Моя ошибка

Альбина Лисовская
        По образованию я агроном, а по профессии цветовод открытого грунта. В течение 25-и лет проработала в двух ботанических садах, вела большие коллекции цветочных многолетников открытого грунта. О своей научной работе с цветами рассказала в повести "Жизнь среди цветов".
       
               

        Пришло время, и я вышла на пенсию, но "жизнь на покое" оказалась продолжением "жизни среди цветов". Лихие девяностые годы. Кто их не помнит?! Мы с мужем на минимальных пенсиях, которые, наступил момент, прекратили выплачивать. Как, на что жить?! К тому же мы заболели какой-то непонятной болезнью. Помню, как мы сидели на скамеечке у своего сарая -- слабые и бледные, с мучительной тошнотой, а в доме не на что было купить даже хлеба.


        Поневоле пришлось искать какой-то приработок, чтобы выжить. Спасительное цветоводство! Уже много-много лет как часто, про себя, я повторяю эти слова горячей благодарности цветоводству! Цветоводство! Единственное счастье всей моей жизни, моей трудной судьбы. Впрочем, долой стенания.
Итак, к делу!


        К тому времени мы как раз получили участок под сад в садоводческом товариществе. Конечно, я -- цветовод, с такой горячей любовью к своей профессии, разве могла я обойтись без цветов в своём саду? И они появились. А печальные обстоятельства заставили выращивать их не только для души, но и на реализацию.


        Долго не могла преодолеть психологический барьер. Ведь мы выросли и прожили большую часть жизни совсем в другой идеологической атмосфере. Помню, как в молодости мне как-то пришлось однажды ехать в пригородном автобусе, наполненном бабушками-огородницами, возвращавшимися из своих садов. Все их громкие, чрезвычайно эмоциональные разговоры, велись исключительно о своих огородах. Как я их презирала! И если бы в тот момент кто-нибудь сказал мне, что придёт время, и я сама буду выращивать и продавать на рынке! цветы. Что бы я сделала этому человеку?! Не знаю. Во всяком случае, восприняла бы эти слова как величайшее оскорбление.


        Да! А вот пришлось. Но речь не об этом. А хочется мне рассказать, а скорее даже себе уяснить, сколько ошибок наделала я на этом таком трудном пути превращения "очарованной души", как мысленно тогда я себя называла, в продавщицу цветов.


        К тому времени в нашем саду было уже значительное количество видов и сортов разнообразных цветочных растений, но в единичных экземплярах. Нужно было выбрать ведущие культуры и размножать их в массовом количестве на продажу. И я остановилась на дельфиниумах и гиацинтах. Почему именно на них? Прежде всего потому, что, как я себе уяснила, мало кто продавал тогда их на нашем рынке. Посадочный материал, конечно. О срезке я и не думала, т.к. у меня не было навыков в составлении букетов. Моя стихия -- производство посадочного материала. К тому же, дельфиниумы и гиацинты -- одни из красивейших цветов по своим декоративным качествам.


        Был заказан посадочный материал. По гиацинтам -- в Майкоп, по дельфиниумам -- в "Марфино" Московской области, самому Малютину Николаю Ивановичу.


        От Малютина Николая Ивановича, светлая ему память, в начале второй декады сентября пришла большая посылка с 16-ю сортами дельфиниума его собственной селекции. В литературе они носят название "Марфинские гибриды" по имени совхоза "Марфино", где они были выведены Николаем Ивановичем. Как пишет Николай Иванович в своей книге "Дельфиниумы". -- М. : Колос, 1984. эти "сорта при соблюдении изоляции сохраняют полумахровость и окраску цветков", стр.25.


