Сказка про Олешу

Василий Макаров
1

Давным давно в одном маленьком городе жил мальчик Олеша. Город этот был маленький, но очень красивый. Невысокие дома сложенные из белого камня ярко блестели в лучах жаркого солнца. Узкие извилистые улицы затенённые каштанами и акациями сходили к рыночной площади, где стояла большая башня с часами. А от площади широкая мостовая вела к причалу, куда заходили торговые корабли.

Олеша жил и папой и мамой в одном из этих маленьких домиков, облепивших склоны холма. Днём он помогал отцу в его мебельной мастерской, а по вечерам было ему раздолье. Иногда он с другими мальчишками ловил рыбу в большом ручье. Иногда собирал на берегу моря выброшенные водой предметы, потерянные с кораблей. А иногда просто глазел как к пристани подходили иностранные суда.

Однажды Олешу подозвал отец и говорит:
- Отнеси-ка вот этот новый стул часовщику Магнусу, что живёт в доме возле часовой башни. Да денег за стул с него не бери, а попроси, не даст ли он мне сверло. А то мои все поломались.

Олеша был рад выполнить просьбу, ведь улизнув из мастерской можно было выбрать самую дальнюю дорогу и так прогуляться по всему городу. Сперва он сходил к пекарне тётушки Полли.

- Здравствуйте, тётушка Полли! - кричал ей с улицы Олеша, думая, не угостит ли она его пончиком.

- Добрый день, Олеша! - отвечала из окна тётушка Полли отряхивая измазанные мукой руки, - а что это ты со стулом по улице ходишь? Никак устал?
- Нет, тётушка Полли, не устал, это я несу стул часовщику.

Пончик раздобыть не удалось и Олеша уже мчался дальше к фруктовому магазинчику дядюшки Руфуса.

- Здравствуйте, дядюшка Руфус! - кричал ему Олеша рассчитывая получить яблоко или сливу.
- Привет, Олеша, - отвечал дядюшка Руфус, - твой отец никак решил переехать в дом побольше? Вот и мебель уже переносите!
- Нет, дядюшка Руфус, мы не переезжаем, это я несу стул часовщику.

Не получив желаемого, Олеша побежал в кондитерскую лавку братьев Гавс. Потом пошёл к старому сыроделу деду Пипину. Потом к мяснику Боббсу и даже зашёл к старушке Маргарите, которая продавала целебные настойки. И нигде не удалось Олеше получить хоть что нибудь, кроме вопросов и шуток про его стул.

Порядком уставший подошёл он дому часовщика, что стоял возле высокой башни, и постучал в дверь. Открыла ему София, жена часовщика Магнуса.

- Что тебе нужно? - спросила она недовольно.
- Здравствуйте, тётушка София. Меня послал отец принести вам вот этот новый стул, а также у меня есть просьба к дядушке Магнусу. Не могли бы вы его позвать?

София вроде взглянула на Олешу чуть добрее.

- Хм, стул вроде не плох. Надеюсь он прослужит дольше, чем обычно мебель твоего отца. А Магнуса ищи в башне, он всё возится там наверху с часами.

И забрав стул София захлопнула дверь перед носом Олеши. Он вздохнул и посмотрел вверх на городские часы. Ему давно хотелось посмотреть, как они выглядят изнутри и вот сейчас как раз представился случай. Олеша зашёл в башню и стал подниматься по крутым ступеням. На верхней площадке он увидел огромный механизм часов. Колёса больше человеческого роста вращались подрагивая. Металлический треск раздавался там, где толстая цепь с грузом уходила вниз к основанию башни.

- О, кто это сюда пожаловал? Кажется, тебя зовут Олеша, так?

Олеша не сразу разглядел в полумраке часовщика Магнуса.

- Да, дядюшка Магнус, это я.
- Вот и хорошо. Видишь вот там, у твоих ног лежат шестерни? Возьми самую большую и подай мне сюда. А то я выкрутил деталь, а запасную с собой не взял, вот растяпа. Ведь эти часы нельзя останавливать!

Олеша подал Магнусу шестерню.

- А почему нельзя остановить часы?
- Э-э-э, братец. Эти часы ходят уже очень долго и всегда работают точно. Я работаю часовщиком много лет и я никогда не допускал ни остановки, ни даже малейшего отклонения. И мой отец, и мой дед, которые тут работали до меня, тоже не допускали остановки этих часов.
- Но почему? - не отступал Олеша.
- Вот настырный, - засмеялся Магнус, - ну ладно, скажу тебе на чистоту. Эти часы управляют временем всего города. Если они будут спешить, то весь город начнёт торопиться. Если часы будут отставать, то все в городе будут отставать и не успевать. А если вернуть часы назад, то, я думаю, что к нам вернётся наше прошлое. 
- Вот здорово, - выдохнул Олеша.
- Ты что ли хочешь вернуть прошлое? - Магнус неожиданно стал серьёзным.
- Нет, дядюшка Магнус, но я был бы не прочь немножко поторопиться. Ведь мне через месяц исполнится уже четырнадцать лет!
- Не торопись жить, молодой человек! - засмеялся Магнус, но вдруг стал серьёзен, - А ты, собственно, зачем сюда пожаловал?
- Дядюшка Магнус, я принёс вам новый стул от моего отца. Вернее, я отдал стул тётушке Софии. И мой отец велел мне попросить у вас сверло.
- Ах вот оно что! Ну тогда спускайся вниз и подожди немного, я дам тебе сверло.

