Крым поэтический и многострадальный

Борис Углицких
  Крым – поэтический и многострадальный…
(путевые заметки)

… И вот он, солнечный и овеянный мифами, поэтический и многострадальный, романтический и с недавнего времени ставший краплёной картой в глобальных политических спорах – Крым.
 
Самолёт снижается, и в иллюминаторе, как на экране телевизора – обширная панорама полуострова. Мы летим над равнинной территорией. Это надо видеть: огромные черно-зелёные многоугольники (распаханная земля и поля с уже зазеленевшими всходами), на которых совсем не видно никаких строений.

Вот  самолёт весело бежит по аэродромной дорожке симферопольского аэропорта, и шумно-звонкоголосая ватага окружавших меня со всех сторон девчонок, пловчих-синхронисток, направляющихся на соревнования в Евпаторию, дружно хлопают в ладоши. Старательно аплодирует пилотам даже пятилетний карапуз, сидящий через проход от меня, летевший вместе с ними (видимо, чей-то братик).

1. Хорошо б при зарплатах российских – цены украинские

… В Судак мы с женой добирались общественным транспортом, с трудом избежав настойчивых притязаний местных таксистов. Надо заметить, что из-за слаборазвитой промышленно-производственной структуры в Крыму, практически всё взрослое население полуострова вынуждено зарабатывать на жизнь в сфере услуг, ориентированной на туризм и санаторный отдых. Отсюда и повсеместные разговоры об ожидаемых, но никак не наступаемых переменах. Мол, поток украинских туристов сократился, а россияне ещё не так активно спешат сюда отдыхать. А ещё часто можно услышать здесь такую шутливую реплику: мол, хорошо было б при зарплатах и деньгах российских сохранить цены украинские. Да… мечтать, как говорится, всегда не вредно.

… Ехали в восточную часть Крыма по старой – латанной-перелатанной асфальтовой дороге (видимо, далёкого хрущевско-брежневского периода), но в автобусное окно просматривалось строительство нового дорожного – асфальтового полотна. На протяжении буквально всего пути нашего следования.
 
Строят здесь много и практически на каждом шагу. Перестраивается по современным европейским проектам Симферопольский аэропорт (сегодня он – жалкий образец «совковых» стандартов). Автодороги вообще перестраиваются в массовых масштабах. Восстанавливаются памятники старины и храмы. Повсюду ведутся реставрационные работы. Оживают здравницы. Обновляются места массового отдыха.

… Но как живётся местному люду? Как изменились их условия проживания после известных событий 2014 года? Всё ли так замечательно хорошо, как нам рассказывают наши СМИ?

… Да… оказалось: не всё так однозначно.
Начну с политической составляющей бытия. Здесь, в этой, постоянно, казалось бы, неспокойной сфере, пожалуй, в действительности никаких проблем не прослеживается. Как жили в мире и согласии русские, украинцы и крымские татары, так они и продолжают жить. На рынках преобладают украинцы (фермерская продукция, сувениры) и крымские татары (овощи и фрукты, вино, кожгалантерея, посуда и кухонная утварь). Но не отстают от них и русские (одежда, обувь, бижутерия). Хотя, если честно, то татары в торговле всё же более преуспевают. Здесь много магазинов – просто с татарскими названиями. В татарских павильончиках пекут и прямо с пылу - с жару продают вкусные и огромные пироги с чебуреками.
В нашем санатории практически весь медперсонал был украинским. И каждый день нас встречали приветливые  и искренне доброжелательные улыбки и горничных, и процедурных медсестричек, и работников столовой.
 
С Украиной Крым и не переставал оставаться в нормальных общежитейских отношениях. Да, хозяйственно-экономические связи оказались перерезанными. Напакостили нынешние украинские власти и с водой, и с электроэнергией. Но странно: людские потоки как в ту, так и в другую сторону через украино-российскую границу совсем не иссякли. А как иначе, если у большого числа крымчан на Украине остались родственники? И наоборот.

Встречались на рекламных щитах объявления о прямых межгосударственных пассажироперевозках, например, Судак – Харьков…

А относительно крымских татар… ну, во первых, по одному из местных каналов ТВ идёт полноформатная трансляция на татарском языке. Издаются газеты… но меня как-то больше  впечатлил такой факт. Ехали мы туристским автобусом в Керчь. Рядом с водителем – молодым черноволосым красавцем – сидела бойкая русоволосая девушка. Естественно, они всю дорогу чём-то весело ворковали. Прислушался – и слышу: «… а как по татарски «Я тебя люблю?»».