        12 сентября все 16 сортов были высажены в открытый грунт. С наступлением весны началось интенсивное отрастание всех 16-и кустов, а в июне -- массовое цветение.
Неописуемо прекрасное зрелище! Николай Иванович прислал свои лучшие сорта: Голубое Кружево, Дочь Зимы, Морфей, Сиреневую Спираль, Розовый Закат, Сын Неба. Мощные, высокие кусты с пышной зеленью и огромными (до 60 -- 70 см) чудесной окраски соцветиями. Высажены они были в один ряд недалеко от стены здания и чётко просматривались на её фоне, как на экране. Особенно мне нравился сорт 'Дочь Зимы'.
Подолгу стояла я около него, любуясь мощным великолепным соцветием со снежно -белыми, полумахровыми, с чёрным глазком цветками!


        Все 16 сортов были присланы по одному экземпляру. Размножать, непременно размножать -- ближайшая и основная задача! И вот здесь -- при выборе способа размножения -- я допустила роковую ошибку. Основной упор был сделан на семенной способ размножения. Следует заметить, что практического опыта по выращиванию дельфиниума у меня не было. В ботаническом саду, где я работала, и вела коллекцию цветочно-декоративных многолетников открытого грунта, дельфиниум не выращивался. Незадолго до описываемых событий я прочитала книгу Николая Ивановича "Дельфиниумы", из которой уяснила себе, что основной способ размножения дельфиниумов -- семенной. Но, не заострила, к сожалению, своё внимание на том, что этот способ применяется в производственных условиях и с сохранением пространственной изоляции сортов!


        Наметила сорта, с которых в первую очередь нужно было собрать семена, собрала их и на следующий год весной высеяла , сначала на рассаду, а с наступлением тепла в открытый грунт. Каково же было моё разочарование, когда выяснилось во время цветения сеянцев, что отбирать-то и нечего: ни один сеянец, а их было немалое количество, не повторил родительских (сортовых) качеств! Более того: не было ни одного экземпляра со сколько-нибудь примечательной окраской, чтобы можно было оставить его на дальнейшее выращивание.


        Мне нужно было учесть, что условия любительского цветоводства -- это не производственные поля, где можно соблюдать пространственную изоляцию между сортами и в 200 метров, как рекомендуют. А на моём крошечном участке сорт от сорта были высажены на расстоянии менее метра. Нужно было все силы сосредоточить на вегетативном размножении -- черенковании и делении кустов. Черенковать весной и, по возможности осенью, а через 2-3 года приступить к делению кустов.


        Моя замечательная коллекция из 16 сортов просуществовала недолго. Самый любимый сорт 'Дочь Зимы' выпал после первого года выращивания -- не отрос весной. Черенковать оставшиеся сорта не было времени из-за страшной загруженности другими делами. Наверно, если бы я предвидела тогда, как печально всё кончится из-за моего бездействия, бросила бы все дела и в первую же весну приступила к черенкованию. Нет, я всецело понадеялась на семенное размножение.


        И второе, чего я не учла в то время -- недолговечность дельфиниума. Кусты стали выпадать один за другим и, спустя 3-4 года, от моих таких роскошных растений не осталось и следа. Промелькнула эта чудесная картина первого года цветения как "мимолётное виденье", по выраженью Пушкина А.С. Но запомнилась мне навсегда. Прошло уже много-много лет, а 16 роскошных кустов стоят перед моим взором, как какое-то чудо необыкновенной красоты. Спасибо Николаю Ивановичу за его талант селекционера и доброту человека. А я не сумела сберечь эту красоту. Но пусть утешением мне послужат успехи в выращивании других видов и сортов цветочных растений, очень нужных людям, благодарные отзывы цветоводов и их добрые пожелания в мой адрес.


        Сейчас, как известно, появились новые махровые сорта дельфиниума (Новозелландские гибриды) и супермахровые (Шотландские гибриды). Их я видела, к сожалению, только на снимках. Хотелось бы, конечно, посмотреть, как они выглядят в натуре. Но, признаться, я не люблю густомахровых цветов. Может быть потому, что мне они кажутся грубыми, тяжёлыми и не вызывают по этой причине чувства восхищения.

               
                г. Йошкар-Ола, июль 2017 года