Дойти до трамвая

Аркадий Журавлев
Я живу в одном из «спальных» районов Самары. Во время Великой Отечественной Войны на наш город не упала ни одна фашистская бомба, но нынешнее состояние дорог и тротуаров в большинстве районов заставляет думать иначе, и думать, что с тех самых времен их и не ремонтировали. Поэтому мне нужна удобная и очень надежная обувь, такая, чтобы по любому из разбитых тротуаров можно было пройти без повреждений и не намочив ног. Осеннюю я всегда подбираю себе такую – чтобы в лужу по щиколотку наступить и остаться сухим, чтобы, наткнувшись на бордюр или наступив в ямку, ног в кровь не сбить, так как такие ситуации возникают в моих повседневных походах по городу по многу раз на день. Вот и в это утро я оделся в свой "защитный костюм" - обул свои "туфли повышенной проходимости", натянул толстую кожаную куртку и кажаную бейсболку с крепким козырьком,  и отправился на работу.

Из освещенного подъезда я, как всегда твердо, шагнул в прохладную черноту осеннего утра. Мелкий дождь лениво стучал по козырькам окон. В безлюдном плохоосвещенном дворе, кроме дождя и двух кого-то ждущих машин, ничто не нарушало вселенского спокойствия. Надо было спешить – до отхода трамвая оставалось 8 минут, как раз столько, сколько занимает путь до него «посуху». Но дождь уже лил третий день подряд и Самара привычно тонула в грязи, затрудняя путь даже хорошо видящим путникам, не говоря уже о дефективных. Поэтому надо было поспешить.

Собравшись на столько, на сколько это только возможно в 7 часов ноябрьского промозглого утра, пошагал по двору. Я уже давно не пытался запомнить оптимальной траектории вдоль дома, так как все дорожки были разбиты настолько, что пройти 20 метров вдоль дома до ближайшего междворового проездане замочив ног (даже в сверхпроходимых туфлях!) было невозможно. Дважды правой ногой попал в яму глубже щиколотки, зачерпнув грязной уличной жижи и вышел-таки  на хорошую дорогу.

Что творится под ногами я не вижу в силу своей дефективности, поэтому ориентироваться приходилось по свету из окон домов и редким кое-где светящимся уличным фонарям. Там, где ориентиры сбивались, я шел носком ноги ощупывая пространство перед каждым шагом и лишь, убедившись, в надежности поверхности, переносил центр тяжести, делал следующий. Пройдя вдоль дома, вышел в освещенный двор, в котором даже смог разглядеть контуры тротуара и быстрым шагом направился к трамвайной остановке.

Уже набрав хороший темп, в надежде успеть-таки на свой рейс, я удачно миновал  огромную во весь двор лужу и шел по прямому тротуару, когда наткнулся плечом на прохожего. Привычный давно уже к таким инцидентам, я обычно не обращал на них особого внимания, если чувствовал, что контакт произошел по касательной, не замедлял шаг и бросал через плечо: «извините, пожалуйста», шел дальше. В этот раз прохожий был выше ростом – как показалось, мое плечо попало ему в область подмышки. «Долбаный слепень!!» - рявкнул он мне в спину. Мгновенно меня обдало жаром, сердце застучало быстрее, я остановился, сжались кулаки и зубы, грудь раздулась от резко втянутого воздуха. Были б мы лицом к лицу, я бы не задумываясь нанес прямой удар слева в то место, где по моим представлениям должна была бы быть челюсть прохожего (благо для этого, когда стоишь напротив, хорошее зрение не обязательно).

Это был чрезвычайный случай, ведь обычно, моих извинений было достаточно и задетые прохожие не бросались оскорблениями. Поэтому, забыв о том, что не вижу своими глазами ничего, кроме расплывчатых силуэтов, смутных теней и света ламп, разворачиваясь, я бросил в спину прохожему: «сам ты долбаный!» В месте с вырвавшимся из моей груди с этой фразой воздухом мгновенно прошло и мое буйство. Я сразу осознал, что задел человека, что сам в этом виноват, потому что не видел его, что драться, не смотря на былые навыки, в моем положении дефективного означало бы получить пополной. Агрессия сменилась чувством беспомощности и досады. Я приготовился получить своих «люлей». Конечно же, я бы сделал все, чтобы не остаться в долгу, но шансы были все же явно не равны... Однако, прохожий, как ни в чем не бывало  продолжал свой путь. Инцидент был исчерпан.