Разговорился я как-то и с татарином таксистом. «А чем заниматься здесь, в Судаке? – ответил он мне вопросом на вопрос. – У нас ничего, кроме винограда не растёт. Почва не такая, как надо… да и воды не хватает. Земли мало – кругом горы. Одна надежда – на туристов. Нам какая разница – чей Крым. Вот снизился поток туристов – это плохо. Кто в этом виноват – не знаю. Наверное, после завершения строительства Крымского моста будет лучше. Этим вот пока и живём».

… Сейчас, пожалуй, никто точно не скажет: какие народности и в каком процентном соотношении живут в Крыму. А оно это кому-то и нужно? О возврате на Украину – здесь никто всерьёз не думает. Несмотря на временные бытовые трудности, связанные с перекрытием вековых стабильных материковых связей (волею политических глупостей оказавшихся украинскими), численность населения полуострова неуклонно растёт. Я поинтересовался стоимостью выставленного на продажу жилья. Ну, вот, к примеру, в Судаке «однушка» (35м.кв.) на вторичном рынке, не шибко новенькая, но у моря – 2 млн. рублей. А «двушка» (50м.кв.) в строящемся доме – 4,5 млн. рублей. И ведь даже среди моих новых знакомых-отдыхающих (людей пенсионного возраста) были люди, очень заинтересованные этими предложениями.

2. Крымские красоты

… Практически все ожидания перемен к лучшему у крымчан, естественно, связаны со строительством Крымского моста. Недавно по ТВ объявили, что по результатам конкурса на лучшее название строящегося моста решено назвать его Крымским. Странная информация… если учесть, что это название давно фигурирует во всех официальных документах. Да и на смотровой площадке на крутом берегу Керчи, где даже установлена подзорная труба с видом на строящейся мост, висит металлическая табличка с этим же названием.

Сегодня в Крыму нет ни одного крупного сетевого магазина типа «Монетки», «Пятёрочки» или «Магнита». Потому что грузооборот по известной причине весьма ограничен. Ассортимент что промышленных, что продовольственных товаров очень скуден. Естественно, и цены не намерены опускаться. Молокоперерабывающие заводики на полуострове есть, но все они завязаны на санаторное обслуживание. Все молочные продукты в магазинах – долгоиграющие в тетрапаках.
 
… В Керчи, конечно же, все дороги ведут к знаменитому мосту. Близко к нему туристов  не подпускают. А издали? Видно то же, что и на экранах телевизора. Уходящая за горизонт морского пространства лента ажурно-сплетенных металлических конструкций. Не видно ни людей, ни механизмов. Но по снующим вокруг моста различным плавсредствам видно, что жизнь там, не видимая глазу, кипит полным ходом.

… Керчь – город трудовой. Днём его улицы пустынны. А вечером… как будто весь город от мала до велика в красивых одеждах  выходит на знаменитую керченскую набережную. 
В Керчи самые богатые по ассортименту рыбные «привозы». В его рыбных магазинах ходишь, как по краеведческому музею: столько там разной морской «всячины».

… А разве напрасны ожидания туристского бума от пока незаслуженно плохо рекламируемых красот знаменитых ялтинских мест Крыма?
Ялта с соседствующими с ней Алуштой, Алупкой и Ливадией по праву считается «некоронованной» столицей полуострова.

Ливадийский дворец Романовых… Дворец Воронцовых с великолепием паркового искусства… Ласточкино гнездо… - Да есть ли смысл описывать все великолепия южного побережья Крыма? Это надо посмотреть и самому убедиться в том, что такие красоты существуют в природе.

3. Послесловие

… Крым живёт своей жизнью, и ему нет никакого дела до международных мнений о его статусе. Производит, как и в старые добрые «советские» времена, хорошее марочное вино (многие винзаводы в период «украинизации» влачили жалкое существование), которое имеет хорошую репутацию за рубежом. Оживилось в северной равнинной части полуострова сельскохозяйственное  растениеводство. Восстанавливается порушенная недавней 20-летней безхозяйственностью промышленность.

Крым живёт и верит в то, что вернутся когда-нибудь те времена, когда братские народы снова будут жить в добрососедстве и согласии.