Край земли

Наталья Маторина
               
            Камчатка. Крупнейший полуостров  затухших и действующих вулканов, гейзеров и минеральных источников,  лесов, безбрежных угодий морошки и голубики, богатый разнообразной рыбой и дичью.  Климат вполне подходящий для жизни.
Николай давно уговаривал жену Тосю завербоваться года на три. В пятидесятые - шестидесятые годы зарплата там была несравнимая со Ставропольем. Вскоре пришел вызов, добытый  для них другом Антоном. Собрались, приобрели билеты, и огромный лайнер помчал их до Петропавловска-Камчатского. А там самолетом местных авиалиний еще  шесть часов до места работы.

                Довольно большой поселок располагался примерно в пяти километрах от океана. Вдали почти домашний, но непредсказуемый вулкан Авача курился   белыми столбами дыма. У домов ютились небольшие огороды, на которых местные жители успевали за короткое лето выращивать самые неприхотливые овощи. А зимы здесь были длинные и снежные. В сугробах до трех и выше метров прокладывали тоннели и, держась за натянутые тросы, передвигались по поселку в самые вьюжные дни.

                Дом культуры, местный консервный завод и другие небольшие, но необходимые предприятия создавали атмосферу для нормальной жизни.
Тося очень скоро устроилась на консервный завод. Николая взяли на работу с вахтовым режимом бульдозеристом-экскаваторщиком.  Поселилась новая камчатская семья в небольшом домике на краю поселка.

                Первое время Николай и Тося не могли спать по ночам. Частые небольшие, но вполне ощутимые подземные толчки будоражили нервную систему. Потом привыкли. Николая направили на строительство нового поселка.  Работали здесь вместе с вольнонаемными работниками  и присланные на поселение заключенные. Когда строительные работы закончились, рабочие вместе с техникой вернулись в поселок.

                Ночью разразилась буря с сильным дождем. Подземные толчки не менее 5-6 баллов сотрясали землю. Жители поселка, опасаясь разрушений, покинули дома и расположились поблизости, укрываясь от непогоды брезентовыми накидками. Лишь к утру, непогода стала стихать. Николая вызвали в контору. И немедленно рабочие и техника направились к поселку, так как связь с ним была потеряна. Картина от увиденного бедствия потрясла людей.

                Построенного поселка не было и в помине, цунами выровняло возвышенность вместе с поселком  и превратило ее в абсолютно ровную площадку.
Выслушав приказ начальства, рабочие,  молча, принялись за дело. Заурчали моторы, все пригодные выброшенные океаном строительные материалы собирали и перевозили на новое возвышенное по отношению к океану место. Подвозили недостающие материалы.  Зарплату людям пообещали увеличить вдвое, так как нужно было успеть построить поселок для партии рабочих прибывающих на работу по переработке рыбы. Стройка снова закипела.