Мой жар сменился волной холода, пробежавшей с головы до пояса и я почувствовал мурашки на плечах, дрожь в руках. Пришла в голову мысль, , что может быть попал прохожему в больное место или, может быть ему и до моего удара плечом было плохо. Затем развернулся и побрел по своему прежнему маршруту.
 
Проходя  очередной «разбомбленный»  участок, я успокоился и сосредоточился на прощупывании пути. Как обычно в подобных ситуациях, с отчаяньем подумалось, что же это за доля моя такая – задевать, наступать, давить, толкать! Ладно, в этот раз попался крепкий мужик, которому я, почти наверняка, не навредил, но ведь то и дело натыкаюсь на женщин, детей и стариков! Многим из них даже невдомек, что я почти слепой, они обижаются, им больно… Проку в моих извинениях не много! Правда, подумал я, в такой ситуации сразу видно, кто что из себя представляет, как мало настоящих людей, способных по-христиански простить!

Грязь чавкала под ногами. Я подошел к крыльцу магазина напротив которого была огромная лужа, закрывшая на несколько метров вперед дорогу между крыльцом и забором. Перила крыльца лишали надежды ее обойти поверху. Как всегда смело я шагнул в лужу, нащупывая  «брод» на цыпочках, чтобы снова не зачерпнуть воды,  , сделал два шага и, не успев понять, как это произошло, кулем упал в нее на бок! Пакет с едой в контейнере взмыл вверх, описал дугу и плюхнулся рядом. Фраза, которая вырвалась при падении, была нелитературной, но краткой, емкой  и выразительной. Я полулежал посреди лужи, опираясь на руку, в которой крепко сжимал наполнившийся водой пакет, судорожно соображая к какому берегу из нее выползать. За моей спиной, охнув, пробежала по краю лужи женщина. Я поднялся за ней вслед. Выйдя на «сушу», руками начал себя ощупывать и чистить, теперь уже не громко, но все еще нецензурно ругая мэра города и самарские коммунальные службы. Намокли одна штанина, низ куртки и немного пуловер под ней. Правая рука с пакетом тоже была мокрая и грязная, но физических повреждений я не нащупал. Затем почувствовал, как ощущение холода от ледяной воды отступает под курткой. Грязь нащупывалась только на пакете и на правой руке. Как мог, все вытер, потом двумя пальцами достал из кармана брюк платок и вытер лицо и руки. Невдалеке послышался скрип трамвая по рельсам. Скорее всего,  подъезжала моя «единичка» и я, мгновенно оценив нанесенный моему внешнему виду ущерб, как терпимый , принял решение догонять трамвай. «Если успею, - подумал я, -поеду на работу к 8-00, не успею – пойду домой мыться, переодеваться, а потом предприму вторую попытку, уже посветлу, добраться до трамвайной остановки». Второй вариант был крайне нежелательным, так как буквально за день до этого директор устроил головомойку нашему коллективу по поводу частых опозданий и иных нарушений трудовой дисциплины. Сам-то я опаздывал крайне редко, но попадать в «черные» списки и усугублять и без того настороженное, в силу моей дефективности, отношение ко мне начальства не хотелось.

Хлюпая мокрыми туфлями, набирая ход,  я двинулся к трамвайному кольцу. Оно находилось под навесом и было заасфальтировано,. Там было сухо и чисто! Трамвай, сияя огнями проплыл передо мной. Я пристроился за ним вслед. Идти было лучше между рельсами, так как в других местах работники близлежащей парковки ставили ежи из арматуры, загораживая проезд непрошенным автомобилям. «Не хватало еще для полноты радужной картины удачного утра, напороться на такого «ежа» - ухмыльнулся я своим мыслям. Трамвай набирал скорость. Я побежал за ним, ориентируясь на габаритные огни. Когда трамвай остановился, чтобы пропустить движущийся поперек путей транспорт , я обогнул его справа и пробежал до передней двери. Бывало, что в этом месте водители высаживали пассажиров. Но в этот раз дверь была закрыта. Трамвай тронулся, выворачивая на проезжую часть и я пошел под его прикрытием через дорогу. Молодежь энергично садилась в трамвай, когда я подбежал к заветной задней двери. Стараясь никого не задевать, чтобы ненароком не испачкать, прошел к поручню на задней площадке и занял свое привычное место у окна.

