Про кочегара с пожарным уклоном Борьку

Борис Дерендяев
В армии я на "точке" служил.
Обычно при словосочетании "армия и точка" фантазия людей рисует ракетные шахты, сверхсекретные лаборатории, ядерный и бактериологический арсенал страны.
Наша точка была гораздо менее романтичной. (хотя как сказать?)
Мы в числе десятка других разбросанных вокруг аэродрома  "объектов" таково официальное название  полёты наших славных "ВВС" и "ВТА" обеспечивали.
Мой "объект" находился в трёх км  от "ВПП". прямо по курсу взлёта. Над головами взлетали "МИГи", "ЯКи", еогда летал полк "ВВС" и "Аннушки" -"АН-12", когда были полёты полка "ВТА".
Но я собираюсь не об этом рассказать. Я о том, как чуть не пал героической смертью  заживо сгорев.
Дело было так: Централизованного отопления на нашем объекте не было, а был котёл  в выкопанном ниже уровня земли  помещении два на два примерно.
Уголь, который привозили углём назвать можно было только с натяжкой. Какая то сырая и слипшаяся субстанция.
Гореть самостоятельно эта субстанция не желала.
Но русский солдат даже суп из топора может сварить, а уж поджечт не способное гореть так вообще как два пальца об асфальт.
Для заправки дизель-генератора стояла у нас на сваренной из уголка раме  ёмкость с солярой -снятая с машины цистерна тонны на три.
Благо дизель запускали в работу  несоизмеримо реже, чем записывали в аппаратный журнал,  дизтоплива у нас было как говориться -"хоть одним местом ешь".
Мы и жгли солярку вперемешку с углём.. Наливаешь в ведро сделанное из квадратной банки литров на двадцать (кажись из под масла)  солярки, прёшься в кочегарку и предварительно забросив в топку несколько лопат угля  щедро плесакешь (плещешь)зелёной,солдатской, эмалированной кружкой солярку..
Обычно в неостывшей ещё топке вспыхивало само, после первой же кружки , иногда приходилось спичку бросать, чтоб вспыхнули испаряющиеся газы, ну а совсем заглохшую  кочегарку разжигали поджигая тряпку окунутую в это же ведро.
Мы по очереди дежурили. В обязанности дежурного входило поддержание тепла в помещении, уборка (мытьё пола, уборка снега (зимой),фигурное грабление посыпанных привозным песочком дорожек (летом) , включение светового и РТО  оборудования в ночное время, когда  все, в чьём ведении это оборудование спят.
И вот однажды, была моя очередь дежурить. И как назло слярка  в цистерне кончилась.
Но я же советский солдат. Меня убедили, что безвыходных ситуаций не бывает.
А надо сказать, что для выработки электричества в отсутствии напряжения в сети на нашем объекте кроме дизеля были ещё т.н "УДэшки.
Древний аналог современных, бензиновых генераторов повсеместно применяемых везде и даже в быту.
А ещё были две двухсотлитровые бочки с бензином, для кормления этих "удэшек".
Беру я ведро, шланг "засасываю" бензин. и  спускаюсь в кочегарку. Ставлю ведро, набрасываю уголь, зачерпываю кружкой из ведра и плескаю в топку...
.....И тут задуманный сценарий идёт  вразнос. Случается вспышка! Почти взрыв! Пламя вырывается из топки, вспыхивает кружка, вместе с кружкой загорается рука,  жжение заставляет бросить кружку, она по закону подлости попадает в ведро, ведро вспыхивает, я в панике  бросаюсь убегать, зацепляю ногой ведро, опрокидываю, вся кочегарка превращается в подобие мартеновской печи, но я успеваю выскочить и зарывшись в снег погасить огонь.
Тут ребята на мои вопли выскочили и снегом -же забросали  пожар.
Гореть в кочегарке кроме меня  и ведра с бензином особенно было нечему, так что кроме черных, закопчённых стен ущерб был минимальный.
Но кочегарку мне пришлось потом белить. Пока командиры не прочухали...
А на соседней точке у солдатика паяльная лампа взорвалась и он обгорел сильно , -в госпитале даже с месяц лежал..
Много было в армии случаев всяких , но это другие истории.
....................
На фото  Экипаж БПРМ-северный 1975г
Слева направо: -Морговцов -Белоруссия; -Саввенков Воронеж; Гордый -Ивано Франковск: Я -Свердловск на карачках Ендальцев - село Сылва Шалинского района, Свердловской области...
19 января 2018 г.
..................
БПРМ; Ближний, приводной радиомаркер. (хотя многие считали, что "РМ" в честь  Курсового РадиоМаяка  которым я и заведовал.