История моей жизни- 15. Я встретил свою судьбу

Николай Спевак
Я встретил наконец свою судьбу
После успешного окончания техникума, меня и Колю Грищенкова, направили на работу в Минск. Там я, как бы после деревенской жизни, оказался в другом мире и к тому же - ни знакомых, ни друзей, ни родных. Т.е. совсем один. Первое время было как-то не по себе,  одиноко. Выручалочкой была работа. А Выходные?
Вот в один из выходных, в воскресенье, еду в трамвае развлекаться. Вдруг кто-то трогает меня за плечо. Я от неожиданности резко повернулся и вижу знакомое лицо Иосифа Зальцмана, парня из Калинкович. Я так обрадовался, чуть ли не стал целовать его. А он, так себе, как обычно с холодком. Ему было не понять моё одиночества . Он уже был женат, имел собственный дом приданным -  с сыном. А я, будучи его же возраста, выглядел пацаном. Как говорится, ни кола, ни двора. Пообщавшись, он мне говорит: «Приезжай когда-нибудь. И дай мне свой адрес.  Телефона в 1956 году еще не было.
Через некоторое время я решился навестить его и познакомиться с женой. Прихватил с собой именно то, что не разрешала употреблять ему его жена. Я в одиночестве выпил 100 грамм, закусил огурчиком и мы начали беседу про Калинковичи, родных, знакомых, которые разъехались по разным городам Союза, про евреев погибших во время войны. И так мы дошли до знакомых мне по рассказам моей мама про прабабушку Зелду, её мужа кузнеца – Хаима.  В эту кузницу я заходил много раз и помогал разжигать угли, про брата кузнеца Хайяма, Янкеля Винокура, женившегося на бабушке Рохул, которая родила троих детей. Он бросил ее детьми и где-то скитался, она страдала поскольку нечем было кормить детей. И что у одной из дочерей Симы, родилась Галя, моя будушая жена. Ей сейчас 18 лет. О ней мне говорила моя мама. А Иосиф имел на неё виды, но ничего не получилось. Но что зная меня, как хорошего парня, он может познакомить меня с ней. После нашей длительной беседы в моей голове зашевелились воспоминания об этой семье, что-то растревожено меня. Я говорю: «Хорошо. Познакомь меня с ней».
Договорились о встрече. И произошло то, о чём пишут в книгах и романах: встречи, поцелуи, расставания, объяснение в любви. О кольцах мы тогда даже не слышали. Мы оба, как говорится, оказались одного поля ягоды. Мой отец погиб на фронте, её отец - в партизанах. У меня одна пара штанов, у нее - одно платье, как сейчас помню, бордового цвета. Живет она с  бабушкой Рохул, а не с мамой, у человека великой души, капитана в отставке дяди Пети Дидковского и его жены - тети Поли, маминой сестры.
В загс, где происходят, бракосочетания, я пригласил Колю и мы назначили день свадьбы. Ах эта свадьба! Разве можно даже мысленно представить или сравнить свадьбу сейчас и тогда в 1950-е годы. Она проходила в деревянном доме, состоящем из двух половин. На одной половине жил с семьей инвалид отечественной войны, дядя Стёпа. На другой – дядя Петя с женой - тетей Полей и двумя детьми. Дядя Петя был беларус по национальности. Он был очень добрый, дружелюбный человек и безумно любил свою жену, Полю.