«Пол дела сделано. Еду на работу. Дальше будет проще. Пока еду,  высохну, еще раз почищусь на остановке. А там рассветет и по привычной дороге я без проблем доберусь до работы. Начнется мой рабочий день,  и все будет, как всегда, нормально» - думал я, глядя сквозь забрызганное грязью стекло на несущиеся навстречу огни машин.
*****

Послесловие
Дорогой читатель, возможно, Вам эта история напомнила случай из вашей жизни? Или кто-то из ваших знакомых плохо видит и рассказывал что-то подобное о себе? Тогда обязательно прочитайте и это послесловие. Может быть оно поможет Вам или вашим знакомым.

Этот рассказ я написал в январе 2012 года. За прошедшие шесть лет мало что изменилось. Дороги в моем районе не отремонтировали, грязи меньше не стало. Люди на улицах, в принципе, те же, зрение мое стало еще хуже. Однако, ходить на работу мне стало значительно легче. Дело в том, что я купил себе белую трость, прошел обучение пользованию ею в самарском тифлоцентре и теперь не расстаюсь с ней, если иду куда-то один.

Поначалу, правда, жутко смущался этого не самого элегантного и наводящего грусть на прохожих аксессуара. К тому же, раньше мне казалось, что, раз я что-то еще вижу, не слеп на 100%, то мне «не положено» носить белую трость. Однако, описаный здесь случай и еще ряд подобных ситуаций заставили меня изменить свое мнение.

Сейчас, когда проходил с тростью уже пару лет, могу с уверенностью сказать, что она сильно облегчает мне жизнь.

Во-первых, в глазах прохожих она сразу обозначает меня, как человека, имеющего проблемы со зрением. Прохожие реагируют на человека с белой тростью совсем не так, как описано в рассказе. Ни разу меня, когда я был с тростью никто не обругал, даже если кого-то задел или толкнул. Даже наоборот, очень часто люди стараются помочь, подсказывают, как лучше обойти препятствие берут под руку и помогают преодолеть сложный участок или перейти дорогу. Вместо злобного шипения или грязной ругани, встречаешь понимание, и желание помочь. Причем, иногда пытаются тебе помочь, когда ты в этом не нуждаешься, но все равно лично мне это приятно. Я осознаю, что людям нравится мне помогать и стараюсь никогда от помощи не отказываться, понимая, что в этом случае как бы выступаю представителем всего сообщества людей с проблемами зрения. И, если откажусь от помощи, как-то обижу человека, пожелавшего мне помочь, то, возможно, в следующий раз он уже не захочет помочь тому, кто в этом действительно нуждается.

Во-вторых, использование трости при ходьбе по городу, делает ее намного более безопасной. Трость позволяет «находить» » бордюры, ямы, лестницы, заборы, бамперы машин, прохожих и т. п. и избегать ударов, столкновений, падений. Препятствия,, находящиеся ниже уровня груди трость в большинстве случаев помогает обнаружить и встретить дружественно. С препятствиями, расположенными выше, конечно сложнее. Для защиты лица рекомендую носить шапку с длинным жестким козырьком – если налетаешь на столб или дорожный знак, козырек дает возможность наткнуться на них не со всего маху.

Подводя итог вышеизложенному, хочу посоветовать всем, имеющим проблемы со зрением, не стесняться, не бояться, а брать белую трость и выходить на улицу по своим делам, стремясь быть максимально самостоятельными. Окружающие Вас поймут, при необходимости помогут и, как поется в известной советской песне, «хорошее настроение не покинет больше Вас!»

20.01.2018 г.