Китченпортер

Драгунс
          Как-то, в далеком, теперь уже, 2008, может 2009 году, я остался без работы. Компания, где я работал, неожиданно, для меня, разорилась. Так бывает, говорят. Но нет работы, значит, нет денег. В Лондоне, это грозит стать бездомным. Подавляющее большинство горожан, как я уверен, арендует жилье. А стоимость аренды высокая, иногда может составлять большую часть дохода.  Нет денег, нет возможности платить аренду и хозяин, не очень долго будет тебя терпеть.
          Вторая проблема, это питание. Кушать хочется каждый день, и не одиножды. В Лондоне, скажем так, вам с голоду умереть не дадут, но придется ехать в центр, где можно получить еду бесплатно. Но если вы живете на окраине, то добраться в центр города не просто. Пешком прогуляется пятнадцать - двадцать миль, это не развлечение. Правда, если вы человек опытный, то найти бесплатное питание можно и в вашем районе. Если вас еще не выгнали на улицу…

          Перспектива оказаться на улице, особенно зимой, мне совсем не нравилась.
          - Придется искать работу, - решил я.
Обычно, работу ищут через Jobcentre – или по-русски, через Центры занятости. Но таковых, я в ближайших окрестностях не видел, возможно, потому, что они меня не интересовали.
          - А почему, собственно говоря, не попробовать самому найти работу?
          Я жил в то время, в районе, Sunbury-on-Thames и как-то слышал, что где-то здесь должен находиться ипподром. Значит, много народа должно приходить и много персонала необходимо, что бы обслуживать клиентов. Сел на велосипед и довольно быстро отыскал ипподром, который называется «Kempton Park».

          - Могу вам предложить работу китченпортера, - сказала менеджер.
          - Посудомойка? В моем представлении посудомойка, это женщина, почему здесь это мужская работа? – подумал я.
          Сразу всплыли в памяти статьи об известных россиянах, которые, перебравшись «за бугор», начинали работать посудомойками. Там, в статьях, такая работа отождествлялась с чем-то постыдным, не достойным «благородного» человека.
          - Но я не благородный, неизвестный и мне очень нужна работа, - решил я и вслух ответил:
          - Хорошо, я согласен.
          - Эта работа, к сожалению, не каждый день и по десять или больше часов. Конечно, после восьми часов, вам полагается полторы ставки, а после десяти, двойная оплата.
          - Это понятно. Когда можно начинать?
          - Завтра, приходите не позднее одиннадцати тридцати. Работа начинается в двенадцать дня, до этого времени вам нужно переодеться.

          Как оказалось, для обслуживающего персонала, разная форма одежды. Для тех, кто имеет дело с деньгами одна, для уборщиков, другая, для кухонных работников, естественно, третья, а официантам выдавали белые рубашки, правда сильно застиранные.
          В двенадцать, клиентов еще не было, и всех работников кормили легким завтраком, если так можно назвать сок или напиток, с печеньем, вафлями или батончиками типа «Марс». Потом на до мной взял шефство опытный китченпортер и объяснил что к чему.
          Технология оказалась очень простой. Официанты приносили грязную посуду, и в их обязанности входило очистить посуду от остатков пищи, перед тем как поставить ее на стол. Мои обязанности - сполоснуть посуду под струей воды и оттереть, то, что засохло. Потом поставить посуду на поддоны и загрузить в моечную машину. После мойки поддоны попадали на транспортер, который заканчивался сушильной машиной. Вынув из сушилки, нужно проверить нет ли засохших остатков пищи и рассортировать посуду, разложив на стеллажах. Если посуда не очистилась, процесс следовало повторить.
          Обычно, в посудомойке работало два человека, иногда даже три. Но, как оказалось в последствии, я мог один справляться со всеми обязанностями.
          Много работы, обычно, начиналось после восьми вечера. А до этого времени, даже если  я работал один, без проблем можно было, несколько раз, сходить на улицу, что бы покурить.

