Мамаев Курган

Алексей Большаковъ
     Свежий осенний день, на небе ни единого облака. В моей голове тоже – ни одной посторонней мысли. По крайней мере, я сразу отгоняю их куда-нибудь подальше, за горизонт своего внимания, или распыляю, как ветер проделывает это с белыми хлопьями. Если подумать, то я даже не совсем сразу понял, на чём было сосредоточено моё внимание: не на самом этом месте – а на его идее.
     Эту высоту несколько раз брали немцы, но каждый раз красноармейцы отбивали её. Говорят, они даже падали в сторону Берлина. Сколько же повестей и рассказов я когда-то прочитал о тех далёких событиях. И, этакая шутка, по-настоящему даже не представлял, как всё выглядело на самом деле. Точно Сталинградская битва проходила не на просторах, открывающихся отсюда, а в моей голове.
     В моём воображении были вырыты окопы, подбивались танки, медики пускали по реке раненых. Внутри меня солдаты перебегали улицы, вели борьбу за каждый этаж зданий. Конечно, я видел несколько фотографий города, но всё же… Интересно, как бы я представлял всё это, если бы родился здесь, гулял по этим улицам с самого детства: в одной руке – рука отца, в другой – мороженое. Да, летом здесь жарко. Немцам бы понравилось.
     Вдали широким потоком текла Волга, которую я так давно хотел увидеть. Она несёт свои могучие воды, как и время уносит за собой людей, события и память о них. Но, как и некоторые люди способны плыть против течения, так и память о великом способна идти против времени, даже обращать его вспять… Чтобы уже ничего не смогло остановить ту силу, с которой река времени побежит вперёд, в будущее, захватив с собой всех людей.
     Позади меня стояла огромная женщина с мечом в руке. Казалось, на этот меч опирается всё небо, и не дай Бог кому-то прийти сюда снова – он почувствует всю его тяжесть на себе. Похоже, женщина здесь стояла уже тогда, иначе как объяснить, что русские падали на запад? Конечно, её ещё не одели в бетон… но я уверяю – она здесь уже была.
     После пребывания в таких местах, где люди уходили в бессмертие, в сердце навсегда остаётся след на всю жизнь. Или, наоборот, в таком месте ты оставляешь частичку себя, чтобы когда-нибудь – живым или мёртвым – вернуться сюда ещё раз.

19.01.2018, Москва