Продолжение
(Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2015/04/30/2086)
Предыдущая 12 часть
http://www.proza.ru/2018/01/17/2280
Постепенно Гриша привык к студенческой жизни, её трудностям и радостям. Главное было - всё успеть.
На первом курсе сразу же началось серьезное приобщение студентов к инженерному делу, закладывались основы инженерного мышления. Вот тут и пригодились знания и навыки, приобретенные в техникуме, особенно беспощадная школа Павлова. Студентов основательно и требовательно готовили к будущей практической деятельности. В институте была полувоенная обстановка. Правда, студенты ЛИИЖТа в то время не одевались в форменную одежду, как, например, горняки или студенты водного транспорта, но перед началом каждой лекции отдавался почти военный рапорт лектору, а профессора и доценты носили железнодорожную
генеральскую форму.
Второй семестр закончился учебно-производственной практикой по геодезии на станции Толмачёво под Ленинградом. Там у института была построена собственная производственная база. Все погожие дни студенты проводили на полевых работах, в ненастье выполняли камеральные работы. Обстановка была очень приятной, по вечерам устраивались лекции, концерты, другие мероприятия, было очень весело и как-то безоблачно. Полученные же на практике навыки Грише реально пригодились в будущем во время практической работы.
По завершении практики студентов распустили на каникулы. Опять начались мытарства из-за сложностей с железнодорожными билетами, правда, раз в год студентам ЛИИЖТа полагался бесплатный проезд по железной дороге, но проблемы с местами в поезде это не решало. И вот, наконец, нагруженный всевозможными продуктами, о каких дома и мечтать не приходилось, Гришка оказался дома. Там текла размеренная полунищенская жизнь. По вечерам традиционно все собирались у Аврома, вспоминали всякие истории, смеялись и подшучивали друг над другом, играли в карты. Днем молодежь всей ватагой ходила на Днепр, пропадали там целыми днями. Ася в тот год заканчивала свой учительский институт. Направление на работу она получила в деревню в западную часть области, вошедшую в состав СССР только в 1939 г. В те годы туда всё ещё был ограничен свободный въезд (нужен был специальный пропуск), и пограничники там в любой момент вырастали, как из-под земли, и могли потребовать на проверку документы. Лёлька же заканчивала 10-й класс той же вечерней школы, что и Гришка. Была она худенькой, лёгкой, и Гришка её часто в шутку катал на плечах. Взрослые подтрунивали над ними, но ребята пока оставались просто старыми добрыми друзьями, дружили, как двое мальчишек.
Гришкины ровесники, в том числе и Лёлька, тем летом окончили школу и встали перед выбором профессии. Лёлька, как и другие девочки семьи, с благословления дяди Миши выбрала учительскую профессию, конечно же, физмат. Как и в случае с Гришкой, поступала она не одна – в областной педагогический институт на физико-математический факультет отправилась со своими кузинами. Таким образом, опять сформировалась «семейная команда», только теперь уже девичья. Это обстоятельство имело свои преимущества – девочки могли держаться вместе, вместе снимать жильё, питаться, еженедельно ездить домой и привозить продукты. Это создавало определённую экономию средств, которых у всех не хватало. Первоначально за обучение следовало платить, но потом девочек от внесения платы за учёбу освободили. Учиться предстояло четыре года.
Во второй половине 1952 г. незадолго до смерти Сталина в стране сложилась тяжёлая обстановка. Раскручивалось известное дело врачей, в обществе стали проявляться антисемитские настроения.
Надо сказать, что в этой части Белоруссии (как и в Северной, Центральной России и дальше на Восток) жители не знали еврейских погромов даже в самые черные времена. Соседи жили рядом, бок о бок, с незапамятных времен, семьи знали друг друга до дедов-прадедов, и никаких трений никогда не возникало.
- Ты, Злата, не знаешь, еще молодая, а твой батька и дед, и прадед знали, и браты твои старэйшыя знают, - говорила бабка Закариха, их давняя соседка.
« Знать» – это означало обладать какими-то особыми, чуть ли не мистическими способностями. Соседи считали, что ещё Златин и Веньямина прадед, родоначальник большой семьи, «знал», к нему обращались, если вдруг случалась какая-то беда с коровой или другим домашним скотом или какие-то иные неприятности по хозяйственной части. Старались не ссориться, потому что люди из этой семьи что-то «знали».