          Через пару месяцев, официанты начали приветствовать меня и радоваться, что сегодня работаю именно я. Для них, самая большая проблема кружки, в которых могли остаться не вымытые пятна от чая или кофе. Только я, как оказалось, всегда мыл кружки, перед моечной машиной. Другие китенпортеры, как я замечал, вообще не полоскали посуду под водой, а сразу ставили ее в машину.
          Однажды, месяцев через пять работы, решил я устроить забастовку. Работал я, в этот день один. Официант, поляк, по национальности, оказался очень вредным. Он  поставил на стол поднос с грязной посудой и не захотел очистить ее от остатков еды. Я спросил, почему ты не делаешь то, что тебе положено. А он отмахнулся и сказал, что очень занят.
          Вообще, ничего страшного в этом нет. Я мог бы обойти вокруг стола и сделать его работу. Так я всегда поступал, если официанты просили им помочь. Но если тебя «посылают», то можно и обидеться.
          Вообще все официанты, считают себя, высшей кастой, если так можно сказать. Как-то один знакомый официант пожаловался, что в последнее время, его не часто приглашают на работу, то есть с деньгами у него не очень хорошо. Я сразу предложил, иди в китченпортеры, здесь, как раз, не хватает людей. Знакомец возмутился и сказал, что никогда в жизни не пойдет на такую работу. Мне показалось это весьма странным. Если его интересовали деньги, то нужно менять работу. Платили ему, так же как мне, шесть фунтов в час, но я работал на час, а иногда и на два больше, чем он.  При двойной оплате, это весьма значительная разница. Уходил я последним, вместе с менеджером, который проверял помещения, освещение и закрывал двери.

          Но вернемся к забастовке. Я не пошел помогать поляку, очищать принесенные им тарелки. Другие официанты, увидев не убранный поднос, тут же начали поступать так же. Через пол часа стол оказался завален подносами, их уже не куда было ставить.
          Прибежала менеджер и заорала:
          - Что такое, почему у вас здесь бардак!
          - Потому что ваши официанты не хотят делать свою работу, - ответил я.
          - А вы, один, справитесь, если здесь все очистить?
          - Конечно, справлюсь.
          Менеджер начала сама очищать тарелки.
          Я, конечно, справился. В последствии, когда работала эта менеджер, ни один официант даже не просил у меня помощи, все очень аккуратно выполняли свои обязанности.
 
          К десяти часам вечера заказы от посетителей принимать перестали, тогда наступило время обеда для всех работников ресторана. Нужно просто сходить на кухню, выбрать то, что тебе больше нравиться и самому наложить в тарелку.

          Потом, когда все посетители покинули ресторан, ко мне подошел менеджер и протянул восемь фунтов, наличными. Это, в первый день, меня очень удивило.
          - У нас в ресторане, услуги за обслуживание включается в счет, - сказал менеджер.

          Минимум, «за обслуживание», мне выдали четыре фунта, а максимум, я получил двадцать пять. Приличная прибавка к не плохой официальной оплате труда. Редко, удавалось закончить работу через одиннадцать часов. Чаще рабочий день длился двенадцать часов.

          К концу работы меня позвал шеф-повар:
          - Все что лежит на этом столе и то, что в этом холодильнике, вам нужно выбросить в мусор и вымыть всю посуду.
          - Но это же съедобные продукты, зачем выбрасывать?- удивился я.
          - Завтра мы не работаем, а еще через день, они не будут пригодны для продажи.
          - А можно, не все выбрасывать, а что-то забрать домой?
          - Конечно можно.

          Всего, что нужно выбросить, обычно, было очень много. Я выбирал только то, что мне нравиться и за все время пока работал в этом ресторане, не ходил в магазины за продуктами.

          Работа, естественно, не престижная. Для кого-то, работать только пятнадцать – семнадцать дней в месяц, это мало. Но если судить по оплате, то мне, во всяком случае, хватало. Кстати, здесь я зарабатывал примерно в полтора раза больше, чем дворник. Лондонским дворником я тоже работал, месяца два.
          Не буду спорить, вполне возможно, что работа китченпортера в других ресторанах, сильно отличается от этой работы. Я больше нигде китченпортером не работал. Но, честно должен признаться, что очень жалел, что потерял эту работу, не проработав года. Случилось это по причине смены арендатора ресторана, а я, в это время, находился в больнице.

          Вывод, думается, нужно сделать очевидный. Даже на самой не престижной работе можно найти свои плюсы.