Домой Олеша вернулся когда солнце уже коснулось своим краем самых верхушек волн. В это время стены домов и даже листва каштанов и акаций становились слегка розовыми. Отец Олеши был недоволен тем, что тот так задержался, но ничего не сказал.

2

Весь следующий день Олеша прилежно помогал отцу и только вечером, когда стены домов опять порозовели, он отправился прогуляться на пристань. Как раз в это время в гавань заходил большой красивый корабль и множество зевак толпились на набережной.

- Эй, Олеша! - крикнул один из мальчишек, - Ты где весь день пропадал?
- Я в мастерской работал, - ответил Олеша.
- Иди сюда, смотри быстрее! Это военный корабль!

Корабль тем временем остановился не подходя к причалу и с его борта спустили шлюпку. Люди в шлюпке были такими маленькими, что их было почти невозможно различить.

- Как ты думаешь, Том, этот корабль плывёт на войну? - спросил Олеша стоящего рядом мальчика.
- Я не знаю. - ответил тот, - Но я знаю точно, что это самый большой корабль, который я когда нибудь видел!

Довольно скоро шлюпка добралась до причала, где пассажиров уже дожидался крытый экипаж. Толпа зевак переместилась поближе к пристани и Олеше пришлось проталкиваться работая локтями чтобы хоть что-то увидеть. Из шлюпки по лестнице поднялись трое мужчин в чёрных костюмах, одна женщина в красном платье и девочка с розовой шляпкой на голове. Неожиданным порывом ветра у девочки сорвало шляпку. Она попыталась схватить её и сама упала бы с пристани, если бы девочку не удержал стоящий рядом матрос.

Другие матросы, которые находились в лодке, выловили из воды розовую шляпку и вернули её хозяйке. Тогда все путешественники зашли в экипаж и пара лошадей двинулась раздвигая толпу зевак. Некоторые мальчишки побежали вслед, рассчитывая зацепиться на бегу за карету и немного прокатиться. А Олеша подошёл к тому самому месту, где путешественники поднимались на пристань.

Их шлюпка уже направлялась обратно на корабль. Матросы мощными гребками толкали её по волнам. Олеша уже собрался идти домой, как его внимание привлекло что-то блестящее под ногами. Он нагнулся и увидел маленький медальон, который застрял в щели между рассохшихся досок причала. Сверху его было никак не подцепить. И тогда Олеша ловко спустился по опоре причала к воде и там увидел свисающую между досок вниз цепочку медальона. Он осторожно вытащил его и так же ловко забрался обратно.

«Наверно этот медальон уронила девочка, когда сама чуть не упала вниз» - подумал Олеша. Он сунул медальон в карман и побежал было по набережной, но экипажа то уже и след простыл.

- Эй, Том! - крикнул Олеша знакомому мальчику, - Ты видел куда уехал экипаж?
- Нет, я бежал только до середины улицы. Но Гек наверно знает, ему удалось зацепиться за карету.

Олеше удалось разыскать Гека когда на город уже почти опустилась ночь. Гек был года на два старше и часто помогал на рыночной площади торговцам привезти и увезти товары. Сейчас он сидел в пустой палатке и грыз яблоки.

- Привет, Гек! Ты случайно не знаешь, куда уехал экипаж, который сегодня вечером забирал людей с пристани?
- Привет, мелюзга! А тебе то какое дело?

Гек и обычно то не общался с младшими, а сейчас явно был не в настроении.

- Скажи, пожалуйста, мне очень нужно!
- Ладно, давай сделаем так. Я кину яблоко, если поймаешь - скажу, а не поймаешь - проваливай отсюда.
- Хорошо, хорошо, я поймаю!

Гек взял из стоящего рядом ящика яблоко побольше и размахнувшись кинул Олеше. Тот прыгнул, но яблоко пронеслось где-то над головой и исчезло в темноте.

- Не поймал, теперь проваливай!
- Кинь ещё раз, Гек! Ну пожалуйста, я точно поймаю! - не унимался Олеша.
- Ну ладно. Кидаю ещё раз, но если не поймаешь, то получишь тумаков!
- Да, я согласен!

Гек выбрал на этот раз яблоко поменьше и хорошенько размахнувшись кинул Олеше. Тот прыгнул что было сил и яблоко стукнуло его прямо в лоб. У Олеши на миг помутнело в глазах, но затем он поднял лежащее рядом яблоко.

- Вот, я поймал. Теперь рассказывай, куда уехал экипаж.
- Они уехали в дом бургомистра. Знаешь, он стоит в конце той улицы на вершине холма. А что это такое блестит у тебя под ногами?

Олеша опустил глаза и увидел медальон, который выпал у него из кармана во время прыжка. Он мгновенно схватил его и припустился по улице что было мочи. Силы были не равны и если бы Гек захотел, он смог бы его отобрать. Олеша перевёл дух только когда приблизился к своему дому. Было уже поздно и он решил сходить на разведку к дому бургомистра на следующий день.

3