Разгул бандитизма в годы гражданской войны и довоенные репрессии никак не были связаны с национальностью, от них одинаково страдали все люди, попавшие в жернова истории. Все вместе работали в колхозе, в городке. Никому тогда национальность не помешала стать колхозником, студентом самого лучшего ВУЗа, офицером, судьей, директором школы, даже депутатом Верховного Совета СССР. Когда началась война, старые и малые оказались в эвакуации, а молодые – на фронте, где бок о бок проливали кровь за Родину. В Узбекистане и на Урале местные жители вообще не знали, что такое антисемитизм. Правда, когда там появились высланные немцы и поляки, некоторые из них начали распространять антисемитскую пропаганду и подучивать местных, тогда и пришлось впервые столкнуться с бытовым антисемитизмом, иногда такое случалось и в послевоенные годы. С бытовым антисемитизмом и разбирались по-бытовому – хорошей потасовкой, ибо ребята держались вместе, их было много, и они могли за себя постоять и наподдать обидчикам. Но, несомненно, было одно – для государства все граждане были равны, и в этом никто не сомневался.
Но тогда, в 1952 г., голову подняли тёмные силы и низменные элементы. В Ленинграде сложилась очень неприятная обстановка. Иногда бывали случаи агрессивных выпадов толпы против евреев на улицах и в общественном транспорте. Даже в институте почувствовалось негативное отношение к еврейским студентам, были такие, кому хотелось их унизить и подмять, потому что казалось, что это можно и нужно. Подобные настроения, нагнетаемые властями, проявлялись во многих регионах. Не обошло это и областной город, куда поступила учиться Лёлька. На её поток поступило немало еврейских ребят и девочек, причем вступительные экзамены они сдали очень успешно. Но всем им было устроено унизительное собеседование у декана, на которое собрали только ребят еврейской национальности, как ненадёжных. Это было отвратительно. Запомнился страшный случай, когда толпа буквально чуть не растерзала еврейку, домработница которой покончила с собой. Это самоубийство никак не было связано с хозяйкой, у девицы были проблемы с психикой и неудачи в любовных делах, но в трагедии поспешили обвинить хозяйку, а суд над ней превратился в судилище. Люди были подавлены, не чувствовали себя в безопасности.
Зимняя сессия второго курса у Гриши началась в этих неблагоприятных условиях. Самый сложный экзамен предстоял по сопромату, происходил он по такой системе – в аудиторию, в которой было много досок, запускали по 5-6 человек, каждому разрешалось иметь только кусок мела в руке. Подходил преподаватель, на доске записывал условия задач. Студенту предлагалось решить 10-15 задач. Гришка попал к человеку, который явно хотел с ним разделаться. На потоке у них он не преподавал, и вообще Гришка его видел впервые. Как выяснилось потом, во время войны он преподавал в Новосибирском институте военных инженеров ж.д. транспорта. Гришка решил более десяти задач и отбил первый удар. Тогда экзаменатор подкинул ему ещё пять задач, после того, как Гриша одолел и их, ему вывалили очередную порцию – ещё пять задач и так далее. Шесть часов экзаменатор испытывал Гришу и, наконец, убедившись, что ему не сломить знающего и способного студента, попросил зачётку и, поставив пять баллов, наконец, отпустил его. Несмотря ни на что, сессию Гриша сдал отлично и поехал на каникулы домой.
На каникулы съезжались все ребята и весело проводили время вместе. Лёлька, у которой в студенчестве сильно изменился образ жизни, сразу поправилась, стала очень женственной и привлекательной и уже не походила на худенького мальчишку. Она снимала квартиру вместе с родственницами и каждую неделю ездила домой. В институте девочки почти не позволяли себе никаких развлечений, хотя их областной город понемногу отстраивался и превращался в крупный промышленный и культурный центр. Все развлечения были дома, на каникулах, когда съезжались знакомые, родственники, друзья. Кроме того были еженедельные поездки домой. Красивые девчонки всегда привлекали внимание попутчиков, завязывались разговоры, флирт, а потом надо было ловко улизнуть от особо настойчивых ухажёров на своей станции.
Каникулы пролетели быстро, надо было опять собираться в дорогу. До летних каникул было далеко, а Гришке предстояла, кроме всего, длинная геологическая практика.
Но вот наступил март 1953 года….
Продолжение 14 часть
http://www.proza.ru/2018/01/26/2232