были еженедельные поездки домой. Красивые девчонки всегда привлекали внимание попутчиков, завязывались разговоры, флирт, а потом надо было ловко улизнуть от особо настойчивых ухажёров  на своей станции. 

                Каникулы пролетели быстро, надо было опять собираться в дорогу.  До летних каникул было далеко, а Гришке предстояла, кроме всего, длинная геологическая практика.

                Но вот наступил март 1953 года….

Продолжение 14 часть
http://www.proza.ru/2018/01/26/2232