   В зале площадью 25 квадратных метров сдвинули два стола. Всего было 22 человека. Стульев не хватало. Положили доски на два стула и разместились удобнее. Как говорится: в тесноте, да не в обиде. Выпили по рюмочке-другой, говорили торжественные тосты о победе в Отечественной войне, о героях, в том числе о бабушке Рохул, о моей маме Бейле и других  героях. Мама, с моими 3 братьями, приехала на свадьбу. Музыки и танцев в помине не было. После свадьбы встал вопрос о том, где нам жизнь. На выручку пришел добрейшей души человек, дядя Петя. Он отгородил досками комнату 3х3 метра. Поставил там диванчик , который подарили нам на свадьбу Галины тетя Броня, которая в это время жила в городе Вильнюсе, Литовской республики.
Всё. Жизнь продолжается. Мы продолжаем спокойно работать, притаившись, как и все евреи. Необходимо отметить, что с 1948 по 1966 году для евреев Белоруссии был период затишья и даже расцвета. Не было ограничений по приему на работу и на получение должностного места. Молодежь из маленьких городов свободно уезжала в большие города, такие как Ленинград, Минск и др. города, на учебу в высших учебных заведения.  так уехали мои друзья из Каленкович: Марат Шульман, Изя Хайтман, Иосиф Коган и другие. Все устроились там на работу. Кто женился там, кто продолжал учиться. Моя племянница, Галя Голодец, окончила Ленинградский педагогический институт.
Я тоже, после свадьбы, так у меня был диплом с отличием, поступил в политехнический институт на вечернее отделение и столкнулся с большими трудностями. Новая работа на строительстве мостов, командировки, новые люди. Мы жили на квартире размером 16м2. После работы - трамвай, автобус, магазин, очереди. В институте группа была крепкая - многие после школы со свежими знаниями. Я приходил домой еле-еле. Жена тоже работала тяжело на фабрике, училась на вечернем отделении в Университете на физико-математическом факультете. Целую неделю мы не виделись. Физически стало очень тяжело. Я не выдержал нагрузку и оставил учебу.
Прошло 2 года. Я не учился и немного окреп физически. Все годы мысли об учебе не покидали меня. Все время думал: «Ну что ты Кегас, так Всю жизнь будешь работать мастером или механиком и никогда не получишь повышение по работе? Будешь топтаться на одном месте?» Каждый день говорю жене:, - Галя, я так дальше не могу. Меня что-то давит. Снятся плохие сны. Я не удовлетворён такой жизнью. Я хочу идти учиться в институт.
Она говорит мне: - Ты пойми, сейчас такой конкурс.  Очень тяжело сдать экзамены.
- Ну что ж, - говорю я, - под лежачий камень вода не течет. Буду пробовать.
К моему счастью в те годы не было такого притеснения евреев. Я поступил в политехнический институт.

Вот и Боренька появился
Прожили мы два года и скопили немного денег. Переехали на частную квартиру, в которой было больше на 4 квадратных метра. Стало веселее. Я купил себе костюм, жене новое платье. Через неделю жизни на новой квартире  решили встретиться после работы и пойти в кино. После кино настроение хорошее. Пришли домой, смотрю окошко раскрыто. Домик то деревянный. Заходим. Все перевернуто.  Нас ограбили. Ушел мой второй в мои 28 лет, новый костюмчик. Самый первый, я прожег, когда мне было 8 лет. Нет туфель, рубашек, носков.   Жена в истерике. Потом успокоились, вызвали милицию.
Я пробивался, как мог, чтобы где-нибудь дали работу с уголком для жилья и одновременно стоял на очереди при исполкоме на государственную квартиру. Когда у нас родилась дочь, мне все же с работы дали однокомнатную квартиру за городом Минск,  поселок Мосюковщина. Жизнь шагнула вперед. Ясли, потом детский садик. В городе автобусы ходят через один-два часа. Летом еще кое-какое а зимой... В общем, только молодость может все осилить.
Через 5 лет стало просто невмоготу. Перехали опять город на частную квартиру. В это время моя жена родила сыночка, Бореньку. Моя теща с мужем, бывшим работникам контрразведки армии, получила однокомнатную квартиру в доме с водой  и другими удобствами. Но военачальник заупрямился и не захотел, чтобы мы к ним перебрались. Тогда я поехал к дяде Пете и с ним за бутылочкой столичный все уладили. Забрали из роддома сына и его жизнь как началась с удобствами, так и продолжается. Потом мы сами получили квартиру. Рядом  - ясли, детский садик, школа.