Каббала. Часть 6. Душа

Лариса Болотова
     Согласно учению Зогара  Космическая троица находится в трёх душах, её составляющих, седалище которых есть мозг, сердце и печень (желудок).  Мозг отвечает за разум, сердце за чувства и желания, а желудок за жизнь физического тела. Все души сотворены с основания мира. Человек может своими добродетелями влиять на высший мир и улучшить его. Душа бессмертна, но достигает небесного счастья, только сделавшись совершенней, для чего часто должна жить последовательно в нескольких телах. Случается, что душа сходит с неба, чтобы присоединиться к другой  душе, уже воплощённой, для самосовершенствования через неё или её совершенствования.
   
       Зогар нас учит, что вслед за движением исхождения Бога следует движение возвращения в Самого Себя. Это обратное движение есть даже окончательная цель всякой вещи. Души (чистые духи), упавшие из мира формирований в мир совершения, возвращаются обратно в их прежнее отечество, после того, как они разовьют все совершенства, неразрушимые зародыши которых носят в себе. Если понадобится, душа пройдёт многие существования. Это называется кругом перевоплощений.

       Хочу обратить внимание, что в человеке, кроме физического зародыша есть и другие. А именно, зародыши тела чувств и желаний (астральный мир), зародыш тела мысли (ментальный мир) и зародыш тела воли – духа (огненный мир). Но самое главное, что все эти зародыши развиваются благодаря жизни человека в физическом мире. Исправление допущенных отклонений возможно только в физическом мире.
   
       Изучим подробней, что такое душа.

       По Каббале человек состоит из трёх частей: тела, души и духа. Согласно закону творения, указанному в системе сефиротов, каждая из этих частей представляет отражение другой и заключает  образ двух других. Низшая часть человеческого существа по-еврейски называется Нефеш.  Часть средняя, или душа, называется Руах. Часть высшая будет Нешама. Каждый из этих центров извлечён из соответствующего плана вселенной. Нефеш подразумевает мир физический, питается его энергией и вносит в него свои создания. Руах делает то же по отношению к астральному миру, а Нешама – к миру божественному. Все части человека, таким образом, находятся в беспрерывном обмене с частями вселенной, которые им соответствуют, а равно и с другими частями самого человека.
      
      С другой стороны составляющие человека: тело, душа и дух,   различествуют между собой, как конкретное, частное и главное, так что одно является отражением другого, и каждое из них содержит в себе это тройное различие.
   
       Первая,  основная часть, заключающая три первых подразделения: тело, форму или эфирный двойник и принцип жизни, - это Нефеш; Вторая – душа, седалище воли, представляющая, собственно говоря, человеческую личность и заключающая в себе три следующих подразделения, - это Руах; третья – дух со своими тремя силами - это Нешама.

       Начиная с тела, то есть с самой низшей части – Нефеша, и, восходя через Руах (душу) до самого высшего элемента – Нешамы, они переходят все градации, как бы восходя от тьмы к свету, через полутень, и обратно. Сверх того, благодаря внутреннему соединению, при слиянии одной части с другой, число девять теряется в единице для образования человека – телесного духа, соединяющего в себе два мира.
      
       Если мы представим схематически изображение сказанного, то получим рисунок, состоящий, из девяти кругов заключённых в одном, причём каждые три (в соответствие с телом, душой и духом)  заключены в ещё  одном и заходят друг на друга.
 
       Рассмотрим теперь более подробно эти основные части, начиная с низшей – Нефеша – принципа жизни или формы конкретного (реального) существования. Он  составляет наружную часть живого человека. Нефеш находится в непосредственном сношении с внешним миром, и только через влияние этого мира он производит жизненные функции. Одновременно он действует также и во внешнем мире; благодаря собственной творческой способности, выделяя из себя новые жизненные силы и возвращая, таким образом то, что получает. Этот конкретный элемент составляет одно неразделимое целое, полное в самом себе, в котором человеческое существо находит своё точное внешнее выражение.
      
      Рассматриваемая как одно неразделённое целое,  конкретная жизнь содержит также три элемента представляющие: конкретное, частное и главное, или иначе: вещество исполняющее, сила выполняющая и принцип. Три силы Нефеша, о которых идёт речь, расположены и действуют тем же способом, который мы сейчас представим посредством трёх подразделений Руаха.
 
