Осенние уроки. 1965 год

Виктор Васильченко
       Третий день все старшие классы, начиная с пятого вывозили в поле на уборку картофеля. Свою, то-есть школьную картошку убрали ещё недели две назад, но оставалось ещё гектаров пять совхозной, которую то-ли по чьей то нерасторопности, то-ли просто такие площади были им не под силу, убрать не смогли. Почти каждый год, когда уже было понятно, что самим убрать не удастся, а погода вот-вот окончательно испортится, просили в помощь школу. Ездили на это мероприятие конечно не все. Во все времена были больные, и очень больные, работящие и лодыри, просто лодыри, и отпетые лодыри, ответственные и безответственные. Учителя не очень переживали из-за неявки вторых по перечню, всё равно, кроме нервотрёпки, от них пользы никакой.
        Стояли тёплые, но уже осенние дни, и Нина Васильевна, распределяя кому придти с вёдрами, а кому с вилами, несколько раз повторила, одевайтесь теплее. Временами набегали низкие, осенние облака, а временами и тучки, из которых сыпалась какая-то осенняя моква. Ветерок всё это тут же подсушивал, но теплее от этого не становилось. В действии был девиз, движение жизнь. Ребята, которые покрепче, приходили с вилами и им выделяли по два рядка для под- копки. Самые хитрые и проворные, причём всегда одни и те же, заскакивали на подошедшие машины, а их приходило штуки две-три,принимать вёдра и высыпать картошку в кузов. Иногда таких проворных набиралось человек пять на одну машину, и минут 15 в кузове шли не шуточные разборки, чуть не до драки, кто должен выполнять эту очень ответственную операцию. Указания учителей почти не брались в расчёт. Оставались в кузове те, кто наглей и сильней. Ну не полезет же педагог выбрасывать кого-то оттуда силой, а кто-то все равно должен это делать. Да пусть остаются двое, завтра мол будут другие. Но завтра всё повторялось по тому же сценарию. Постепенно всё настраивалось, все как-то втягивались в работу. Парнишкам пошустрее велено забирать у девчонок полные вёдра и таскать до машин. Здесь уж самое время высказать, без слов, свои симпатии. Одной и ведро можно помочь добрать, другая дозваться не может. К одной бегом по первому зову, другой ноль внимания. Работали весело, со смехом, иногда бросая друг в друга мелкой картошкой, комками земли, хотя вполне могли врезать и крупной, если зазеваешься и у кого-то на тебя есть зуб. Учителя тоже держат ухо востро, к ним во все времена есть у кого-то претензии. Но скажи, всё ребята, отдых, через 2-3 минуты все сидели бы у костра, которые разжигали и поддерживали те проворные, которым не доверили принимать картошку в кузовах. С тем, что они все равно не будут работать, все давно смирились, а так хоть какая-то, но польза. Костёр, в таком деле дело нужное и даже важное. А если они к обеду напекут картошки, то им вообще цены нет.
       Только на обеде все обратили внимание, что у Вовки шапка сидит на голове, как на корове седло. Оказывается под шапкой у него забинтованная голова. Дело в том, что сидящие на машине архаровцы небрежно бросили пустое ведро, которое он подал им с картошкой, и оно как-то прилетело ему в голову. Рана была не смертельная, так ссадина, и он временами просто забывал о ней, но все равно смотрелся с этой повязкой героически. Обедали взятыми из дома, и рассованными по карманам бутербродами или просто куском хлеба, и полусырой, испечённой на костре картошкой. Некоторые успели ухватить её по несколько штук, и были похожи на чудища лесное, так как были измазаны сажей до самых бровей. Но были довольны, хотя и не очень сыты. Это тоже не так уж и важно, бывает до вечера носишься по улице голодный. Да и обед был чисто символическим, скорее это получасовой перерыв. Работать оставалось часа полтора. В 2 часа приходили первый автобус и машина, которая отличалась от картофеле возов тем, что в кузове стояли лавочки, и небольшие, на пол -кузова тенты. На этих машинах возили доярок в летние лагеря, и им в пять часов нужно быть на месте сбора доярок. Первым рейсом забирали малышню, якобы старшие ещё поработают. Но это было якобы, после того, как увозили первую группу, старшие начинали беситься, и учителя, пошумев немного, через 10 минут не обращали на это внимание. Добирали до намеченного рубежа рядки и как-то отработавшие 3-4 часа ученики ходили на головах. Потом они, уже дома, скажут, что очень устали и им нужен отдых. Родители повздыхав над своими чадами, отменят намеченную на сегодня работу по дому. А сейчас пацаны, которым по 13-15 лет ходили перед девчонками петухами. И даже Вовка, потерявший где-то свою героическую повязку, был в гуще событий. С таким же шумом и гвалтом все загружались в машины, и с песнями о кострах и синих ночах, доезжали до школы. А ведь некоторым, после этого, нужно было ещё почти пять километров крутить педали. Об этом никто, даже они сами, не думали. Это уже само собой, это вообще не проблема. Лишь бы сильного дождя не было, а то придётся велосипеды тащить на себе, а не ехать на них.
       Вот и ещё один учебный день прошёл. Завтра эта страда должна закончиться, и если не погонят на турнепс, сядем за парты. Можно бы крикнуть ура, но не очень хочется. За партой надо учиться, а копать картошку не так уж и тяжело, просто не очень охота.