      Думаю, что здесь имеется в виду, что человек (его внутренняя часть)  живёт одновременно в нескольких мирах: астральном, ментальном и огненном.
      
      Второе начало человеческого существа – Руах (душа) – менее чем Нефеш чувствительно к влияниям внешнего мира. Пассивность и деятельность находится в нём в одинаковых пропорциях. Оно состоит, скорее, в существе внутреннем, идеальном, где конкретная жизнь проявляет себя внешним образом, как количественное и материальное, находясь внутри в потенциальном (скрытом) состоянии. Это второе человеческое начало колеблется между активностью  и пассивностью или как  внутреннее и внешнее.
   
      Здесь имеются ввиду чувства (внутреннее) и действия (внешнее) в соответствии с этими чувствами. Человек как бы углубляется в свой внутренний мир.  Происходит сближение внешнего и внутреннего миров.
    
      Образ жизни каждого существа зависит исключительно от более или менее высокой степени его сцепления с природой и от более или менее интенсивной активности и пассивности, явившейся результатом этого слияния, тогда как самосознание пропорционально этой же активности. Таким образом, чем активнее существо, тем оно выше и тем возможнее для него рассматривать свою внутреннюю глубину.

      Руах, составленный из сил, являющихся основанием объективного, материального существа, пользуется ещё свойством отличаться от других частей как самостоятельная личность: располагать самим собой, проявляться свободно и самостоятельно вовне.
    
      Получается, что животные (растения, минералы) не осознают себя как личность, как отдельность себя от природы, то есть окружающего мира. Они ощущают себя частью этого мира? Есть ли у них душа? Отдельной души  у них нет, есть общая. Возможно, если рассматривать душу состоящую из трёх частей, то минералы, растения обладают её низшей частью – жизнью, животные – двумя частями: низшей – жизнью, средней – чувствами. Человек всеми тремя.

      Подобно Нефешу, она (душа) состоит из трёх динамических элементов, находящихся между собой в соотношении как конкретное, частное и главное или как материя, на которую действует сила, сама сила и принцип.
   
      Каждая часть человеческого существа (думаю, здесь имеется ввиду: тело, душа и дух) живёт  своей особой жизнью в соответствующей ей мировой сфере, с которой она сносится (давая и получая) (обмен энергиями?),  посредством чувств и внутренних специальных органов (мозг, сердце, желудок).
      
      Сверх того, Руах, - по причине заключающегося в нём конкретного элемента – должен сообщаться  с конкретным, находящимся ниже его, так же, как главная его часть производит в нём стремление к главным же высшим, находящимся над ним, частям.
 
      В ней происходит, в двух различных значениях (направлениях), циркуляция трёх перемешанных течений, так как:  а) она (душа) возбуждается Нефешем, находящимся ниже её, и в свою очередь действует на него, вдохновляя его; б) она относится одновременно активно и пассивно к внешнему, соответствующему её природе, то есть к частному; в) преобразованному в своих недрах влиянию, полученному ею снизу или извне, она даёт возможность подняться, в достаточной мере, для возбуждения высших областей Нешамы.  Посредством этого активного действия, возбуждающего высшие способности, она производит жизненное влияние более высокое и более духовное, которое душа, возвращаясь к пассивности, получает для передачи наружу и вниз.
   
      Нефеш не мог бы сноситься с Руахом, не имея с ним общих свойств, равно как Руах не в состоянии был бы сообщаться с Нефешем и Нешамой, если бы между ними не было сродства.
 
      Третья основная часть человеческого существа – Нешама – может быть обозначена словом  дух, в том смысле, какой придан этому слову в Новом Завете. В нём дух живёт собственной жизнью, и только для главного или мира духовного, с которым находится в постоянных сношениях. Однако Нешама, подобно Руаху, не может обойтись, благодаря влечению идеальной стороны своей природы, только одним главным – Абсолютом или Божественным, ему необходимо также, в виду побуждений реальной стороны его природы, входить в некоторые сношения с конкретным и частным, стоящими ниже его, и он поэтому чувствует влечение  и в ту, и в другую сторону. То, что есть количественного в Нефеше и качественного в Руахе, исходит из чистого, идеального духа – Нешамы.

      Подобно тому, как Нефеш и Руах заключают в себе три различных элемента существования или возможности спиритуализации, так что каждый представляет уменьшенное изображение человеческого существа, - точно так же Каббала отмечает три подразделения  и в  Нешаме.
      
      Нешама, этим именем может быть назван самый низший (первое подразделение) её элемент; он по крайней  мере имеет сродство с высшими элементами Руаха и заключается во внутреннем и активном познании качества и количества понятий, находящихся ниже его. (Ум?)
   
      Второе подразделение Нешамы, представляющее восьмой элемент состава человеческого существа, называется в Каббале Хайа. Его сущность состоит в познании внутренней, высшей, умственной силы, служащей основой проявленному существу, а потому непостижимой для Руаха и Нефеша и не могущей быть познанной низшей частью, собственно Нешамой. (Разум?)
 
      Третье подразделение и девятый высший элемент человека, это – Иехида, то есть единица в самой себе. Его свойство заключается в познании основного, абсолютного Единства и абсолютного первоначального Единого. (Нирвана?)
      
      Моё мнение. Ум – проявление Жизни. В минералах и растениях  ум (руководство определённой сущностью) находится вне физического мира. У животных происходит переход ума в физическое тело, в специальный орган –   спиной мозг (движение)  и центральный мозг для управления жизнью физического тела. Центральный же мозг человека приспособлен к  восприятию разума.
   
     Первый элемент Нефеша – тело или конкретное в конкретном; второй – частное в конкретном; третий – главное в конкретном.
   
     Первый элемент Руаха – конкретное в частном; второй – душа или  частное в частном; третий – главное в частном.
   

     Первый элемент Нешама – конкретное в главном; второй – Частное в главном; третий – дух или главное в главном.

     Душа (Руах) имеет, без сомнения, собственное существование, но она в тоже время неспособна достичь независимого развития без участия телесной жизни (Нефеша); то же самое можно сказать  и о Нешаме. С другой стороны, Руах находится в двояких сношениях с Нефешем; под его влиянием он проявляется в наруже, чтобы свободно действовать, так что конкретная телесная жизнь участвует в развитии души.
   
     Ум – это управление, как бы  компьютер физического тела, обеспечивает жизнь, связан с внешним миром, конкретное мышление. Разум – развитый ум, абстрактное мышление, связан с внутренним миром.
 
     То же самое происходит с духом по отношению к душе или Нешамы в отношении Руаха; через Руаха он находится в двояком сношении с Нефешем. Во всяком случае, Нешама заключает в самом себе источник своих действий, тогда как действие Руах и Нефеша суть только свободные жизненные эманации Нешамы. Подобным же образом Нешама до известной степени находится в двояком сношении с Божеством, так как жизненная его деятельность сама по себе представляет воззвание к Богу о поддержке и о доставлении всего необходимого для существования.
    
    Итак, дух и Нешама, а через его посредство Руах и Нефеш, совершенно непроизвольно почерпают из божественного и вечного Источника, стремясь непрестанно проявлять деяния своей жизни к высшему. Тогда как Божество непрестанно проникает в Нешаму и его сферу, чтобы доставить как ему, так  равно Руах и Нефешу жизнь и существование во времени.

    Теперь, как поучает Каббала, человек, вместо того чтобы жить в Божестве и получать от него необходимую духовность, в которой нуждается, всё более углубляется в себялюбие и греховный мир. Со временем грехопадения (см. Книгу Бытия, III, 6-20) он покинул свой вечный центр для внешней сферы. Это грехопадение и всё увеличивающееся удаление от Божества производят упадок способностей в природе человека и во всём человечестве, и Нешама утратил непосредственное сношение с Богом. Точно так же Руах отдалился от Нешамы, а Нефеш потерял свою тесную связь с Руахом. Через этот всеобщий упадок и ослабление связей между элементами низшая часть Нефеша, бывшая сначала эфирным, светящимся телом человека (Земля вначале была тоже эфирным, светящимся телом – холодный огонь), сделалась нашим материальным телом, вследствие чего составляющие человека три главных части подлежат распадению.

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы.